Якопо Тинторетто. Картины и биография мастера венецианской школы XVI века

Слова «итальянское Возрождение» звучат музыкой даже для начинающего любителя искусства. Венецианская живописная школа - один из самых выразительных мотивов в ней. Мощный, яркий аккорд этой мелодии – творчество Тинторетто. Картины данного мастера являют собой заключительную, наивысшую стадию художественного Ренессанса Венеции.

Тинторетто картины

Начало

Жизнь Тинторетто полна тайн. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Робусти (robusto - крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Позднее к прозвищу Тинторетто стали добавлять эпитет Il Furioso – яростный, точно определяющий как сами творения мастера, так и процесс их создания.

Первыми полотнами для Якопо Комина стали стены красильни, и, увидев творения сына, Робусти отвел его на обучение к великому Тициану. Существует предание, что, поняв масштабы дарования Тинторетто, мастер в приступе ревности прогнал того прочь, убоявшись будущего конкурента. Сомнительно. Скорее всего, Тициан понял, что непокорный юноша станет великим художником, но не сможет быть хорошим учеником.

Неизвестно, у кого проходил обучение Тинторетто. Картины он писал, следуя девизу, начертанному на стене студии: «Il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano», что означает «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Но первые же значительные работы показали, что наряду с освоением художественных традиций титанов Возрождения в них ясно виден поиск собственного пути.

«Чудо Святого Марка» (1548)

Христианин-раб без позволения хозяина совершил паломничество к мощам Святого Марка и вверил ему душу и тело. И когда хозяин решил в наказание сначала ослепить раба, потом четвертовать, Святой Марк явился с небес и придал телу юноши волшебную неуязвимость. Мечи и топоры ломаются о невидимую броню, и это вызывает страх и трепет у многочисленной толпы.

Художник Тинторетто картины

Многофигурная композиция из пластически точно проработанных персонажей пронизана невиданным движением времени и пространства. Тинторетто приглашает на своё полотно огромную венецианскую толпу, где можно увидеть гостей из разных стран, представителей разных сословий. Активная линия, мощные цвета, свободное движение кисти в светлых акцентах складок одежды - всё это уничтожает гармоническое спокойствие Ренессанса, рождает новые посылы маньеризма и будущего барокко.

Il Furioso Тинторетто

Наследие мастера огромно. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали, и в общем замысле, в его воплощении, признавали все.

Он был истинным человеком эпохи Возрождения. Расписывал стены и плафоны потолков церквей и общественных зданий Венеции и окрестностей. Его кисти принадлежат и огромные картины на религиозные сюжеты, и камерные полотна с мифологическими сюжетами. Готовясь к новым заказам, он лепил восковые модели, одевал их и искал наиболее выразительные ракурсы. Он упорно экспериментировал с светом, работая долгими ночами при свечах.

«Рай» (1588)

Созданная для украшения главного зала Дворца дожей картина Тинторетто «Рай» имеет размеры 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. Она считается самым крупным в мире художественным произведением масляной живописи на холсте. «Рай» поражает бесконечной фантазией автора, мастерством рисунка и свободой цветового решения.

Картина Тинторетто Рай

Некоторые персонажи проработаны минимально и приобретают физическую бестелесность, теряясь в огромной толпе типажей. Это считалось совершенно недопустимо у мастеров высокого Возрождения. Но колоссальная энергетическая составляющая, клубящееся движение красок и линий принадлежит уже новому этапу развития живописи.

Новый взгляд на классический сюжет

Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» - написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.

Картина Тинторетто Тайная вечеря
Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.

Два автопортрета

Между двумя наиболее известными автопортретами лежит вся жизнь мастера. На картине 1547 года мы видим внимательный, чуть отстраненный молодой взгляд человека, осознающего своё дарование. Ему не до разговоров, его ждет долгая вдохновенная работа.

Тинторетто картины

На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Его взгляд по-прежнему где-то вдали. Он безмерно устал, он испытал славу и потери. Он уходит, но оставляет плоды огромного труда и высокого вдохновения - мудрость и красоту своих картин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.