Станция метро "Рижская" (Калужско-Рижская линия)

Так уж повелось, что станции метрополитенов во всем мире соревнуются в своем убранстве и архитектурных изысках. Есть среди них и такие, которые уже давно стали классикой и примером для подражания. К их числу относится и станция метро «Рижская», расположенная в столице Российской Федерации.

Немного истории

1 мая 1958 года была открыта для посещения новая станция метро «Рижская». Названа она так в честь Рижского вокзала, к которому через нее попадают пассажиры. Само строительство началось значительно раньше.

В средине 50-х годов прошлого века Московский метрополитен уже успел зарекомендовать себя как выгодное и удобное средство передвижения. Но он еще не справлялся со всеми потребностями столицы по перевозке пассажиров в разные ее концы. Поэтому было принято решение развивать метро, увеличивая протяженность перегонов и количество станций.

Поскольку наличие Рижского железнодорожного вокзала требовало улучшения транспортных условий для москвичей, недалеко от него решено открыть очередную станцию, которая стала частью перегона «Проспект Мира - ВДНХ».

Укрепление дружбы между народами

Для подтверждения политики СССР, направленной на развитие дружеских отношений между народами, правительство Москвы решило предложить проектировку и строительство станции представителям Латвии. Кому, как не им было знать, какой должна быть эта станция метро.

Но к работе приступили не сразу. В 1956 году был объявлен конкурс на проектные работы по строительству и отделке новой станции. В нем приняли участие 6 проектов. Конкурс проходил не только в Латвии, но и в Москве. В конце концов окончательно утвердили вариант команды молодых архитекторов, в которой были: А. Рейнфельдс, В. Апситис, С. Кравец, Ю. Колесникова, Г. Голубев.

Немного позже вышел указ о нецелесообразности архитектурных излишеств. В окончательном варианте пришлось отказаться от ажурных алюминиевых решеток на вентиляции и огромного панно с изображением Риги на глухой стене вестибюля.

Особенности станции

Вся Калужско-Рижская линия проходит под землей с разной глубиной залегания тоннелей. В частности, сама «Рижская» находится в 46 метрах от поверхности. Это трехсводчатая пилонная станция с вестибюлем и двумя платформами. Она имеет один выход на поверхность, к которой проложены три ленты эскалатора. Над станцией расположен внешний вестибюль.

Это одна из первых станций, которая дала начало для всей линии. Ее строили с применением новых технологий. Перегоны между тоннелями уменьшили до 8,5 метра в диаметре, что позволило проложить их параллельно оживленному проспекту Мира, но сразу же под ним.

К числу особенностей относится и то, «Рижская» - станция метро, Москва которой пользуется сравнительно часто, - построена в честь столицы Латвии и с учетом ее колорита.

Уникальность отделки

Изначально станция метро «Рижская» проектировалась как отражение особенностей страны, в честь столицы которой она названа. Поэтому было принято решение отделку выполнить в желто-коричневых тонах. Смысл такого цветового решения скрывается в том, что кафель должен имитировать цвет знаменитого балтийского янтаря, которым славится Латвия.

Чтобы добавить интерьеру пышности, архитекторы приняли решение на передней части пилонов, отделанных коричнево-красной плиткой, сделать небольшие барельефы с изображением знаковых мест для Риги.

Планировалось, что глухую стену украсит красивейшее панно с изображением этого города, но в ходе борьбы с «архитектурными излишествами» от этой идеи пришлось отказаться.

Тоннели напротив платформ отделаны желто-коричневой и черной кафельной плиткой, которая от вибрации и из-за низкого качества периодически отваливается. Поэтому время от времени приходится проводить ремонт станции метро «Рижская», чтобы устранить некрасивые проплешины.

Легенда о кафеле

Известно, что возведением станции занимались мастера из Латвии. Отделочные материалы заказывали тоже в этой стране. Одному гончару было поставлено задание изготовить партию кафельной плитки, которая бы в точности имитировала янтарный цвет. Он справился с заданием просто замечательно. Вот только во время транспортировки и облицовочных работ часть плитки разбилась, потому завершить проект не удалось.

Разумеется, архитекторы обратились к мастеру-гончару снова. Но он обиделся, что к его творению так небрежно отнеслись и отказался повторить партию. Кроме того, он заявил, что повторить цвет в точности ему не удастся ни при каких обстоятельствах.

Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, к нему заслали толкового ученика. Но он так и не смог выведать секрета плитки. Чтобы получить возможность сдать станцию в срок, он вынужден был признаться мастеру в своей "шпионской" миссии. И тот сжалился над людьми, работающими над проектом. Но плитка все-таки получилась немного иного оттенка, чем та, что уже была использована. Так схема Московского метрополитена пополнилась станцией со своей легендой.

Знаменитый рынок

В конце 80-х годов прошлого века особой популярностью пользовался Рижский рынок, добраться до которого можно было с помощью метро Москвы. Калужско-Рижская линия способствовала тому, что к рынку стекались коммерсанты со всего города. Именно отсюда и начинались знаменитые девяностые. Дело в том, что на Рижском рынке впервые в городе появилась коммерческая деятельность, а вместе с ней и первые бандиты, которые начали «крышевать» новоиспеченных коммерсантов. На рынке можно было купить импортные джинсы, курточки и свитера, чего раньше в Москве нигде нельзя было сделать.

Хорошо иллюстрирует этот момент истории знаменитый бандитский сериал «Бригада». Саша Белый начинал свою криминальную карьеру со своими друзьями именно на этом рынке. Как видно из фильма, здесь "родился" не один криминальный авторитет и вор в законе.

Линия имени двух городов

В 1950 годах не планировалось, что схема Московского метрополитена будет иметь новую ветку из юга на север. В те времена думали построить несколько ответвлений от радиальной линии. В северном направлении была создана Рижская ветка, которая состояла из четырех станций. В сторону юга построили ветку от «Октябрьской» до «Новых Черемушек», а позже и до самой станции «Калужская», которая находится в Калужском метродепо.

Развитие города и увеличение потока пассажиров создали такие обстоятельства, что пришлось соединить внутри кольца две ветки, в результате чего и получилась единая Калужско-Рижская линия.

Во время ее строительства был впервые применен московский метод, во время которого открытыми котлованами сооружались только станции метро, а перегоны между тоннелями продавливались без вскрытия верхнего свода.

Из-за использования типовых проектов станций и дешевых отделочных материалов проблемы на Калужско-Рижской линии начались практически сразу. Плитка постоянно отваливалась, что требовало косметического ремонта. Со временем ее заменили на алюминиевые профили и гранит того же цвета, что и использовавшийся ранее кафель.

Станция метро «Рижская» в наши дни

Сегодня пассажиропоток через эту станцию составляет около 50 600 человек в сутки, что является не самым большим показателем в городе.

У стены, где осталось свободное место после отмены панно, стоит баннер, на котором изображены города мира и станции московского метро, на честь которых они названы: Братислава, Рим, Киев, Варшава, Прага, Рига. Это своеобразная дань уважения этим городам.

2004 год стал трагическим для «Рижской». Именно на ней планировалось совершить теракт. Смертница шла в метро с бомбой на себе, но ее напугали полицейские, которые дежурили у входа на станцию. Поэтому женщина отошла в гущу людей и подорвала устройство на поверхности. Кроме нее в тот день от взрыва, равного 2,5-3 кг в тротиловом эквиваленте, погибло девять человек.

Знаменитой станция стала и благодаря посапокалиптическому роману Д. Глуховского «Метро 2033». Именно она была в придуманном автором мире центом торговли, мошенничества и проституции.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.