Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия речи у ребенка - заболевание, возникающее в результате поражения центрального и периферического отделов нервной системы. Характеризуется широким спектром речевых и двигательных нарушений.

дизартрия у детей лечение

Основные причины

Дизартрия редко является отдельной патологией, зачастую возникает на фоне различных нарушений нервной системы. Причинами ее возникновения могут быть:

  • ДЦП;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • нейросифилис;
  • черепно-мозговое травмирование;
  • инсульт;
  • гнойный отит;
  • новообразования в головном мозге;
  • рассеянный склероз;
  • миастения;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Зачастую заболевание является симптомом детского церебрального паралича. Соответственно, и причины появления заболевания схожи с причинами возникновения ДЦП.

Поэтому дизартрия у детей дошкольного возраста может быть результатом:

  • внутриутробной гипоксии;
  • токсикоза;
  • конфликта резус-фактора;
  • родовой травмы;
  • присутствия соматического заболевания у женщины;
  • родовой патологии;
  • асфиксии;
  • гемолитическиго заболевания;
  • недоношенности.

Причины постэмбрионального периода

В постэмбриональный период развитие данного заболевания может быть вызвано нейроинфекцией, к примеру:

  • менингитом;
  • гидроцефалией;
  • сильной интоксикацией организма;
  • получением травмы черепно-мозгового отделения.

Также причиной появления дизартрии бывают рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, миастения, церебральный атеросклероз.

работа с детьми с дизартрией

Симптомы

Существуют определенные факторы, которые помогут родителям увидеть наличие этой патологии у ребенка.

Конечно же, необходимо в любом случае обратиться к специалисту.

К симптомам дизартрии относятся:

  1. Наличие слабости артикуляционных мышц. Увидеть ее можно по различным факторам, к примеру, если у ребенка открыт рот и язык вываливается наружу, губы сильно сжаты или же, наоборот, увеличено слюноотделение.
  2. Ощущение, что ребенок говорит в нос (отсутствуют симптомы насморка). Происходит искажение звуков в словах, из-за чего речь не совсем понятна.
  3. Речевое дыхание нарушено, при разговоре ребенок может задыхаться и начинать учащенно дышать.
  4. Голос изменяется, он становится высоким и писклявым.
  5. Возникают сложности с мелодичностью речи. Дети с таким диагнозом не могут менять высоту тона, их речь монотонна, а говорят они слишком быстро или замедленно, но практически всегда их речь непонятна.

Задача родителей

Родители должны быть очень внимательными к развитию своего ребенка. В самом раннем возрасте уже можно выявить нарушение речи у ребенка. Чем раньше нарушение будет выявлено, тем лучше, ведь будет больше времени на обращение к врачам и подготовку к школе. Некоторые формы этого заболевания (с помощью лечения) позволяют деткам проходить обучение в школах, а для остальных есть определенные программы обучения.

стертая дизартрия у детей

Классификация

Классификация этой патологии у детей является довольно спорной. Это связано с тем, что нарушения ЦНС, полученные внутриутробно или в раннем детстве, существенно отличаются от патологических изменений во взрослом возрасте.

Также большое значение имеет тот факт, что нарушения речевых и двигательных навыков накладываются на период их активного развития.

Существует несколько видов классификаций дизартрии у детей, но есть у них и общие признаки. К примеру, практически все врачи не выделяют бульбарную дизартрию, присутствующую во взрослой классификации. Это связано с тем, что нарушение функций продолговатого мозга, наблюдающееся при этой патологии, несовместимо с жизнью новорожденного. Для всех видов дизартрий характерны следующие симптомы:

  • Нарушения артикуляции речи и ее моторики.
  • Изменение или недоразвитие речевого темпа и голосообразования.
  • Нарушения мышечного тонуса, приводящие к затруднению мимики.
  • Замедление речевого развития.
  • Иногда клиническая картина дополнена двигательными расстройствами, изменениями различных видов восприятия, нарушениями психики, интеллекта.

