Высшие и низшие потребности. Какую социальную роль выполняют низшие потребности человека?

Потребность представляет собой состояние нужды организма, проявляющееся в зависимости индивида от объективных условий существования и развития.

Классификация потребностей

В психологической науке принято выделять потребности низшего и высшего порядка. При этом природа потребности человека такова, что возникновение второй категории, как правило, невозможно без удовлетворения первой.

какую социальную роль выполняют низшие потребности

Так, например, Б.Ф. Ломов рассматривал две основные группы потребностей:

  • базовые,
  • производные.

Первая группа направлена на материальные условия и жизненно необходимые средства, а также на познание, общение, деятельность и отдых. Производные потребности подразделяются на информационные, нравственные, эстетические и др.

В свою очередь, В.Г. Асеев, дифференцируя потребности высшего порядка, выделял следующие виды:

  • трудовые,
  • творческие,
  • коммуникативные (в том числе, потребность в аффилиации),
  • эстетические,
  • нравственные,
  • когнитивные.

Теория мотивации А. Маслоу

Наиболее известной в психологической науке считается иерархия потребностей американского психолога А. Маслоу (т. н. пирамида Маслоу, 1954 г.).

потребности высшие и низшие
Автор выделяет пять основных ступеней – потребности высшие и низшие:

  • физиологические (еда, сон и др.),
  • потребность в безопасности,
  • потребность в любви и принадлежности,
  • потребность в признании и уважении,
  • потребность в самовыражении.
    низшие потребности человека

Также в некоторых источниках данная иерархия представлена в более подробном виде: между 4-й и 5-й ступенями выделяются еще познавательные и эстетические потребности.

Первичные, низшие потребности человека, проявляются уже с рождения. Высшие формируются постепенно, по мере удовлетворения первичных, в процессе развития личности индивида. Маслоу считал, что структура и порядок формирования потребностей не зависят от культурных условий развития.

Роль низших потребностей в обществе

Если культурные различия, по мнению Маслоу, не оказывают влияния на порядок формирования потребностей человека, то про специфику формирования самих потребностей так сказать нельзя. Речь идет не только о высших потребностях, но и о низших тоже. Какую социальную роль выполняют низшие потребности?

Неудовлетворенная потребность стимулирует активность индивида, заставляя его искать возможности для ее удовлетворения. Так, если человек голоден, он предпримет действия для получения еды (физиологическая потребность). Например, пойдет в магазин за продуктами или отправится в кафе, ресторан и т. д. Как это отразится на общественном развитии? Выбирая те или иные продукты, индивид тем самым повышает спрос на них на общественном рынке. Если же помножить данную активность на количество всех индивидов в обществе, являющихся потенциальными потребителями продуктов питания, то мы получаем полноценный уровень спроса.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, какую социальную роль выполняют низшие потребности, мы отмечаем прежде всего социально-экономическую функцию. Она может реализовываться и в рамках другой базовой потребности человека, а именно – в безопасности. Например, при оплате лечения или при оформлении страховки.

С другой стороны, руководствуясь потребностью в безопасности, человек может сделать выбор в пользу того или иного кандидата на политических выборах. Например, если кандидат обещает определенные льготы для отдельных категорий граждан или планирует выделить дополнительные средства на борьбу с преступностью и т. д. В данном случае, рассматривая вопрос о том, какую социальную роль выполняют низшие потребности, мы можем говорить о социально-политической функции и т. д.

«Культурная» трансформация потребностей

В свою очередь, британский антрополог Б. Малиновский формулирует идею о том, что развитое общество создает «культурные» ответы на биологические потребности индивида.

природа потребности человека
Какую социальную роль выполняют низшие потребности, согласно данной теории? Являясь основными побудителями человеческой деятельности, они одновременно становятся источниками общественного развития.

Малиновский выделяет т. н. инструментальные культурные установления (императивы), представляющие собой определенные («культурные») виды деятельности: обучение, право, развитие, любовь и др. Все они так или иначе становятся источником реализации биологических потребностей в обществе. Значимая роль в данном случае отводится социальным институтам – таким как семья, образование, социальный контроль, экономика, система верований и др.

Американский антрополог развивает идею о том, что каждая потребность индивида может проходить в обществе через определенную культурную трансформацию. Источником данного процесса являются традиции.

Таким образом, культура, согласно теории Малиновского, выступает в роли вещественной и духовной системы, обеспечивающей индивиду его существование и способствующей удовлетворению его биологических потребностей. С другой стороны, культура сама является следствием воздействия данных потребностей на процесс развития индивида. Соответственно, говоря о связи биологических потребностей и культуры, мы отмечаем двусторонний характер данного процесса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.