Белка и Стрелка: полет в космос животных

Ничто так не будоражит сознание, как мысль о бесконечности и свободе. Наверное, именно такие ощущения можно почувствовать, находясь в космосе, глядя на Землю с высоты. Однако первым путешественником, который отправился на орбиту, был вовсе не человек, а его лучший друг – собака.

Открытие космической эры

Сегодня даже школьники знают, кто такие Белка и Стрелка. Полет в космос этих животных стал сенсацией и началом невероятных открытий. Однако начиналось все с обычной мечты. Желание человека понять свою природу, взглянуть на жизнь глазами богов – все это постоянно подталкивает ученых к новым открытиям и неуклонно развивает технологии.

белка и стрелка полет в космос
Начало космической эры было положено в пятидесятых годах прошлого века. Когда человечество вовсю освоило небесное пространство и решило посягнуть на нечто большее. История полета в космос Белки и Стрелки – всего лишь вступление к чему-то более значимому и невероятному.

Борьба сверхдержав

Соперничество Америки и России продолжается уже много десятков лет. И момент знакомства с космосом стал одним из пунктов этой продолжительной борьбы.

Правительство США никогда не скрывало своих намерений первыми покорить необъятные просторы космоса. Более того, они активно популяризировали данную идею среди населения. Проводили рекламации и подготавливали жителей к сенсационному историческому шагу.

Даже постоянно сомневающиеся и проверяющие всю предоставленную информацию журналисты поверили в положительный исход мероприятий. Все были готовы праздновать победу, но в этой гонке первым к финишу пришло совершенно иное государство. Советский Союз не просто осуществил полет Белки и Стрелки в космос, но и первым отправил на орбиту искусственный спутник Земли.

Когда через год, в 1958-м, американцам все-таки удалось вывести на орбиту «Эксплорер-1», люди не смогли простить обмана и стали называть спутник шуточным прозвищем «апельсин».

Впервые получив сигнал спутника из космоса, человечество осознало, что его просторы можно покорить, изучить, понять. Это стало новым шагом в истории людей.

полет белки и стрелки в космос

На кого падет выбор

Первые запуски ракет с живыми существами начались с собак: это и был знаменитый полет Белки и Стрелки в космос. Краткое содержание этой истории знакомо каждому практически с детских лет. Однако соревновательный момент в некоторой степени присутствовал и здесь, о чем часто забывают упомянуть.

Какое из животных больше подойдет для столь ответственного путешествия? Естественно, что первым делом обратили внимание на приматов. Они, как никто другой, похожи на людей. Но обезьяны оказались более чувствительны, возможно, из-за более развитого самосознания. Они чувствовали что-то неладное и оказывали крайнее сопротивление.

Американцы смогли добиться нужного только с помощью инъекций снотворного. Советские ученые сочли такую практику неприемлемой и побоялись неправильных результатов. И выбор пал на собак.

Вот тогда и началась история подготовки четвероногих, среди которых были Белка и Стрелка. Полет в космос собак тщательно планировался. Они проходили целый ряд испытаний и проверок.

Живое существо за пределами Земли

К сожалению, первый пес, познавший невесомость, не смог вернуться в родные края. Но он открыл путь для других, сделал возможным безопасный полет собак в космос: Белки и Стрелки.

первый полет в космос белка и стрелка
Сложно поверить, но тогда немногие ученые верили, что можно выжить в условиях отсутствия притяжения. Бытовало мнение, что в невесомости живой организм погибает. Именно поэтому первая ракета, отправленная с собакой, которую звали Лайка, была транспортом в одну сторону.

Никто не позаботился о разработке средств, которые бы помогли вернуться на Землю. Да и сам этот полет должен был ответить на вопрос "а нужны ли такие изобретения?".

Но как показало время, собака выжила и неплохо перенесла полет. Это был один из важнейших шагов. Теперь настало время отправить команду, которая могла бы вернуться и стать живым подтверждением возможности пребывания в космосе.

Жертвы во имя науки

Лайка не была единственной погибшей собакой в течение длительного процесса освоения космического пространства. Но лишь она была отправлена на гибель намеренно. Другие стали жертвами неудачных экспериментов запуска ракет. Техническое развитие в этой области только начиналось, и учесть все детали было просто невозможно. Четвероногие друзья погибали в катастрофах, связанных с поломкой ракет.

Но каждая такая трагедия показывала слабые стороны, очерчивала ошибки. Впоследствии все это спасало жизнь человека. Ученые вовремя исправляли свои ошибки, дорабатывали установки и однажды все-таки добились положительного результата. Теперь первый полет собак Белки и Стрелки в космос был не за горами.

И стал он возможен благодаря Мишке, Чижику, Рыжику, Бульбе, Лисе, Пальме, Пушке и Кнопке, чьи имена редко всплывают в рассказах о покорении космоса.

Хочется отметить, что ученые относились к собакам очень доброжелательно и с любовью. Каждая смерть питомца тяжело переживалась. При жизни о них бережно заботились и создавали лучшие условия.

