Интернационализация образования - это... Инструменты управления процессом интернационализации в образовании

В последние десятилетия ведущим трендом, подчёркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. В неё включились не только отдельные университеты или организации, но и целые государства. Это и не удивительно, поскольку интернационализация системы образования может принести значительные плоды. И не только в виде притока иностранных студентов. Этот процесс даёт серьёзный толчок к развитию как системы высшего образования целого государства, так и отдельно взятого высшего учебного заведения, которое желает быть конкурентоспособным.

Понятие интернационализации образования

Возникло оно сравнительно недавно – в конце прошлого века, но достаточно быстро стало главной характеристикой интеграционных процессов, происходящих в этой сфере. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ.

интернационализация образования это

Можно сказать, что интернационализация образования – это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза. То есть он затрагивает не только учебную деятельность, но и исследовательскую, и даже административную. Авторы статей об интернационализации подчёркивают её связь со всеми функциями образовательного процесса и отмечают наличие комплексного характера этого влияния.

Формы сотрудничества

Следует отметить, что интернационализация образования представляет собой процесс, который включает разнообразные форматы международного взаимодействия:

  • мобильность с образовательной целью: сюда входит не только студенчество и преподавательский состав, но также и представители вузовской администрации;
  • внедрение таких типов мобильности, как институциональный и программный, на основе различных обучающих инструментов;
  • составление обновлённых образовательных стандартов на основе образцов международного уровня и включение их в учебные программы вузов;
  • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования.

интернационализация процесса образования

Рассматривая все эти виды международного сотрудничества, нужно обратить внимание на то, что интернационализация образования - это процесс, который охватывает не только внешние формы в виде обучения за рубежом. Это еще и сложная внутренняя трансформация. Она охватывает все виды деятельности высших учебных заведений и направляет их в сторону международного взаимодействия.

Стратегии реализации

На сегодня мировой практикой выработаны различные стратегии, которые развиваются на основе такой тенденции, как интернационализация процесса образования. В зависимости от мотивов реализации их можно сформировать в четыре группы.

интернационализация системы образования

  1. Стратегия согласованного подхода – опирается на долгосрочное международное сотрудничество. Оно реализуется посредством повышения мобильности как студентов, так и преподавателей, программ обмена, партнерских соглашений. Фундаментальным положением этой стратегии является не конкуренция, а налаживание сотрудничества.
  2. Стратегия, поддерживающая миграцию ведущих иностранных специалистов и одарённых студентов. Принимающая страна, стремясь повысить свою конкурентоспособность, создаёт ряд условий для них: академические стипендии, упрощённый визовый режим и иммиграционные нормы.
  3. Доходная стратегия. Она также основывается на привлечении квалифицированных специалистов с той лишь разницей, что отсутствуют какие-либо льготы, а образование предоставляется на платной основе. Приток иностранных студентов позволяет организовывать университетам предпринимательскую деятельность.
  4. Стратегия расширенных возможностей. Призвана поощрять получение образования за рубежом или в отечественных вузах, которые поставляют такие услуги. Рычагами реализации здесь служат мероприятия, направленные на поддержку мобильности как студентов, так и учёных, преподавателей и государственных служащих.

Уровни управления интернационализацией

Сегодня очевидным становится тот факт, что даже глобальные процессы нуждаются в регулировании, и то, что в него включены не только конкретные предприятия или организации, но и само государство.

Сказанное в полной мере относится и к тем явлениям, которые отражает современная тенденция интернационализации образования. Здесь можно выделить три основных уровня управления:

  • государственный;
  • региональный;
  • вузовский.

На каждом реализуется собственная стратегия и инструменты управления. Государство, формируя стратегию развития этого процесса, должно учитывать не только тенденции сложившегося зарубежного опыта, но и специфику своей культурной среды, потенциал высших учебных заведений, их материальную базу. На этом уровне создаются инструменты и нормы, позволяющие вузам эффективно развиваться в направлении интернационализации.

