Аудит расчетов с бюджетом

Сам факт того, какую роль играет государственный бюджет в жизни государства, как он влияет на состояние общественных отношений и настроений, говорит о том, что аудит расчетов с бюджетом представляет собой очень актуальную задачу с точки зрения обеспечения эффективной бюджетной политики.

В историческом аспекте, за последние года бюджетная политика государства существенно изменилась, хотя сама по своей природе является вещью довольно консервативной в своей основе. Сдвиги, которые произошли, в основном ориентированы на унификацию оснований бюджетной системы и ее приближение к стандартам, принятым в международном сообществе.

Основными направлениями совершенствования национальной бюджетной политики выступают:

- укрепление доходной базы за счет оптимизации источников бюджета и возрастания доли косвенных налогов;

- предоставление большей самостоятельности региональным и местным бюджетам.

Естественным образом, аудит расчетов с бюджетом в таких условиях становится действующим инструментом повышения эффективности бюджетной политики. Велика его роль и как метода профилактики экономических преступлений.

В ходе проведения аудит расчетов классифицирует все доходы и налоги по ряду признаков, главными из которых выступают: форма, источники, способы изъятия, объекты налогообложения, ведомственно-отраслевая принадлежность, значимость. На основании обобщения этих классификационных признаков определяется уровень, к которому относят данные налоги и в какой бюджет включат.

Аудит расчетов с бюджетом проводится, как правило, в двух видах.

Внутренний аудит представляет собой проверочную технологию, проводимую на основании соответствующей программы, алгоритма. Для проведения такой проверки необходим подготовленный персонал, который способен к выполнению достаточно рутинной работы в больших объемах в ограниченное время. Как правило, здесь не требуется высокой квалификации, а нужна подготовленность персонала для определенных проверочных операций. Более сложные участки поручаются высококвалифицированным специалистам. Главная задача такого вида аудита – сбор, классификация, группирование и обобщение бухгалтерской информации для последующего ее анализа.

Собственно аудит расчетов с бюджетом уже ориентирован на аналитическую деятельность и доказательство либо опровержение достоверности представленных документов бухгалтерской отчетности.

Пока нет строго установленных каким-либо нормативным актом правил, регламентирующих этапы и содержание аудита на разных стадиях его проведения. В практике сложился стереотип проверки, предусматривающий следующие фазы:

- составление предварительного плана проведения аудиторской проверки;

- оценка и прогнозирование предполагаемых рисков;

- разработка конкретной программы аудиторской проверки;

- собственно проверка;

- подведение итогов проверки и ее информационно-документальное оформление.

К такому мероприятию, каковым является аудит производимых предприятием или компанией расчетов с бюджетом, предъявляются очень высокие требования с точки зрения качества организации проверки. Это еще более актуализируется потому, что сами итоги аудиторской проверки могут быть подвергнуты перепроверке со стороны органов налоговых органов.

Содержание аудита должно обязательно содержать проверку счета 68. Аналитический учет по этому счету осуществляется по видам налогов. Кроме того, следует учитывать, что к данному счету могут открываться различные субсчета, в том числе, например - "Расчеты по НДС". В этом случае необходимо составить конкретную программу, по которой будет проводиться аудит расчетов по ндс.

В соответствии с последними изменениями в НК РФ, задача аудитора состоит в проверке:

- правильности исчисления базы налогообложения;

- достоверности определения прибыли и доходов переходного периода;

- соответствия нормам и правилам расчетов ставок налогов;

- полноты и своевременности уплаты бюджетных платежей;

- обоснованности применения налоговых льгот;

- соответствия учетных записей записям в балансе предприятия или компании и учету по счету 68.

Другие проверочные операции проводятся в соответствии с выявляемыми недостатками в ходе самой проверки или при иных побуждающих обстоятельствах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.