Древнегреческая скульптура, ее особенности, этапы развития. Древнегреческие скульптуры и их авторы

Древнегреческая скульптура занимает особое место среди многообразия шедевров культурного наследия, принадлежащих этой стране. В ней воспета и воплощена при помощи изобразительных средств красота тела человека, ее идеал. Однако не только плавность линий и изящество - характерные черты, которыми отмечена древнегреческая скульптура. Настолько велико было мастерство ее создателей, что они сумели передать даже в холодном камне гамму эмоций, придать глубокий, особый смысл фигурам, как будто вдохнув в них жизнь. Каждая древнегреческая скульптура наделена загадочностью, притягивающей до сих пор. Творения великих мастеров не оставляют никого равнодушным.

Древняя Греция, как и другие культуры, переживала в своем развитии различные периоды. Каждый из них был отмечен изменениями во всех видах изобразительного искусства, в том числе и скульптуре. Поэтому проследить основные этапы становления данного вида искусства возможно, вкратце охарактеризовав особенности древнегреческой скульптуры в различные периоды исторического развития этой страны.

Архаический период

Архаический период - время с 8-го по 6-й век до нашей эры. Древнегреческая скульптура в это время имела в качестве характерной особенности некоторую примитивность. Она наблюдалась потому, что воплощенные в произведениях образы не отличались разнообразием, они были чересчур обобщены (фигуры девушек называли корами, юношей - куросами).

Аполлон Тенейский

Статуя Аполлона Тенейского является самой известной из всех, дошедших до нашего времени фигур этой эпохи. Всего их известно сейчас несколько десятков. Выполнена она из мрамора. Аполлон изображен как юноша с опущенными руками, пальцы сжаты в кулаки. Глаза его широко раскрыты, а в лице находит отражение архаическая улыбка, типичная для скульптур, относящихся к данному периоду.

Женские фигуры

Образы женщин и девушек отличали волнистые волосы, длинные одежды, однако в них привлекали больше всего изящность и плавность линий, воплощение грации, женственности.

Архаические древнегреческие скульптуры обладали некоторой непропорциональностью, схематичностью. Каждая работа, с другой стороны, притягательна сдержанной эмоциональностью и простотой. Для данной эпохи в изображении фигур людей характерна, как мы уже отмечали, полуулыбка, которая придает им глубину и загадочность.

Находящаяся сегодня в Берлинском государственном музее "Богиня с гранатом" является одной из фигур, сохранившихся лучше всего среди других архаических скульптур. При "неправильных" пропорциях и внешней грубоватости образа руки, блестяще выполненные автором, привлекают внимание зрителей. Выразительный жест делает скульптуру особенно выразительной и динамичной.

"Курос из Пирея"

Находящийся в Афинском музее "Курос из Пирея" - более позднее, следовательно, более совершенное творение, выполненное древним скульптором. Перед нами предстает молодой мощный воин. Жесты рук и легкий наклон головы говорят о беседе, которую он ведет. Уже не столь бросаются в глаза нарушенные пропорции. Архаические древнегреческие скульптуры, как мы уже упоминали, обладают обобщенными чертами лица. Однако у данной фигуры это не столь заметно, как у творений, относящихся к раннему архаическому периоду.

Классический период

Классический период - это время с 5-го по 4-й век до нашей эры. Произведения древнегреческой скульптуры в это время претерпели некоторые изменения, о которых мы вам сейчас расскажем. Среди скульпторов данного периода одной из самых известных фигур является Пифагор Регийский.

Особенности скульптур Пифагора

Для его творений характерны реализм и живость, являвшиеся в то время новаторскими. Некоторые работы этого автора считаются даже чересчур смелыми для этой эпохи (например, статуя мальчика, вынимающего занозу). Живость ума и необыкновенный талант позволили этому скульптору заняться изучением смысла гармонии при помощи математических методов расчета. Он проводил их на базе философско-математической школы, им же и основанной. Пифагор, используя данные методы, исследовал различной природы гармонию: музыкальную, архитектурного сооружения, человеческого тела. Существовала Пифагорова школа по принципу числа. Именно оно считалось основой мира.

