В последние десятилетия ведущим трендом, подчёркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. В неё включились не только отдельные университеты или организации, но и целые государства. Это и не удивительно, поскольку интернационализация системы образования может принести значительные плоды. И не только в виде притока иностранных студентов. Этот процесс даёт серьёзный толчок к развитию как системы высшего образования целого государства, так и отдельно взятого высшего учебного заведения, которое желает быть конкурентоспособным.
Понятие интернационализации образования
Возникло оно сравнительно недавно – в конце прошлого века, но достаточно быстро стало главной характеристикой интеграционных процессов, происходящих в этой сфере. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ.
Можно сказать, что интернационализация образования – это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза. То есть он затрагивает не только учебную деятельность, но и исследовательскую, и даже административную. Авторы статей об интернационализации подчёркивают её связь со всеми функциями образовательного процесса и отмечают наличие комплексного характера этого влияния.
Формы сотрудничества
Следует отметить, что интернационализация образования представляет собой процесс, который включает разнообразные форматы международного взаимодействия:
- мобильность с образовательной целью: сюда входит не только студенчество и преподавательский состав, но также и представители вузовской администрации;
- внедрение таких типов мобильности, как институциональный и программный, на основе различных обучающих инструментов;
- составление обновлённых образовательных стандартов на основе образцов международного уровня и включение их в учебные программы вузов;
- создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования.
Рассматривая все эти виды международного сотрудничества, нужно обратить внимание на то, что интернационализация образования - это процесс, который охватывает не только внешние формы в виде обучения за рубежом. Это еще и сложная внутренняя трансформация. Она охватывает все виды деятельности высших учебных заведений и направляет их в сторону международного взаимодействия.
Стратегии реализации
На сегодня мировой практикой выработаны различные стратегии, которые развиваются на основе такой тенденции, как интернационализация процесса образования. В зависимости от мотивов реализации их можно сформировать в четыре группы.
- Стратегия согласованного подхода – опирается на долгосрочное международное сотрудничество. Оно реализуется посредством повышения мобильности как студентов, так и преподавателей, программ обмена, партнерских соглашений. Фундаментальным положением этой стратегии является не конкуренция, а налаживание сотрудничества.
- Стратегия, поддерживающая миграцию ведущих иностранных специалистов и одарённых студентов. Принимающая страна, стремясь повысить свою конкурентоспособность, создаёт ряд условий для них: академические стипендии, упрощённый визовый режим и иммиграционные нормы.
- Доходная стратегия. Она также основывается на привлечении квалифицированных специалистов с той лишь разницей, что отсутствуют какие-либо льготы, а образование предоставляется на платной основе. Приток иностранных студентов позволяет организовывать университетам предпринимательскую деятельность.
- Стратегия расширенных возможностей. Призвана поощрять получение образования за рубежом или в отечественных вузах, которые поставляют такие услуги. Рычагами реализации здесь служат мероприятия, направленные на поддержку мобильности как студентов, так и учёных, преподавателей и государственных служащих.
Уровни управления интернационализацией
Сегодня очевидным становится тот факт, что даже глобальные процессы нуждаются в регулировании, и то, что в него включены не только конкретные предприятия или организации, но и само государство.
Сказанное в полной мере относится и к тем явлениям, которые отражает современная тенденция интернационализации образования. Здесь можно выделить три основных уровня управления:
- государственный;
- региональный;
- вузовский.
На каждом реализуется собственная стратегия и инструменты управления. Государство, формируя стратегию развития этого процесса, должно учитывать не только тенденции сложившегося зарубежного опыта, но и специфику своей культурной среды, потенциал высших учебных заведений, их материальную базу. На этом уровне создаются инструменты и нормы, позволяющие вузам эффективно развиваться в направлении интернационализации.
Региональный уровень призван формировать, так сказать, «на месте» те условия и инфраструктуру, которая не только позволит динамично развиваться учебным заведениям и другим связанным с ними институтам, но и создаст комфортные условия для иностранных студентов.
Наиболее чётко инструменты управления процессом интернационализации в образовании могут быть отражены именно на уровне учебного заведения.
Инструменты управления
Они могут разрабатываться в комплексе или же внедряться на разных уровнях управления отдельно.
- Приглашение к сотрудничеству международных экспертов. Направление их деятельности может быть различным: в качестве эксперта образовательных программ или участие в разработке стратегии развития заведения.
- Развитие такого элемента, как международные компетенции. Относится этот инструмент не только к преподавательскому составу, но и ко всем, кто так или иначе будет задействован в образовательном процессе.
- Формирование институционального партнерства с передовыми иностранными образовательными центрами.
- Включение в деятельность профессиональной ассоциации или сети для продвижения учебного заведения на международном образовательном рынке.
- Участие вуза в международных рейтингах.
- Развитие совместно с другими учебными заведения страны и зарубежья различных образовательных проектов.
- Развитие и реализация исследовательских программ с зарубежными партнёрами.
- Проведение международной аккредитации. Сертификация качества образования на основе мировых стандартов.
Представленный список можно продолжать, поскольку интернационализация образования – это процесс развития, который постоянно открывает новые разнообразные формы сотрудничества.
Факторы эффективности управления
Здесь играют роль две группы факторов: внутренние и внешние. Первая включает потенциал высшего учебного заведения: материально-техническое оснащение, уровень развития преподавательского состава и т. д.
Вторая реализуется на уровне государства. Она охватывает политические и социально-экономические условия. В первом случае определяющую роль играет политика, реализуемая в сфере образования. Сегодня она приобретает более чёткую направленность и предлагает новые результативные инструменты реализации интернационализации.
Учёт социально-экономических условий опирается на демографические, географические и экономические данные, которые также необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии развития образования.
Внутренние ресурсы развития
На уровне вуза успех интернационализации определяется такими его возможностями:
- уровнем владения иностранным языком;
- наличием качественных профильных программ, которые позволят вузу найти свою сферу и предлагать там образовательные услуги;
- сотрудничеством с зарубежными высшими учебными заведениями;
- наличием опыта международной деятельности.
Важное место здесь занимает наличие адекватной стратегии развития и желания ей следовать.
Роль в развитии мировых процессов
Современные тенденции, отражающие направленность развития современного мира, побуждают обратить внимание на соотношение таких процессов, как глобализация и интернационализация образования. Оба они некоторым образом связаны между собой. Яркая и неоднозначная тенденция, характеризующая современные трансформации, глобализация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование.
Само по себе это понятие используется некоторыми исследователями для характеристики глобализации, которую представляют как процесс интернационализации различных областей жизни: экономической, технологической, культурной, торговой и т. д.
Это позволяет определить глобализацию как первопричину и фундамент трансформации систем обучения. Поэтому интернационализация образования — это важная составляющая развития глобальных процессов, которая включает в процесс не только различные учебные заведения, но и целые государства.
Интернационализация как фактор развития
Именно с таких позиций предлагается рассматривать этот процесс, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей:
- рост уровня преподавания;
- развитие разнообразных форм исследовательской работы;
- возможность выбора и использования лучших образцов международного опыта;
- рост числа конкурентных преимуществ вуза как на внутреннем рынке, так и на внешнем — международном.
Это общие направления развития учебного заведения, которое желает найти своё место в глобальном образовательном процессе.
Они должны конкретизироваться и отображаться в стратегических направлениях развития вуза, которые определяются на основании потенциала. Здесь также нужно конкретизировать своё представление о месте в глобальной системе, установить, что это будет: мировой уровень, отраслевой или, возможно, региональный.