Новодевичий монастырь в Москве где находится? История создания монастыря

Одной из главных российских жемчужин архитектуры принято считать Новодевичий монастырь в Москве. Монастырь-музей еще с XVI века занимает место в излучине Москвы-реки, в историческом месте, именуемом Девичьим полем, и не перестает привлекать своей красотой и многовековой историей нескончаемый поток туристов и паломников.

новодевичий монастырь в москве где находится

Тайными событиями и легендами овеян Новодевичий монастырь. В Москве, где находится древняя обитель, во времена татарского ига русские люди собирали дань для Золотой орды. Дань татарам платилась не только золотыми монетами и мехами. Именно сюда приводили русских девушек-красавиц, чья судьба предопределена была временем порабощения. С тех пор поле называли Девичьим, а земля здесь, видевшая нескончаемое горе, осталась пропитанной слезами. Здесь и был заложен Новодевичий монастырь в Москве, история основания которого уходит вглубь веков, ко времени укрепления могущества Руси.

Пришло время объединения московских земель

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь начинает свою историю с 1524 года, а появление его обязано знаковому событию для Руси – завершению объединения Московского государства. Великий Московский князь Василий III, именуемый «собирателем земель русских», олицетворял собой и наследование византийских императоров, и защиту православия от иноверцев.

Великое объединение земель на Руси завершилось освобождением из-под литовского господства Смоленска - города, имевшего стратегическое значение для русского государства. Историческая битва произошла в 1514 году, а через 10 лет, выполняя свое обещание, данное перед походом на Смоленск, князь основал монастырь с храмом, освященным иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии («Путеводительницы»).

Великий путь Смоленской иконы

Икона Смоленской Божией Матери добралась до русской земли еще в XI веке, до появления Московии. По преданию, написанная при земной жизни Богородицы апостолом Лукой, она прошла долгий путь из древнего Иерусалима в византийскую столицу Константинополь, а затем уже к русскому князю Всеволоду Ярославичу. Ей суждено было стать святыней рода русских князей. И долгое время чудотворный образ бережно хранился в смоленском храме Успения Богоматери. С этого времени она именовалась иконой Смоленской Божией матери, а город теперь хранила от бед Пресвятая Богородица. В летописях XIII века особо описывалось чудо, сотворенное иконой, когда она уберегла Смоленск от нашествия войска Батыя.

новодевичий богородице смоленский монастырь

С 1398 года чудотворный образ находился в Московии. Ее привезла Софья Витовтовна, супруга московского князя Василия I. Во время визита в Смоленск к отцу, литовскому князю, Софья получила благословение родителя и наставление хранить икону у себя. Место ей было определено в Благовещенском соборе Кремля.

Долгие годы послы из Смоленска обращались с просьбой к Василию III о возвращении иконы. Но только решение об объединении земель русских и желание привлечь жителей Смоленска на сторону русского князя позволило этому событию свершиться.

Прежде чем отправить святыню в долгий путь к Смоленску, по велению князя с иконы сняли точный список, который был оставлен в Благовещенском соборе. В Новодевичий монастырь в Москве, где находится сегодня список с иконы, он попал в 1525 году.

В Смоленск святыню провожали крестным ходом от стен Кремля к Саввину монастырю. И только после великого молебна она двинулась по смоленской дороге.

Это знаковое событие с тех пор ежегодно отмечается праздничными службами и крестным ходом к месту, где сегодня раскинулся Новодевичий монастырь. Москва, Россия, все православные русские славят 28 июля икону Смоленской Божией матери. На этом месте, уже после победоносной битвы за Смоленск, была заложена первая деревянная церковь новой обители.

Как появилось название монастыря на Девичьем поле

Монастырь свое название «Новодевичий» получил неслучайно. К началу XVI века Москва уже имела две женских обители – старейший Зачатьевский монастырь, именуемый тогда Стародевичьим, и располагавшийся на территории Московского Кремля Вознесенский. Первоначальное название монастыря на Девичьем поле, упомянутое в летописях 1598 года, - Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Существует и другая версия появления названия. Настоятельницей монастыря была посвящена схимонахиня Елена, старица и подвижница Суздальско-Покровского монастыря. Из Суздаля в новый монастырь игуменья отписала и 18 монахинь, верой и правдой служивших ей во всех начинаниях. Жизнь монахинь в обители основана была на принципах старого общежития и подчинялась строгому уставу. До нынешних времен сохранился уникальный рукописный документ, составленный настоятельницей Новодевичьего монастыря, - устав и распорядок женской обители начала XVI века.