Другие скульпторы классического периода

Классический период, кроме имени Пифагора, дал мировой культуре таких известных мастеров, как Фидий, Поликлет и Мирон. Произведения древнегреческой скульптуры этих авторов объединяются следующим общим принципом - отображением гармонии идеального тела и прекрасной души, заключенной в нем. Именно данный принцип является основным, которым руководствовались различные мастера того времени при создании своих творений. Древнегреческая скульптура - идеал гармонии и красоты.

Мирон

Большое влияние на искусство Афин 5-го века до н. э. оказали работы Мирона (достаточно вспомнить знаменитый Дискобол, выполненный из бронзы). Этот мастер, в отличие от Поликлета, о котором мы еще расскажем, любил изображать фигуры в движении. Например, в вышеуказанной статуе Дискобола, относящейся к 5-му веку до н. э., он изобразил красивого юношу в момент, когда тот замахнулся для того, чтобы бросить диск. Напряжено и изогнуто его тело, захваченное движением, подобно пружине, готовой развернуться. Тренированные мускулы взбугрились под упругой кожей руки, отведенной назад. Образуя надежную опору, пальцы ног вдались глубоко в песок. Такова древнегреческая скульптура (Дискобол). Статуя отлита была из бронзы. Однако до нас дошла только мраморная копия, сделанная римлянами с оригинала. На изображении ниже представлена статуя Минотавра работы этого скульптора.

древнегреческая скульптура и живопись

Поликлет

Древнегреческая скульптура Поликлета обладает следующей характерной особенностью - фигуре человека, стоящего с поднятой вверх рукой на одной ноге, присуще равновесие. Примером мастерского воплощения ее является статуя Дорифора-копьеносца. Поликлет в своих работах стремился идеальные физические данные сочетать с духовностью и красотой. Такое стремление его вдохновило на издание своего трактата под названием "Канон", к сожалению, не сохранившегося до нашего времени.

Полны напряженной жизни статуи Поликлета. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя. Например, "Копьеносец" - человек могучего сложения, который полон чувства собственного достоинства. Он неподвижно стоит перед зрителем. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям. Как легко и умело владеющий собственным телом человек, копьеносец немного согнул ногу, переместив на другую тяжесть корпуса. Кажется, что пройдет немного времени, и он повернет голову и шагнет вперед. Перед нами предстает красивый, сильный человек, свободный от страха, сдержанный, гордый - воплощение идеалов греков.

Фидий

Можно по праву считать Фидия великим творцом, создателем скульптуры, относящимся к 5-му веку до н. э. Именно он смог овладеть в совершенстве мастерством литья из бронзы. Фидием было отлито 13 скульптурных фигур, которые стали достойными украшениями Дельфийского храма Аполлона. Относится к числу работ этого мастера также статуя Афины Девы в Парфеноне, высота которой составляет 12 метров. Она выполнена из слоновой кости и чистого золота. Эта техника выполнения статуй была названа хризо-элефантинной.

В скульптурах этого мастера особенно отражено то, что в Греции боги - это образы идеального человека. Из творений Фидия сохранилась лучше всего 160-метровая мраморная лента рельефа фриза, на которой изображено шествие богини Афины, направляющейся в храм Парфенона.

Статуя Афины

Сильно пострадала скульптура этого храма. Еще в глубокой древности погибла "Афина Парфенос". Эта фигура стояла внутри храма. Создал ее Фидий. Древнегреческая скульптура Афины обладала следующими особенностями: голова ее с округлым подбородком и гладким невысоким лбом, а также руки и шея были выполнены из слоновой кости, а шлем, щит, одежда и волосы - из листов золота.

