Созвездие Персея: история, факты и легенды. Звёзды созвездия Персея

Карта звёздного неба – зрелище невероятно привлекательное и завораживающее, особенно если это темное ночное небо. На фоне простирающегося туманной дорогой Млечного пути прекрасно видно как яркие, так и слегка затуманенные звезды, составляющие различные созвездия. Одним из таких созвездий, практически целиком находящихся в Млечном пути, является созвездие Персея.

созвездие персея

Легенда созвездия Персея

Созвездие Персей (легенда возникновения которого необычайно красива) – достаточно интересное с точки зрения науки. Но сейчас не об этом, а о любви. Расположение звёзд созвездия напоминает человека в высокой шапке на голове. И вот какой существует рассказ о созвездии. Согласно старинному преданию, Персей был внебрачным ребёнком Зевса и царской дочери. В своё время правителю было открыто пророчество, что погибнет он от руки родного внука. Испугавшись предсказания, царь закрыл красавицу Данаю в башне. Но Зевс, полюбивший земную девушку, пробрался в темницу, превратившись в золотой дождь. Вскоре царевна родила сына. И чтобы избавиться от нежеланного малыша, царь велел заточить мать с младенцем в бочку и кинуть в море. Молодая мать и малыш выжили, а бочка приплыла к берегу острова.

Когда молодой красавец Персей стал взрослым, то совершил немало подвигов. И во время своих приключений юноша нашел свою любовь - красавицу Андромеду. Уже будучи взрослым, он принимал участие в соревнованиях по метанию диска, где и случайно убил родного деда. Вот такой красивый рассказ о созвездии с немного печальным концом.

созвездие андромеды и персея

История древнего созвездия

Созвездие Персея, расположенное в северном небесном полушарии, открыто было еще древними астрономами. И лучше всего на звездном небосклоне его видно в период с ноября по март. В безоблачную и безлунную ночь не составит труда различить все девяносто звёзд созвездия даже невооружённым глазом, поскольку в составе созвездия присутствуют звезды и второй, и третьей величины.

Рассеянные звёздные скопления в созвездии Персея были открыты астрономами довольно давно. В частности, в конце 19 века американский астроном открыл эмиссионную туманность. Это довольно красивое явление, которое можно рассмотреть при помощи современного телескопа. Созвездие Персей (фото которого можно увидеть в статье) упоминается в каталоге звездного неба, датированного вторым веком нашей эры.

рассказ о созвездии

Местонахождение Персея на звёздном небосводе

Созвездие достаточно хорошо просматривается на всей территории России. Самые благоприятные условия для видимости - в декабре.

Созвездие Андромеды и Персея (рассматриваемое нами создвездие) расположены рядом. И если вы хотите найти Персея на небе, то прежде всего нужно найти Андромеду. В созвездии возлюбленной Персея есть прямая линия, составленная несколькими звездами. Затем продолжите линию на восток, и она укажет вам на звёздного Персея.

Звездные соседи

Как и любое другое, созвездие Персея на небе имеет соседей. С востока оно граничит с Кассиопеей, на западе соприкасается с Возничим. На юго-востоке от Персея можно легко обнаружить созвездие Тельца. К тому же созвездие Андромеды и Персея находятся очень близко - даже здесь влюбленный не отпускает свою красавицу.

созвездие персей фото

Подмигивающий дьявол в созвездии

Соответствуя своему легендарному образу, Персей на небесной карте изображен как воин с головой медузы Горгоны на поясе.

Созвездие Персея наблюдали астрономы разных стран, и влекло их это звездное скопление своей загадочностью и неповторимостью. В средние века его изучением активно занимались арабские астрономы. Именно они заметили первыми, что при детальном рассмотрении головы медузы можно заметить, что один глаз у неё остаётся неподвижным, а другой время от времени как будто подмигивает. И эта звезда в созвездии Персея получила имя «дьявол», или по-арабски - Алголь.

Европейским астрономом, первым, кто глубоко изучал феномен мигающей Алголь, был итальянский астроном-физик, живший в 17 веке. Однако его исследования нисколько не приблизили его к пониманию того, с какой закономерностью звезда мигает. Определить это удалось астрономам только в конце 18 века, наблюдая за звездой на протяжении каждой ночи. Благодаря такой методичной работе удалось установить, что в «подмигиваниях» Алголь существует строгая периодичность.