интернационализация высшего образования

Региональный уровень призван формировать, так сказать, «на месте» те условия и инфраструктуру, которая не только позволит динамично развиваться учебным заведениям и другим связанным с ними институтам, но и создаст комфортные условия для иностранных студентов.

Наиболее чётко инструменты управления процессом интернационализации в образовании могут быть отражены именно на уровне учебного заведения.

Инструменты управления

Они могут разрабатываться в комплексе или же внедряться на разных уровнях управления отдельно.

  1. Приглашение к сотрудничеству международных экспертов. Направление их деятельности может быть различным: в качестве эксперта образовательных программ или участие в разработке стратегии развития заведения.
  2. Развитие такого элемента, как международные компетенции. Относится этот инструмент не только к преподавательскому составу, но и ко всем, кто так или иначе будет задействован в образовательном процессе.
  3. Формирование институционального партнерства с передовыми иностранными образовательными центрами.
  4. Включение в деятельность профессиональной ассоциации или сети для продвижения учебного заведения на международном образовательном рынке.
  5. Участие вуза в международных рейтингах.
  6. Развитие совместно с другими учебными заведения страны и зарубежья различных образовательных проектов.
  7. Развитие и реализация исследовательских программ с зарубежными партнёрами.
  8. Проведение международной аккредитации. Сертификация качества образования на основе мировых стандартов.

тенденция интернационализации образования

Представленный список можно продолжать, поскольку интернационализация образования – это процесс развития, который постоянно открывает новые разнообразные формы сотрудничества.

Факторы эффективности управления

Здесь играют роль две группы факторов: внутренние и внешние. Первая включает потенциал высшего учебного заведения: материально-техническое оснащение, уровень развития преподавательского состава и т. д.

Вторая реализуется на уровне государства. Она охватывает политические и социально-экономические условия. В первом случае определяющую роль играет политика, реализуемая в сфере образования. Сегодня она приобретает более чёткую направленность и предлагает новые результативные инструменты реализации интернационализации.

Учёт социально-экономических условий опирается на демографические, географические и экономические данные, которые также необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии развития образования.

Внутренние ресурсы развития

На уровне вуза успех интернационализации определяется такими его возможностями:

  • уровнем владения иностранным языком;
  • наличием качественных профильных программ, которые позволят вузу найти свою сферу и предлагать там образовательные услуги;
  • сотрудничеством с зарубежными высшими учебными заведениями;
  • наличием опыта международной деятельности.

Важное место здесь занимает наличие адекватной стратегии развития и желания ей следовать.

Роль в развитии мировых процессов

Современные тенденции, отражающие направленность развития современного мира, побуждают обратить внимание на соотношение таких процессов, как глобализация и интернационализация образования. Оба они некоторым образом связаны между собой. Яркая и неоднозначная тенденция, характеризующая современные трансформации, глобализация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование.

глобализация и интернационализация образования

Само по себе это понятие используется некоторыми исследователями для характеристики глобализации, которую представляют как процесс интернационализации различных областей жизни: экономической, технологической, культурной, торговой и т. д.

Это позволяет определить глобализацию как первопричину и фундамент трансформации систем обучения. Поэтому интернационализация образования — это важная составляющая развития глобальных процессов, которая включает в процесс не только различные учебные заведения, но и целые государства.

Интернационализация как фактор развития

Именно с таких позиций предлагается рассматривать этот процесс, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей:

  • рост уровня преподавания;
  • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
  • возможность выбора и использования лучших образцов международного опыта;
  • рост числа конкурентных преимуществ вуза как на внутреннем рынке, так и на внешнем — международном.

Это общие направления развития учебного заведения, которое желает найти своё место в глобальном образовательном процессе.

интернационализация образования это

Они должны конкретизироваться и отображаться в стратегических направлениях развития вуза, которые определяются на основании потенциала. Здесь также нужно конкретизировать своё представление о месте в глобальной системе, установить, что это будет: мировой уровень, отраслевой или, возможно, региональный.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.