произведения древнегреческой скульптуры

С данной фигурой связано множество историй. Настолько знаменит и велик был этот шедевр, что сразу же у Фидия появилось множество завистников, которые всячески пытались насолить скульптору, для чего искали причины, чтобы обвинить его в чем-либо. Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины. Фидий в доказательство своей невиновности снял все золотые предметы со статуи и взвесил их. В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. Тогда скульптора обвинили в безбожии. Щит Афины стал причиной этого. На нем изображалась сцена боя с амазонками греков. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла. Общественность Греции, несмотря на все заслуги этого мастера, все же выступила против него. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора.

Не исчерпывались достижения Фидия скульптурами, выполненными в Парфеноне. Так, он создал фигуру Афины Промахос из бронзы, которая была воздвигнута примерно в 460 году до н. э. в Акрополе.

Статуя Зевса

древнегреческая скульптура идеал гармонии и красоты

К Фидию пришла подлинная известность после создания этим мастером статуи Зевса для храма, расположенного в Олимпии. Высота фигуры составила 13 метров. Многие подлинники, к сожалению, не сохранились, до наших дней дошли лишь их описания и копии. Во многом этому способствовало фанатичное уничтожение произведений искусств христианами. Не уцелела и статуя Зевса. Ее можно описать так: 13-метровая фигура восседала на золотом троне. Украшал голову бога венок из ветвей маслины, что являлось символом его миролюбия. Грудь, руки, плечи, лицо выполнены были из слоновой кости. Плащ Зевса перекинут через его левое плечо. Борода и венец - из сверкающего золота. Такова эта древнегреческая скульптура, кратко описанная. Кажется, что бог, если он встанет и расправит плечи, не поместится в этом обширном зале - потолок будет ему низок.

Период эллинизма

Этапы развития древнегреческой скульптуры завершает эллинистический. Этот период - время в истории Древней Греции с 4-го по 1-й век до нашей эры. Скульптура в это время имела по-прежнему основным предназначением украшение различных архитектурных сооружений. Но в ней находили также отражение происходившие в управлении государством изменения.

древнегреческие скульптуры и их авторы

В скульптуре, являвшейся в то время одним из главных видов искусства, кроме того, возникло множество направлений и школ. Они существовали на Родосе, в Пергаме, Александрии. Лучшие произведения, представленные этими школами, отражают проблемы, волновавшие в то время умы людей данной эпохи. Образы эти, в противоположность классической спокойной целеустремленности, несут в себе страстную патетику, эмоциональное напряжение, динамику.

Сильным влиянием Востока на все искусство в целом характеризуется поздняя греческая античность. Появляются новые особенности древнегреческой скульптуры: многочисленные детали, изысканные драпировки, сложные ракурсы. В величие и спокойствие классики проникает темперамент и эмоциональность Востока.

Находящаяся в римском музее Терм «Афродита Киренская» полна чувственности, некоторого кокетства.

«Лаокоон и его сыновья»

Наиболее известная скульптурная композиция, относящаяся к данной эпохе, - «Лаокоон и его сыновья», выполненная Агесандром Родосским. Этот шедевр сегодня хранится в музее Ватикана. Полна драматизма композиция, а сюжет предполагает эмоциональность. Герой и сыновья его, отчаянно сопротивляясь посланным Афиной змеям, как будто понимают свою ужасную участь. С необыкновенной точностью выполнена эта скульптура. Реалистичны и пластичны фигуры. Сильное впечатление производят лица героев.

Три великих скульптора

В произведениях скульпторов, относящихся к 4-му веку до н. э., гуманистический идеал сохраняется, но исчезает при этом единство гражданского коллектива. Утрачивают ощущение полноты жизни и цельность мировосприятия древнегреческие скульптуры и их авторы. Великие мастера, жившие в 4-м веке до н. э., создают раскрывающее новые грани душевного мира искусство. Наиболее ярко эти поиски выразили три автора - Лисипп, Пракситель и Скопас.