Некоторые врачи классифицируют детскую дизартрию по логопедическим нарушениям.

Дифекты речи незаметны окружающим. Установить их может только логопед путем специальных обследований. Здесь выделяют следующие стадии:

  1. Нарушения речи заметны посторонним людям, но в целом она разборчива.
  2. Речь нечеткая, смазанная. Разобрать ее могут только близкие.
  3. Речь отсутствует или настолько не внятная, что разобрать ее не может никто.

Локализация

Существует и классификация заболевания по месту локализации:

  • псевдобульбарная;
  • подкорковая;
  • корковая;
  • мозжечковая.

Однако такой подход более применим для классификации патологии у взрослых.

особенности детей с дизартрией

Характеристика клинических форм

Дизартрия - группа нарушений речи, связанных с патологическими изменениями нервной системы. У больных наблюдается нечеткая смазанная артикуляция, нарушение темпа и громкости речи. Формы дизартрии у детей:

  1. Бульбарная дизартрия. Связана с поражениями ядер языкоглоточного, тройничного, лицевого, блуждающего, подъязычного нервов. У больных наблюдается арефлексия (нарушение целостности рефлекторной дуги), амимия (затруднение мимики). Больные жалуются на повышенное слюноотделение, трудности при жевании, проглатывании пищи. Речь невнятная. Все согласные сведены к единому щелевому звуку. Невозможна дифференциация звуков. Может наблюдаться назализация тембра, дисфония (слабость, осиплость голоса) или афония (потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шепотом).
  2. Псевдобульбарная стертая дизартрия у детей. Нарушения возникают в результате спастического паралича и гипертонуса мышц. Среди симптомов затруднения при поднимании и опускании языка, движении им из стороны в сторону, повышенное выделение слюны. Смена артикуляционных поз затруднена. Наблюдаются нарушения некоторых произвольных движений. Речь неразборчивая, смазанная. Затруднены свистящие и шипящие звуки.
  3. Подкорковая дизартрия. Главным симптомом является наличие гиперкинезов (непроизвольных мышечных движений). Наблюдаются в том числе и в области лицевой мускулатуры. Возникают в покое и при попытке говорить. Больные жалуются на изменение тембра и силы голоса. Иногда у них могут возникать непроизвольные гортанные звуки.
  4. Мозжечковая дизартрия. Проявляется нарушениями речевой координации, в результате чего возникает толчкообразная скандированная речь. Иногда могут наблюдаться отдельные звуки, крики. Больные жалуются на тремор языка. Переднеязычные и губные звуки затруднены. Наблюдается атаксия (нарушение равновесия, шаткость походки).
  5. Корковая стертая дизартрия у детей. Характеризуется наличием отклонений при произвольной артикуляции. Наблюдаются нарушения тембра и голоса. Просодики отсутствуют. При различных формах этой патологии могут наблюдаться трудности при звукопроизношении, нарушения чтения, письма, понимания речи.
дети со стертой дизартрией

Диагностика

Специалисты не ставят диагноз дизартрии, пока не изучат особенности психики ребенка. Вышеуказанное изучение должно полностью оценивать картину развития и определять отклонение в работе центральной нервной системы. Для выявления необходимо знать особенности этапов формирования центральной нервной системы ребенка.

Различают три этапа:

  1. Первый этап в возрасте до полугода. В этот период у здоровых детей и у детей с диагнозом дизартрии наблюдаются непроизвольные двигательные рефлексы, например, шаговый рефлекс, хватательный рефлекс. Тело ребенка сжато, руки напряжены, ноги согнуты. Под конец первого этапа у здоровых детей происходит переход к нормализации движений. Если же этого не происходит, то у ребенка уточняется расстройство центральной нервной системы.
  2. Второй этап в возрасте от полугода до 11 месяцев. Это этап у здоровых детей характеризуется переходом от непроизвольных движений к активным, например ребенок может самостоятельно сидеть, различать звуки, людей, смысл слов, предметы. У ребенка развивается лепет из отдельных гласных букв.
  3. Третий этап в возрасте от одного года до трех лет. На этом этапе у здорового ребенка наблюдаются тонкие движения рук. В начале этапа ползает, а в конце начинает ходить. Начинает накапливать слова. У детей со стертой дизартрией формируется речь. Если ребенок развивается нормально, то при произношении слов дыхание плавное и без необъяснимых пауз. Если под конец третьего этапа у ребенка не выявляются вышеуказанные признаки, то можно говорить о расстройстве центральной нервной системы.

Вышеуказанные этапы позволяют своевременно выявить нарушения речевого развития у ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится только после диагностики!

формы дизартрии у детей

Коррекция

Коррекцию особенностей детей с дизартрией может назначить невролог, а сама процедура подразумевает проведение мероприятий с целью устранения расстройств членораздельной речи, ведь сама болезнь приводит к нарушению произношения, а иногда к трудностям с артикуляцией. Коррекция дизартрии должна проводиться в комплексе, включая медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.

Невролог таким больным обычно прописывает:

  • сосудистые препараты: "Кавинтон", "Винпоцетин", "Инстенон", "Глиатилин";
  • ноотропные лекарства – "Пантокальцин", "Ноотропил", "Энцефабол", "Пикамилон";
  • метаболические препараты - "Церебролизат", "Актовигин", "Кортексин", "Церебролизин";
  • витаминные комплексы – "Мильгамма", "Нейромультивит";
  • седативные средства - "Персен", "Новопассит", "Тенотен".

Одним из наиболее эффективных методов физиотерапевтической коррекции дизартрии считается массаж. Он делается с большой аккуратностью, ведь силовые надавливания могут привести к восстановлению рефлекса оральной автоматизации.

Рекомендации

Работа с детьми с дизартрией включает:

  1. Массирование носогубных складок. Для этого делают от 5 до 7 движений от носа до губ, легкие постукивания по носогубным складкам. Также можно массажировать эту часть зигзагообразными, волнообразными и спиралевидными движениями. В уголках губ можно провести точечный массаж.
  2. Массаж губ. Делается с помощью двух пальцев от середины верхней и нижней губы к уголкам. Дополнительно можно делать спиралевидные движения по верхней и нижней губе, подобные движения по средней части губ. Также рекомендуется делать пощипывания по средней части губ.
  3. Массаж неба. Для этого с помощью двух пальцев небо массируют, начиная движения от передних зубов до середины ротовой полости. Перед процедурой руки следует завернуть в марлю.

Также делают постукивание от резцов, зигзагообразные, волнообразные, кольцевые движения. Кроме того, полезным будет массирование языка, при котором используются движения, описанные выше.

дизартрия речи у ребенка

Прогноз и профилактика

Положительный прогноз коррекции произношения при дизартрии может быть получен только при своевременном начале лечения. Успешность лечения во многом зависит от четкости поставленной схемы терапии и усердия самого пациента.

Стертая дизартрия имеет положительный прогноз на полную нормализацию после полноценной коррекции. Пациенты, имеющие такую дизартрию, после коррекции могут посещать общеобразовательные школы.

Острые формы дизартрии полностью не корректируются. У пациентов с такой дизартрией возможно только улучшение функции речи. Профилактика дизартрии у детей сводится к использованию таких методов коррекции, как эхолалия и эхопраксия.

Феномен дизартрии проявляется у новорожденных детей уже через месяц жизни. Поэтому если при рождении имеются наследственные заболевания, которые могут вызывать болезнь, то развитие ребенка с первых дней должно быть организовано так, чтобы все способствовало правильному становлению его движений и психики.

Профилактика в этом случае заключается в постоянном общении ребенка со взрослыми, что будет способствовать развитию его речевых способностей.

Профилактика дизартрии у детей с поражениями головного мозга заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.