Двое с половиной суток блеск звезды остаётся неизменно ярким. Следующие девять часов яркость ее начинает постепенно снижаться, а затем снова увеличивается до начального значения. Промежуток между «подмигиваниями» составляет приблизительно двое суток и двадцать один час.

звезда в созвездии персея

Разгадка тайны Алголь

Именно такой вывод дал возможность астрономам предположить наличие другого небесного тела, которое вращается вокруг мерцающей звезды. В конце 19 века такое предположение стало научно подтверждённым фактом. Ученые получили подтверждения своим догадкам, обнаружив у Алголь спутник. Именно он периодически затмевает звезду, вызывая колебания силы блеска.

Эта звезда оказалась первым небесным телом, открытым астрономами с характеристикой затменно-переменной звезды. И даже после этого интерес ученых к изучению этой небесной красавицы не пропал. Благодаря такому повышенному вниманию удалось установить присутствие еще одного спутника, расположенного на большем расстоянии, нежели первый. Из-за своей достаточной удалённости мерцания звезды Алголь он не вызывает, как не вызывает и затмения самой звезды.

созвездие персей легенда

Искрящийся рой звёзд в составе Персея

Это одно из самых красивых скоплений звёзд, найденное учеными в созвездии Персея. Невооруженным глазом можно заметить лишь небольшое светлое пятнышко. Но если внимательно посмотреть на него в телескоп, то можно увидеть незабываемое по красоте скопление звёзд. Сотни искрящихся светил создают впечатление маленького небесного праздника. Ко всему прочему оно имеет два сгущения небесных тел.

Эти рассеянные скопления в созвездии имеют разную удалённость от Земли и разное количество звезд в своём составе. Первое скопление более многочисленное, чем второе. Разница в количестве составляет около ста небесных тел. Астрономы, наблюдающие внимательно за скоплениями, пришли к выводу, что звёзды в их составе не являются случайными, собравшимися без какой-либо системы. Существует гипотеза, что они все сформированы из единой дозвёздной формы материи.

К тому же, в середине 20 века астроном из Голландии сделал еще одно интересное открытие: звёзды второго скопления разбегаются во все стороны от его центральной части. Он также сумел рассчитать, что эта ассоциация звёзд возникла сравнительно недавно.

В целом звёздные скопления Персея интересны для исследователей тем, что они являются самыми многочисленными. Интересна для исследователей также и диффузная туманность Калифорния, расположенная в созвездии Персея. Она, по наблюдениям ученых, освещается достаточно большой звездой. Расстояние от Земли до этой светлой туманности составляет около 2000 световых лет.

созвездие персея на небе

Вторая переменная звезда

В созвездии Персея, кроме Алголь, есть еще одна переменная звезда. Ее также можно наблюдать без телескопа. Временной диапазон её мерцания не является постоянным, как у звезды «дьявола», а укладывается в промежуток от 33 до 55 суток. Такое явление непостоянства до конца не изучено астрономами, как не определена и причина мерцания.

Наблюдение за этой красивой звездой доставляет удовольствие. Но поскольку ученые привыкли сочетать приятное с полезным, то было установлено, что эта звезда также имеет спутник. При этом его размеры несколько меньше размера самой звезды.

Наблюдая эту пару в телескоп, астрономы называли их «небесными бриллиантами» из-за удивительного сочетания цветов. Главная звезда горит красивым оранжевым светом, а её маленький спутник имеет загадочное синеватое свечение.

Метеоритные дожди Персея

Тем кто активно интересуется метеоритами, астрономы предлагают просмотреть увлекательное зрелище метеоритного дождя в созвездии Персея. Приходится звездопад на летнее время. Это примерно с середины июля до последних чисел августа. Пик дождя выпадает на середину августа. Астрономы назвали этот активный метеорный поток Персеидом.

На ночном небосклоне можно увидеть огромное число замечательных созвездий, многие из которых требуют ещё тщательного изучения и рассмотрения. Это касается и созвездия Персея. Несмотря на многие совершенные открытия, изучать его предстоит ещё многим поколениям людей. То, что ещё остаётся далеко «за кадром» современной астрономической науки, возможно, через несколько десятков лет поразит человечество масштабностью своего открытия.