Что такое точные рифмы? Исторический экскурс

Точная рифма представляет собой совпадение качества и количества послеударных гласных и согласных звуков. Чем больше совпадающих звуков, тем выше точность. Так, например, точными являются такие варианты, как «миска – низко», «улица-курица», «бежать – дышать» и т. д. Рифма считается достаточной, если имеет место совпадение двух и более звуков. Совпадение одного гласного звука не является достаточным. Так, пара «она – душа» не является рифмой, а «она – луна» - является.

что такое точные рифмы

Неточная рифма имеет место в случае совпадения одного (иногда двух) звуков. Для нее характерны различия в звучащих согласных, находящихся в безударных слогах в окончаниях строк. Неточных рифм в стихотворении может быть значительно больше, чем точных. Это не является недостатком сочинения – скорее наоборот, так как неточные рифмы значительно украшают слог, делают его более разнообразным: «на крыше – слышу», «вечер – плечи» и др.

Фонетическая и графическая точность

Фонетически точная рифма подразумевает совпадение с ударного гласного звука и до конца стиха.

Графически точной рифма считается тогда, когда помимо звуков идет совпадение букв.

Например, рифма «бриз – рис» является только фонетически точной, в то время как рифма «бриз – приз» либо «бриз – каприз» точна во обоих смыслах.

Богатая рифма

Данная форма имеет место в том случае, если есть совпадение предударного (опорного) согласного звука. Богатыми считаются мужские рифмы (ударение на последний слог): «вода – слюда», «вы – Невы»; в отличие от женских (ударение на предпоследний слог): «воду – свободу», «слово – снова».

Точные рифмы в поэзии русского классицизма

Русский литературный классицизм получил свое развитие в XVIII-нач. XIX вв. и отличался высокой тематикой, строгостью стиля и созданием определенных идеальных образов. Яркими представителями данного направления были Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и Д. И. Фонвизин. Что такое точные рифмы в классицистской поэтической традиции? Начиная с поэзии А. Д. Кантемира и до раннего творчества Г. Р. Державина (XVIII век) русская поэзия отличалась графически точными рифмами:

«Как в нынешнее время не будут являться

Святцы и богатыри; что люди мерзятся

Брадобритием и всем бусурманским нравом,

Не ходят в старом отцов предании правом»

(А. Д. Кантемир «На состояние сего света. К солнцу»).

Некоторые вольности иногда допускались, но больше в виде исключения. Однако уже поздний Державин (нач. XIX века) нарушает традиции рифмовки периода классицизма:

рифма точная и неточная

«Боже! дай царю Твой суд

И цареву сыну правду,

Да народу подадут

И защиту и награду.

(Г. Р. Державин «Введение Соломона в судилище», 1979 г.).

Другой пример:

«Глаголом сим вострепетали бездны,

Сквозь пропасти подземны

Со огненна одра покоя своего»

(Г. Р. Державин «Целение Саула», 1809 г.).

Что такое точные рифмы в данном примере? Мы видим преобладание фонетически точной рифмы над графической, при этом также имеет место отсутствие рифмы: «бездны – подземны» и «правду – награду». Державин выступает определенным новатором поэтического слога, отступая от классического понимания рифмы. При этом слог поэта хоть и отличается своеобразной громоздкостью, тем не менее он становится более глубоким и самобытным, чем у предшественников Державина.

Поэтические традиции XIX века

Русская поэзия XIX века не поддерживает вольностей Державина и продолжает придерживаться традиций классицизма, четко определяя, что такое точные рифмы. Тем не менее в начале века В. А. Жуковский и А. С. Пушкин допускают определенную поэтическую свободу – некоторые незначительные отклонения от точных концевых созвучий. Например, за счет усечения конечного звука «й»: «Евгений – тени», «дани – рукоплесканий»; посредством рифмовки конечных звуков «г-х»: «друг – дух», и др.

точная рифма к слову

Вторая половина XIX века отличается меньшей строгостью к точности рифмы. Например, допускаются созвучия звуков «у» и «ы»: «худо – буду», «залах – алых» (Н. А. Некрасов, А. А. Фет); созвучия однородных звонких и глухих звуков: «оплошность – осторожность» (Н. А. Некрасов), и т.д.

Поэзия ХХ века

В начале ХХ века возникает новая тенденция в поэзии – рифмовка разных частей речи. Также происходит изменение метра стихосложения на протяжении отдельных коротких по размеру стихотворных фрагментов. В свою очередь, неточная рифма становится все более популярной: «лучи – приручить» (А. А. Ахматова), «ветер – на свете» (А. А. Блок). Что такое точные рифмы для поэзии Серебряного века? В этот период зарождаются многочисленные новые формы рифм – разноударных, разнословных и диссонасных.

Несмотря на то что данные новшества, с одной стороны, значительно обогащали русскую поэтическую мысль, с другой стороны, это могло привести к серьезному литературному хаосу. В качестве организующей компенсации выступила богатая точная рифма к слову (в духе традиций сумароковской поэтической школы), возрождение которой состоялось в ХХ веке.

 точные рифмы

В современном стихосложении любая рифма – точная и неточная в равной степени - могут быть уместны для того или иного поэтического произведения. Однозначной оценки предпочтения одной из данных форм в поэзии больше не существует.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.