На вопрос «что такое раек» нет однозначного ответа

На вопрос «что такое раек» существует несколько ответов. Слово многозначное, которое только в области зрелищных искусств имеет два значения. Прежде всего, это упомянутая А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» театральная галерка, которая всегда отличалась демократичными нравами от чванливого партера. В то время как в первых рядах и ложах лорнетируют друг друга, рассматривая и обсуждая наряды, «в райке нетерпеливо плещут», требуя начала представления.

Разноплановость понятия

что такое раек
Нравы, которыми обладал театральный раёк, описаны и А. П. Чеховым в рассказе для детей «Каштанка». Галерка - это самые дешевые и потому доступные многим места, расположенные высоко-высоко «под небесами». Отсюда и один из вариантов названия - где-то возле рая. И в переводе с французского языка paradis, так называется там галерка, означает «рай», поэтому раёк в театре – это дешевые, верхние места. Но был еще один раёк, любимый зрителями, ярмарочный. Он представлял собой ящик с толстым (увеличительным) стеклом, в народе его называли «брюшистым», глядя в который зритель мог наблюдать передвижные картинки с содержанием на определенную тему. Понятно, что изначально содержание картинок было только религиозным. Тут возникает второй вариант названия: все сюжеты настраивали зрителей на праведный образ жизни, конечная цель которой - попадание в рай. Балаганный кукольный театр, или вертеп, тоже называли райком. Существует еще несколько объяснений, что такое раёк. Этим термином называлось граненое стекло, по аналогии с «с брюшистым». А затем и призма, показывающая предметы в радужных цветах. А уже по тождеству с ней название закрепилось за глазной радужницей, представляющей собой перепонку с окошечком-зрачком. Много значений в старину имело это слово, почти вышедшее сейчас из обихода.

Ярмарочное действо

В свое время и балаганный кукольный театр, и ящик с выпуклым стеклом были очень популярны в народе еще и потому, что, как правило, они сопровождались, особенно передвижные картинки, веселыми комментариями, комическими прибаутками, рифмованными, часто саркастическими шутками. Это позднее, когда религиозная тема полностью была вытеснена бытовыми сюжетами. Были, конечно, и тематические показы, посвященные крупным городам мира, но сюжеты из окружающей жизни, показываемые во время народных гуляний, пользовались особым успехом. Так что на вопрос «что такое раёк» вполне уместным может быть ответ: потешная ярмарочная панорама. А стихи и прибаутки, комментарии раешника, стали даже определенным жанром народного творчества, который очень успешно применил позднее В. В. Маяковский в своих «Окнах РОСТа». Фактически текст, сопровождающий показ картинок, вопросы публики и ответы раешника, который учитывал, что ожидающих своей очереди зрителей тоже необходимо «разогревать», чтобы они не заскучали, представлял собой комментарии на самые злободневные темы.

Раёк как информатор

театральный раек

В этой связи на вопрос «что такое раек» можно ответить, что это устная газета. Поэтому так велика была популярность этих панорам в народе на протяжении всего XIX века. Эти представления возникли по примеру западных балаганов, привозимых в Россию с последней трети XVIII века. Но если зарубежные гастролеры использовали в своих показах только библейские сюжеты или «Райское действо», то русский раёк не обходил стороной таких былинных героев, как Илья Муромец и Микула Селянинович. Позднее сатира была направлена на государственных деятелей – Наполеона и Бисмарка, на популярных в те времена людей – Суворова и Стеньку Разина, даже на танцовщицу Фанни Эльстлер. Очень популярными в народе были сюжеты, посвященные славе русского оружия. Необходимость комментария объяснялась еще и тем, что просмотровое окошко было маленьким, да и не все умели читать, чтобы разобрать текст под картинками. На плечи раешника ложилась ответственная задача сделать действо искрометным. Поэтому им, как правило, становился человек, более чем одаренный артистическим талантом.

Синтез искусств

раек в театре
Мало того что он должен был уметь говорить разными голосами, он должен был уметь имитировать голоса животных, шум дождя и ветра, уметь остроумно отвечать на реплики, обладать определенным запасом знаний, включающим в себя все ценное в русском фольклоре. То есть ведущий как бы синтезировал многие виды искусства, и это сопровождение просмотра имело определенное название - «рацея». Наряду с эмоциональными, они бывали и нарочито бесстрастными. Для привлечения публики использовались все методы: заклички, песни, стихи и прибаутки. Раешник должен был в совершенстве обладать даром импровизации, уметь менять текст в зависимости от публики, чтобы быть популярным среди всех слоев населения. Кроме того, часто, если не всегда, хозяева райков были офенями. Этот термин имеет очень много синонимов: это коробейники и ходебщики, кантюжники и картинщики, коммивояжеры, мастыги и обестильники. То есть раешник подторговывал лубочными картинками на тему показываемого действа и другими товарами. Есть свидетельства, что именно их деятельность способствовала мощному всплеску лубочного творчества. Как сатирическое действо эти панорамы были столь популярны, что стали нарицательными. Так, какие-то опусы деятелей искусства, высмеивающие оппонентов, назывались райками. Наибольшую известность приобрел «Раёк» Модеста Мусоргского, написанный им в 1870 году и высмеивающий хулителей «Могучей кучки», к которой принадлежал композитор. Затем, используя его опыт, с 1948 по 1968 годы Дмитрий Шостакович писал свою сатиру, направленную на осуждение формализма в музыке, под названием «Антиформалистический раёк».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.