Факторы социализации личности: семья, школа, СМИ

Социализация - это процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. От того, насколько успешно пройдет социализация в детстве и юности, во многом зависит дальнейшая судьба человека. Давайте разберемся, какие факторы оказывают наибольшее влияние на социализацию личности.

Девушка у окна

Понятие социализации личности

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Основными задачами социализации являются:

  • формирование социальных качеств личности;
  • усвоение социальных ролей и норм;
  • приобретение навыков социального взаимодействия;
  • адаптация к условиям социальной среды.

Процесс социализации протекает поэтапно. Выделяют следующие этапы:

  1. адаптация (приспособление к социальной среде);
  2. индивидуализация (развитие собственной индивидуальности);
  3. интеграция (вхождение в различные типы социальных отношений).

Одним из ключевых механизмов социализации, по мнению социолога Т. Парсонса, является идентификация - уподобление себя значимому лицу. Другие важные механизмы:

  • подкрепление - закрепление положительно оцениваемого поведения;
  • имитация - копирование поведения;
  • внушение - некритическое усвоение норм и ценностей.

Традиционно выделяют три основных уровня социализации:

  1. детство (от 0 до 10-12 лет);
  2. отрочество и юность (подростковый возраст и ранняя молодость);
  3. взрослость (зрелый возраст).
Учительница в классе

Классификация факторов социализации

Факторы социализации принято делить на две большие группы:

  • социальные факторы - условия социальной среды;
  • личностные факторы - индивидуальные особенности человека.

По масштабу влияния социальные факторы делятся на:

  • макрофакторы - культура, общество, государство;
  • мезофакторы - этнос, тип поселения, субкультура;
  • микрофакторы - семья, группы сверстников.

К личностным факторам относят уровень интеллекта, темперамент, характер, особенности восприятия.

Все факторы тесно взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на процесс социализации. Например, семья формирует мировоззрение ребенка, опираясь на традиции своего этноса. Школа прививает ценности и нормы, принятые в данном обществе. А СМИ транслируют как общечеловеческие, так и специфические для конкретной культуры установки.

Семья как фактор социализации

Семья играет ключевую роль в первичной социализации ребенка. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении нескольких лет семья остается для ребенка практически единственным контактным социумом. Семья закладывает основы личности ребенка, его ценностной системы и мировоззрения. Влияние семьи определяется:

  • составом семьи (полная, неполная, многодетная и т.д.);
  • характером взаимоотношений между членами семьи;
  • семейными традициями;
  • материальным положением;
  • культурным уровнем;
  • стилем воспитания и т.д.

Особенно сильно на ребенка влияет образ жизни его родителей, их ценности и интересы, манера общения. Проблемы в семейных отношениях, например, развод или алкоголизм родителей, могут негативно отразиться на социализации ребенка.

Чтобы оптимизировать влияние семьи как фактора социализации, родителям следует:

  • поддерживать доверительные отношения с ребенком;
  • быть примером нравственного поведения;
  • поощрять любознательность и стремление к знаниям;
  • развивать самостоятельность и ответственность.

Такой подход поможет заложить прочный фундамент для успешной социализации ребенка.

Школа как фактор социализации

Поступление в школу резко расширяет сферу взаимодействия ребенка с социумом. Помимо семьи на него начинают активно влиять такие факторы как школьный коллектив, педагоги, система образования. Основные задачи школы как института социализации:

  • обучение нормам и правилам поведения в обществе;
  • формирование гражданской позиции;
  • развитие навыков социального взаимодействия;
  • создание условий для самореализации.

Отношения со сверстниками, учителями, атмосфера в классе - все это оказывает большое влияние на социализацию школьника. Негативный опыт общения может привести к девиациям в поведении. Чтобы повысить эффективность школьного воспитания, рекомендуется:

  • поощрять творческую активность;
  • привлекать к внеурочной деятельности;
  • развивать навыки конструктивного общения;
  • создавать ситуации успеха.

Реализация этих принципов будет способствовать позитивной социализации школьников.

Внеурочная деятельность

Помимо учебы, важную роль в социализации играет внеурочная деятельность в школе. Участие в кружках, секциях, клубах позволяет:

  • развивать способности и таланты;
  • приобретать социальный опыт в неформальной обстановке;
  • устанавливать контакты с единомышленниками.

Особое значение имеет вовлечение подростков в социально значимые проекты. Это помогает им почувствовать свою ответственность и важность для общества.

Дополнительное образование

Большой вклад в социализацию вносят учреждения дополнительного образования: спортивные школы, музыкальные и художественные студии, станции юных техников и т.д. Занятия по интересам позволяют ребенку:

  • раскрыть и развить свой талант;
  • почувствовать себя успешным;
  • приобрести единомышленников.

Это расширяет его социальный кругозор и способствует позитивной самооценке.

Проблема буллинга

Острой проблемой школьной социализации является буллинг - агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Причины буллинга:

  • психологические особенности;
  • желание самоутвердиться;
  • перенос семейных конфликтов в школу.

Буллинг наносит серьезный вред психике жертвы и мешает ее социализации. Необходимы меры по предотвращению агрессии в школе.

Роль педагогов

Огромное влияние на социализацию оказывает личность учителя, его профессионализм и ценности. Позитивное воздействие имеют такие качества педагога, как:

  • справедливость;
  • доброжелательность;
  • терпение;
  • чувство юмора.

Учителя должны быть не только проводниками знаний, но и эталоном нравственности для учеников. От педагогов во многом зависит успех социализации подрастающего поколения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.