История развития генетики (кратко). История развития генетики в России

Биология - очень объемная наука, которая охватывает все стороны жизни каждого живого существа, начиная от строения его микроструктур внутри тела и заканчивая связью с внешней средой и космосом. Именно поэтому разделов у этой дисциплины очень много. Однако одним из самых молодых, но перспективных и имеющих сегодня особенно важное значение является генетика. Она зародилась позже остальных, но сумела стать самой актуальной, важной и объемной наукой, имеющей собственные цели, задачи и объект изучения. Рассмотрим, какова история развития генетики и что представляет собой эта ветвь биологии.

история развитии генетики

Генетика: предмет и объект изучения

Свое название наука получила только в 1906 году по предложению англичанина Бэтсона. Определение ей можно дать следующее: это дисциплина, изучающая механизмы наследственности, ее изменчивости у разных видов живых существ. Следовательно, основной целью генетики является выяснение строения структур, ответственных за передачу наследственных признаков, и исследование самой сути этого процесса.

Объектами изучения являются:

• растения;
  • животные;
  • бактерии;
  • грибы;
  • человек.

Таким образом, она охватывает вниманием все царства живой природы, не забыв ни одного из представителей. Однако на сегодняшний день максимально поставлены на поток исследования именно одноклеточных простейших существ, все эксперименты по генетике проводятся на них, а также на бактериях.

Чтобы прийти к имеющимся теперь результатам, история развития генетики прошла длинный и тернистый путь. В разные периоды времени она подвергалась то интенсивному развитию, то полному забвению. Однако в итоге все же получила достойное место среди всей семьи биологических дисциплин.

история развития генетики кратко

История развития генетики кратко

Чтобы охарактеризовать основные вехи становления рассматриваемой ветви биологии, следует обратиться в не столь далекое прошлое. Ведь свое начало генетика берет из XIX века. А официальной датой ее зарождения как полностью обособленной дисциплины считается 1900 год.

Кстати, если говорить совсем уже об истоках, то следует заметить попытки селекции растений, скрещивания животных еще очень давно. Ведь этим занимались земледельцы и скотоводы еще в XV веке. Просто происходило это не с научной точки зрения.

Таблица "История развития генетики" поможет освоить ее главные исторические моменты становления.

Период развитияОсновные открытияУченые
Начальный (вторая половина XIX века)

Гибридологические исследования в области растений (исследование поколений на примере вида гороха)

Грегори Мендель (1866 год)

Открытие процесса мейоза и митоза, изучение полового размножения и его значения для закрепления и передачи признаков от родителей к потомствуСтрасбургер, Горожанкин, Гертвиг, Ван-Беневин, Флемминг, Чистяков, Вальдейр и другие (1878-1883 гг.)
Средний (начало-середина XX века)Это период максимально интенсивного роста развития генетических исследований, если рассматривать историческую эпоху в целом. Ряд открытий в области генетического аппарата клетки, его значения и механизмов работы, расшифровка строения ДНК, разработка методов селекции и скрещивания, закладывание всех теоретических основ генетики приходится именно на этот период времениМножество отечественных ученых и генетиков со всего мира: Томас Морган, Навашин, Серебряков, Вавилов, де Фриз, Корренс, Уотсон и Крик, Шлейден, Шванн и многие другие
Современный период (вторая половина XX века и до сегодняшнего дня)Этот период характеризуется рядом открытий в области микроструктур живых существ: детальное изучение строения молекул ДНК, РНК, белка, ферментов, гормонов и прочее. Выяснение глубинных механизмов кодирования признаков и передача их по наследству, генетический код и его расшифровка, механизмы трансляции, транскрипции, репликации и так далее. Огромное значение имеют дочерние генетические науки, которых именно в этот период сформировалось немалоВ. Эльвинг, Ноден и другие

В приведенной выше таблице история развития генетики кратко отображена. Далее рассмотрим более подробно главные открытия разных периодов.

Основные открытия XIX века

Главными трудами этого периода стали работы трех ученых из разных стран:

• в Голландии Г. де Фриз - изучение особенностей наследования признаков у гибридов разных поколений;
  • в Германии К. Корренс - сделал то же самое на примере кукурузы;
  • в Австрии К. Чермак - повторил опыты Менделя на посевном горохе.

Все эти открытия базировались на написанных 35 годами ранее работах Грегори Менделя, который проводил многолетние исследования и все результаты фиксировал в научных трудах. Однако эти данные не вызвали интереса у его современников.