Старица Елена слыла «всеизрядной учительницей девственного чина» и имела у прихожан прозвище Девочкина из-за особого внимания к попечительству девиц. Любовь и опека над ними со стороны настоятельницы были столь велики, что она закрепилась в старомосковском названии приюта для женщин.

из истории новодевичьего монастыря

Из истории Новодевичьего монастыря известно, что во времена Петра I здесь был организован приют для младенцев-девочек, рожденных незаконно. Монахини растили и воспитывали их в строгости, прививая им покорность и послушание. Именно Петру I принадлежала мысль обучать послушниц монастыря плетению кружев на голландский манер. Приют стал первым прообразом будущего Московского воспитательного дома для девиц высоких сословий.

Историю обители для женщин и приюта для девочек-сирот впоследствии продолжил и Воскресенский Новодевичий монастырь, основанный по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. В то время она решила перенести опыт московских монахинь в Санкт-Петербург. А особой популярностью эта обитель стала пользоваться в годы расцвета монашества среди женщин в XIX веке.

Одна из версий причин основания монастыря

Историки почти единодушно сходятся во мнении, что одной из причин основания нового женского монастыря была и личная драма Василия III. Параллель проводится между строительством монастыря и бракоразводным процессом князя. Выбранная им Соломония Сабурова за 20 лет брака не смогла подарить князю наследника. Опасаясь своих братьев, претендующих на правление, он добился разрешения от церкви на повторный брак. Не справившуюся со своим супружеским долгом жену Соломонию Василий III насильно заставил принять постриг и сослал ее в Рождественский монастырь. В 1525 году ее окрестили Софией.

Многие историки считают, что Новодевичий монастырь в Москве, где находится список Смоленской иконы, был предназначен именно для Соломонии. А Василий III, «первопроходец» из монархов в насильственном отдалении жены за стены монастыря, пытался тем самым смягчить свою вину.

От Кремля до Новодевичьего монастыря было всего три версты. Но перебраться в живописное место близ Москвы инокиня София так и не смогла, проведя отпущенные ей дни в Суздали, за стенами Покровского женского монастыря. Своей праведной жизнью она заслужила причисление к святым, и сегодня почитается верующими как София Суздальская Преподобная.

Годуновы в Новодевичьем монастыре

Печальную практику ссылок особ царских фамилий продолжил Иван Грозный. Он спрятал сюда вдов своего брата и собственного сына. Монастырь принял и вдову Федора I Иоановича, Ирину Годунову, оберегающую от смерти и своего брата Бориса. Ее решение об уходе в монастырь после кончины мужа было тогда равносильно отречению от престола. Но здесь инокиня-царица продолжала государственные труды, сделав обитель царской резиденцией. Именно сюда трижды приходили на поклон бояре, просившие Бориса на царство.

новодевичий монастырь в москве монастырь музей

Особое внимание и покровительство Новодевичьему монастырю начал оказывать именно Борис Годунов, принявший власть в 1598 году. Для своей сестры Ирины Федоровны он построил новые просторные кельи, домовую церковь и трапезную. Впоследствии они будут названы Ирининскими палатами. Дополнительно были выделены средства для полного обновления Смоленского собора, отреставрированы росписи и иконостас, а чудотворные образа облачили в новые оклады с драгоценными камнями.

Пленницы царского рода

Нескончаемой оказалась череда обитателей монастыря из родов боярских и княжеских. Были среди них и те, что оказывались за крепкими стенами не по собственной воле.

Продолжил заточения родственниц и Петр I. В 1689 году сюда спрятали царевну Софью Алексеевну, сестру монарха и зачинщицу Стрелецкого восстания. Участь ее сподвижников была печальна известна. Их казнили напротив Новодевичьего монастыря, а головы были нанизаны на каменные зубцы стен обители. Сюда же была сослана первая супруга Петра I, Лопухина Евдокия, по преданию проклявшая любимый его сердцу город на Неве.

«Новодевичий монастырь в Москве, где находится множество особ знатного рода, самый богатый и предназначенный для особ высших», - свидетельствовал патриарх Никон. Как в былые времена в Стародевичий, так и сюда прибывали жены царей, вдовы, дочери и сестры бояр.

новодевичий монастырь москва россия

К несметным богатствам, полученным обителью при основании, постоянно прибавлялись и драгоценности будущих монахинь, и дарственные грамоты на владение их землями.

Обитель или крепость?