Скопас

Скопас стал самой заметной фигурой среди остальных скульпторов, работавших в то время. В его искусстве дышат глубокие сомнения, борьба, беспокойство, порыв и страсть. Этот уроженец острова Парос творил во многих городах на территории Эллады. Мастерство этого автора воплотилось в статуе под названием "Ника Самофракийская". Такое название было получено в память о победе в 306 году до н. э. Родосского флота. Фигура эта установлена на пьедестале, напоминающем по конструкции корабельный нос.

"Танцующая менада" Скопаса представлена в динамичном, сложном ракурсе.

Пракситель

древнегреческая скульптура

Иное творческое начало имели скульптуры Праксителя. Воспевал этот автор чувственную красоту тела и радость жизни. Пракситель пользовался огромной славой, был богат. Наибольшую известность принесла этому скульптору статуя Афродиты, выполненная им для острова Книд. Она была первым в греческом искусстве изображением обнаженной богини. Красавица Фрина, знаменитая гетера, возлюбленная Праксителя, послужила моделью для статуи Афродиты. Эта девушка была обвинена в кощунстве, а затем оправдана восхищенными ее красотой судьями. Пракситель является певцом женской красоты, которую чтили греки. К сожалению, лишь по копиям известна нам Афродита Книдская.

Леохар

Леохар - афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Этот скульптор, работая в различных эллинских полисах, создавал мифологические сцены и изображения богов. Он выполнил несколько портретных статуй в хризо-элефантинной технике, изображающих членов семьи Филиппа, македонского царя. После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. Она сохранилась в мраморной копии, выполненной римлянами, и получила под именем Аполлона Бельведерского мировую известность. Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.

древнегреческие скульптуры

После времени правления Александра Македонского эпоха эллинизма стала периодом бурного расцвета портретного искусства. Воздвигали на площадях городов статуи различных ораторов, поэтов, философов, полководцев, государственных деятелей. Мастера хотели добиться внешнего сходства и при этом подчеркнуть в облике черты, превращающие в типичный образ портрет.

Другие скульпторы и их творения

Классические скульптуры становились образцами различных творений мастеров, работавших в эпоху эллинизма. Четко просматривается в произведениях того времени гигантомания, то есть стремление желаемый образ воплотить в огромных размеров статуе. Особенно часто она проявляется, когда создаются древнегреческие скульптуры богов. Статуя бога Гелиоса является ярким тому примером. Она выполнена из позолоченной бронзы, возвышалась у входа Родосской гавани. Высота скульптуры - 32 метра. Над ней работал 12 лет, не покладая рук, Харес, ученик Лисиппа. Это произведение искусства заняло по праву почетное место в списке чудес света.

этапы развития древнегреческой скульптуры

Многие статуи после захвата римскими завоевателями Древней Греции были вывезены за пределы этой страны. Не только скульптуры, но также и шедевры живописи, собрания императорских библиотек и другие предметы культуры постигла эта участь. Многие люди, работавшие в сфере образования и науки, были захвачены в плен. В культуру Древнего Рима, таким образом, вплелись, оказав существенное влияние на ее развитие, различные элементы греческой.

Заключение

Конечно, разные периоды развития, которые пережила Древняя Греция, свои коррективы внесли в процесс формирования скульптуры, однако одно объединяло мастеров, принадлежащих к различным эпохам, - стремление к постижению в искусстве пространственности, любовь к выражению при помощи различных приемов пластики тела человека. Древнегреческая скульптура, фото которой представлено выше, к сожалению, до наших дней дошла лишь частично. Зачастую мрамор служил материалом для фигур, несмотря на его хрупкость. Лишь так можно было передать красоту и изящность человеческого тела. Бронза хоть и являлась более надежным и благородным материалом, значительно реже использовалась.

Древнегреческая скульптура и живопись своеобразны и интересны. Различные образцы искусства дают представление о духовной жизни этой страны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.