В этот же период история развития генетики включает в себя ряд открытий по изучению половых клеток человека и животных. Доказано, что некоторые признаки, которые передаются по наследству, закрепляются без изменений. Другие же являются индивидуальными для каждого организма и выступают результатом приспособления к условиям окружающей среды. Работы проводились Страсбургером, Чистяковым, Флеммингом и многими другими.

история развития генетики гибридологический метод

Развитие науки в XX веке

Так как официальной датой рождения считается 1900 год, то неудивительно, что именно в XX веке вершилась история развития генетики. Гибридологический метод исследования, созданный к этому времени, позволяет медленно, но верно получать потрясающие результаты.

Создание новейших достижений техники дает возможность заглянуть в микроструктуры - это еще более продвигает генетику вперед в развитии. Так, были установлены:

• структуры ДНК и РНК;
  • механизмы их синтеза и репликации;
  • молекула белка;
  • особенности наследования и закрепления;
  • локализация отдельных признаков в хромосомах;
  • мутации и их проявления;
  • появился доступ к управлению генетическим аппаратом клетки.

Наверное, одним из самых важных в этот период открытий стала расшифровка ДНК. Это было сделано Уотсоном и Криком в 1953 году. В 1941-м было доказано, что признаки кодируются в белковых молекулах. С 1944 по 1970 г. сделаны максимальные открытия в области строения, репликации и значения ДНК и РНК.

история развития медицинской генетики

Современная генетика

История развития генетики как науки на современном этапе проявляется в интенсификации разных ее направлений. Ведь сегодня существуют:

• генная инженерия;
  • молекулярная генетика;
  • медицинская;
  • популяционная;
  • радиационная и прочие.

Вторую половину XX и начало XXI века для рассматриваемой дисциплины принято считать геномной эрой. Ведь современные ученые вмешиваются уже непосредственно в весь генетический аппарат организма, учатся изменять его в нужную сторону, управлять происходящими там процессами, снижать патологические проявления, купировать их в корне.

история развития генетики как науки

История развития генетики в России

В нашей стране рассматриваемая наука начала свое интенсивное становление лишь во второй половине XX века. Все дело в том, что долгое время наблюдался период застоя. Это времена правления Сталина и Хрущева. Именно в эту историческую эпоху случился раскол в ученых кругах. Т. Д. Лысенко, имевший власть, заявил о том, что все исследования в области генетики недействительны. А сама она не является наукой вообще. Заручившись поддержкой Сталина, он всех известных генетиков того времени отправил на смерть. Среди них:

• Вавилов;
  • Серебровский;
  • Кольцов;
  • Четвериков и другие.

Многие вынуждены были подстраиваться под требования Лысенко, чтобы избежать смерти и продолжать исследования. Некоторые эмигрировали в США и другие страны.

Только после ухода с поста Хрущева генетика в России получила свободу в развитии и интенсивный рост.

история развития генетики в россии

Отечественные ученые-генетики

Самыми значительными открытиями, которыми может гордиться рассматриваемая наука, стали и те, что осуществились нашими соотечественниками. История развития генетики именно в России связана с такими именами, как:

• Николай Иванович Вавилов (учение об иммунитете растений, закон гомологических рядов и прочее);
  • Николай Константинович Кольцов (химический мутагенез);
  • Н. В. Тимофеев-Ресовский (основоположник радиационной генетики);
  • В. В. Сахаров (природа мутаций);
  • М. Е. Лобашев (автор методических пособий по генетике);
  • А. С. Серебровский;
  • К. А. Тимирязев;
  • Н. П. Дубинин и многие другие.

Этот список можно продолжать еще долго, ведь во все времена русские умы были великими во всех отраслях и научных областях знаний.

Направления в науке: медицинская генетика

История развития медицинской генетики берет свое начало гораздо раньше, чем общая наука. Ведь еще в XV-XVIII веках были доказаны явления передачи по наследству таких заболеваний, как:

• полидактилия;
  • гемофилия;
  • прогрессирующая хорея;
  • эпилепсия и прочие.

Была установлена отрицательная роль инцеста в сохранении здоровья и нормального развития потомства. Сегодня этот раздел генетики является очень важной областью медицины. Ведь именно он позволяет контролировать проявления и купировать многие генетические мутации еще на стадии эмбрионального развития плода.

таблица история развития генетики

Генетика человека

История развития генетики человека берет свое начало намного позже общей генетики. Ведь заглянуть внутрь хромосомного аппарата людей стало возможным лишь при использовании самых современных технических устройств и методов исследования.

Человек стал объектом генетики в первую очередь с точки зрения медицины. Однако основные механизмы наследования и передачи признаков, закрепления и проявления их у потомства для людей ничем не отличаются от таковых у животных. Поэтому не обязательно объектом исследования использовать именно человека.