По велению Василия III монастырь должен был стать миниатюрной копией Московского Кремля. Придворные зодчие и живописцы трудились не столько над обороноспособностью стен, сколько над их красотой. Превратить стены монастыря в крепостные решил Борис Годунов, начав после восхождения на престол архитектурные преобразования обители. Новые каменные прочные стены с новыми башнями и бойницами окружили территорию монастыря. Высота их теперь увеличилась до 13 метров, а протяженность - почти до километра. Для несения караула на территории монастыря разместили стрелецкий гарнизон численностью в 350 сабель, к XVII веку обитель стала настоящей сторожевой крепостью на границе Москвы.

Гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря рассказывают нам о временах Великой Смуты, когда судьба монастырской крепости была трагичной. Стоящая на рубеже города, она подвергалась многочисленным набегам иноземцев, бунтующих отрядов стрельцов и обыкновенных разбойников. К 1612 году стены монастыря были практически разрушены, а обитель разграблена. Именно под разрушенными стенами Новодевичьего монастыря произошло историческое сражение с польским войском, после которого князь Пожарский повел дружины к Кремлю.

Новая жизнь монастыря: восстановление и расцвет

Восстановление Новодевичьего монастыря началось с приходом к правлению первых Романовых. Михаил Федорович, освободивший обитель от податей, к 1650 году очистил монастырь от следов войны, восстановил и укрепил стены. Он сделал из монастыря место для богомолий царских особ. Поскольку тогда Новодевичий монастырь располагался за городом, под его стенами разбивались шатры, где оставались на ночь, «дабы не пропустить утреннюю молитву». Благодаря монастырю Москва получила название улицы Пречистенки - теперешнего символа старого города. Именно по ней идут прихожане в праздничные дни.

Обычай гуляний под Новодевичьим пришел в жизнь москвичей с тех времен. И сегодня тысячи людей стремятся попасть в Новодевичий монастырь в Москве. Как доехать до места, где проводятся праздничные гуляния?

Праздничные гуляния в историческом центре

Со временем место народных гуляний было перенесено от стен монастыря на Пресню и Девичье поле. Первые народные гуляния устраивались только по церковным праздникам. Появление знаменитой улицы Пречистенки тоже связывается с Новодевичьим монастырем.

новодевичий женский монастыть москва

Дорога, по которой ежегодно верующие шли от стен Кремля к монастырю, существовала и ранее. Но царским повелением 1658 года она стала называться именем Пречистой Девы, чудотворный лик которой сопровождал каждый праздник.

Постепенно в этом историческом месте начали отмечать и мирские важные события. Вплоть до XVIII века территория Девичьего поля оставалась не застроенной. Здесь цвели сады и разбивались аптекарские огороды. Загородные дома знати на этом месте стали появляться только к концу века.

Сегодня территория Девичьего поля застроена полностью, а основными улицами этого исторического центра принято считать Большую Пироговскую, Малую Пироговскую и Погодинскую. Народные гуляния проводятся в нескольких местах, в пешей доступности друг от друга, поэтому ориентиром для поиска мест их проведения будут служить именно эти улицы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Ни один из туристических маршрутов столицы не обходит своим вниманием Новодевичий женский монастырь. Москва – это отправная точка для желающих проехать по Золотому Кольцу.

Как обитель монастырь просуществовал до 1922 года. Он был сохранен советским правительством как архитектурный памятник вплоть до 30-х годов, когда решением Наркомата здания монастырского комплекса были отданы Государственному историческому музею (филиалу). Еще до окончания войны на территории женского монастыря начали возрождаться духовные школы. И только в 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.

новодевичий монастырь адрес и как добраться

Туристические путеводители всегда дают информацию для тех, кто желает посетить Новодевичий монастырь. Адрес и как добраться они указывают во всех подробностях со схемами. Заблудиться будет трудно.

Так как сегодня это исторический центр столицы, и многие достопримечательности находятся друг от друга на небольшом расстоянии, то от метро «Спортивная» лучше совершить 10-минутную пешую прогулку по ул. 10-летия Октября.

Территория монастырского комплекса ограничивается Новодевичьей наб., Лужнецким проездом и Хамовническим валом. Помимо осмотра архитектурного комплекса, туристам и поклонникам многих великих людей интересно посещение Новодевичьего кладбища. Оно также относится к особым достопримечательностям Москвы. Здесь похоронены многие выдающиеся личности нашей страны: военачальники, яркие представители науки и культуры, политики.

Наследие русской истории и духовность веры объединило в себе знаковое для России место – Новодевичий монастырь в Москве. Адрес: метро «Спортивная», Новодевичий проезд, д.1.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.