полет белки и стрелки в космос краткое содержание

Тщательная подготовка

Естественный вопрос каждого человека, который изучает первый полет в космос: "Белка и Стрелка как были выбраны?" Откуда брали всех испытуемых?

Ответ достаточно прост. Все четвероногие друзья ранее были бездомными уличными собаками. Выживание в суровых условиях определенным образом закалило их характер, сделало выносливее.

Кроме этого, были выдвинуты строгие характеристики физических стандартов. Во-первых, дворняги должны были быть небольшого размера. Потому что капсула не могла вместить крупные экземпляры. Отбирались особи ростом не более 35 см, вес каждой примерно равнялся шести килограммам.

Интересен тот факт, что все двенадцать претендентов, проходивших подготовку, были исключительно самками. Почему? Ответ достаточно прозаичен. Сконструировать туалет для них значительно проще, чем для самцов.

Во-вторых, все собаки были со светлой шерстью, для того, чтобы на черно-белых мониторах они лучше выделялись. Но и об эстетических внешних данных не забывали. Ведь каждый претендент мог стать знаменитостью, чьи фотографии увидит весь мир.

полет собак в космос белки и стрелки

Что в имени твоем

Немного копнув в глубины истории, можно выяснить, что полет Белки и Стрелки в космос на самом деле совершили Маркиза и Альбина. Но это не другие собаки, а те же самые.

Дело в том, что человек, курировавший проект, счел имена Альбина и Маркиза неподходящими для советских героев. Слишком сильный иностранный оттенок они несли в себе. Именно поэтому собакам дали другие имена, более советские, понятные каждому простому человеку.

Пройдя все этапы тренировки, дрессуру, они были готовы - Белка и Стрелка. Полет в космос изменил не только их будущее, но и наше.

Время, проведенное в космосе

Наконец, все приготовления были окончены. Однако первая пара собак, отобранная как лучшая команда, трагически погибла во время старта, произошел отказ ступени и ракета разбилась.

Именно поэтому состоялся полет Белки и Стрелки в космос. Дата этого события - 19 августа 1960 года.

К телу животных были подключены специальные датчики, которые фиксировали все жизненно важные процессы и реакции организма на пребывание в невесомости. Информация поступала на Землю, и ученые быстро обрабатывали все данные.

Благодаря этому путешествию наука получила массу новых сведений, о которых ранее ничего не знала. Были получены результаты физического, биохимического и даже генетического состояния.

Теперь стало понятно, что пребывание в космосе можно пережить. А значит, полет человека уже не за горами.

Как же перенесли Белка и Стрелка полет в космос? В принципе, достаточно стойко. Только на четвертом витке поведение одной из них изменилось. Белка стала нервничать, лаять, пытаться вырваться из креплений. Но после возвращения ее состояние нормализовалось.

год полета белки и стрелки в космос

Удивительное совпадение

Не обошелся без курьезов первый полет в космос. Белка и Стрелка изрядно удивили наблюдателей. Дело в том, что в это же время на орбите работал спутник США. Его траектория пролегала выше ракеты с собаками. Но на одном из витков они оказались достаточно близко друг от друга. Собаки словно почувствовали присутствие конкурента и разразились громким лаем, который прекратился, как только ракета удалилась от спутника.

Самые знаменитые собаки

1960-й – год полета Белки и Стрелки в космос. Это событие изменило жизнь многих людей и, конечно же, дальнейшую судьбу самих собак.

Вернувшись на Землю, они стали знамениты на весь мир. Их фотографии печатали все самые известные издания.

На следующий день они принимали участие в пресс-конференции, куда приехали журналисты со всех уголков планеты. Ведь это событие касалось каждого человека, все хотели получить максимум информации.

После того как шумиха улеглась, жизнь собак пришла в норму. Они были обеспечены всем необходимым для полноценного существования. Собак возили в детские сады, приюты, школы и знакомили с ними детей. Этих животных обожал весь мир. Советские дети смотрели на них с улыбкой и гордостью.

Собаки дожили до глубокой старости, а Стрелка даже порадовала всех молодым потомством. У нее появилось целых шесть щенков. Одного из них Хрущев подарил дочери президента Кеннеди.

Кто знает, какие мысли вызывала Пушинка у главы Америки. Возможно, это стало постоянным напоминанием об утраченных лидерских позициях в сфере освоения космоса. А может быть, наоборот, служила дополнительным стимулом.

история полета в космос белки и стрелки

Космическая эра объявляется открытой

Вот вы и узнали, каким был полет Белки и Стрелки в космос. Краткое содержание истории вряд ли сможет передать все те чувства, которые жили в сердцах ученых, правителей и обычных людей.

Но это событие на века запечатлеется в истории как первых шаг, который позволил открыть космическое пространство для человека. И все благодаря братьям нашим меньшим.

До полета Юрия Гагарина еще четыре путешествия совершили собаки. Имя одной из них дал он сам – Звездочка. Она вернулась из полета в конце марта 1961 года. А уже 12 апреля первый человек отправился в незабываемое путешествие.

Как ни удивительно, собака с древних времен считалась другом и помощником человека. И в такой ответственный и важный момент развития она оказалась рядом.