Архитектура и эстетические особенности Амьенского собора

Амьенский собор является одним из наиболее ценных в Европе образцов готической архитектуры. Расположен этот великолепный храм в городе Амьене (Франция), на видном месте, в районе, известном под названием "Цветная долина Франции".

Город Амьен

Город этот находится на севере, практически на половине пути между Бельгией и Парижем, на реке Сомме, в 55 км от Ла-Манша (к юго-востоку). Амьен - это гостеприимный, просторный, светлый город, расположенный среди зелени садов и вод Соммского канала, который на множество кварталов разрезает его. Он был отстроен после нанесенных во время Второй мировой войны разрушений практически заново и является сейчас крупным центром по производству обуви и текстиля, машиностроения и металлургии, пищевой промышленности. К неспешным длительным прогулкам располагают бульвары с липовыми аллеями. Жюль Верн не зря решил сделать этот уголок заводью, откуда он практически ежедневно отправлялся в рисуемые воображением далекие страны.

Каналы вокруг Амьенского собора

амьенский кафедральный собор

Этот собор является кафедральным, относящимся к католической епископии. Вся территория вокруг него испещрена каналами. Они составляют целые сети. 55 километров - их общая протяженность. Каналы эти были вырыты несколько веков назад римлянами. Собор с 1981 года находится под охраной ЮНЕСКО, поскольку он является объектом Всемирного наследия. Французский город Амьен, кроме того, известен и другими религиозными памятниками, которых здесь множество.

История строительства

Интересующий нас собор был построен в честь святой Марии. Он известен также как Собор Амьенской Богоматери. Однако большинство людей все-таки предпочитает общеупотребительное название. Это самый большой в Европе собор. Он также является одним из самых крупных в мире готических храмов.

Амьенский кафедральный собор был возведен на месте старого здания, которое в 1218 году было сожжено молнией. Согласно надписи на останках "лабиринта", уничтоженного в 1825 году, строительство его начато было с западного конца в 1220 году. В 1236-м вчерне были закончены нефы. Хор - в 1247-м, однако он пострадал от пожара вскоре после завершения. Окончательный свой вид он принял в 1269 году. Еще в 13 веке западный фасад был доведен до розы. Однако в 15 столетии он подвергся обновлению. Тогда же верхние его части были достроены.

Согласно надписям "лабиринта" строителями являлись три мастера: Том де Кормона вместе со своим сыном, Рене де Кормона, а также Робер из Люзарша. Они работали в период с 1220 по 1228 год, то есть в то же время, когда другие мастера возводили Реймский собор. Контрфорсы первого яруса были увеличены в конце 13 века, а промежутки между ними стали капеллами.

Архитектура собора

амьенского собор

Шартрский собор послужил образцом для возведения Амьенского. Это трехнефная базилика с развитой хоровой частью и широким трансептом. Хоровая часть собора окружена венцом капелл. Их число доходит до семи. Средняя из них при этом сильно выдвинута вперед. Три нефа имеют трансепт. Как и в Шартре, центр средокрестия совпадает с серединой здания в таком сооружении, как Амьенский собор. План его, однако, несколько отличается от Шартрского.

Собор в Амьене является самым большим из всех находящихся во Франции. Длина его (внутри) составляет 118 метров (без средней выступающей капеллы), а средний неф в высоту достигает 42,3 метра. Ширина нефов (исключая боковые капеллы) - 33 метра, трансепта - 59 метров, а хоровой части - 48 метров.

амьенский собор во франции

У этого собора такое же отношение между шириной среднего и боковых нефов главного "корабля", как и в Реймсе. Оно составляет примерно 9:14. Но в Реймском соборе квадратную форму имеют травеи боковых нефов, а в Амьене они являются прямоугольными (примерно 9х7 м). 14 метров составляет ширина среднего нефа.

Интерьер в соборе Амьена является единым. Он плавно раскрывается ввысь, вглубь, во все стороны. Композиция среднего нефа чрезвычайно проста: общую высоту его делит пополам карниз первого яруса. Продольная аркада, высоко поднятая, занимает нижнюю половину. На высоте 18 метров расположены ее замковые корни, в то время как всего 9,5 м составляет высота аркады знаменитого Парижского собора.

Южная башня была возведена около 1366 года, а северная - в 1401-м. Готическая архитектура этого собора даже по нынешним меркам остается непревзойденной. Амьенский собор вместе с Реймским и Шартрским образует Святую Троицу церквей Франции, которые были названы по результатам голосования классикой 13 века и высокой готикой.

собор амьенской богоматери

Архитектурный план интересующего нас здания похож на другие готические соборы Средневековья, в том числе на парижский Нотр-Дам. У посетителей сегодня есть уникальная возможность взобраться на западную башню, находящуюся на крыше здания, и насладиться оттуда захватывающим видом на города Франции.

Врата Амьена

Вратами страшного суда был назван центральный вход в соборе Амьена. Стены этого здания украшены различными религиозными сценами, которые изображают воскресение мертвых, проклятых и спасенных Богом, а также апокалипсического человеческого Сына с выходящими из его рта двумя мечами и др. Врата, находящиеся у западного фасада, с правой стороны, посвящены Деве Марии. Именно она является покровительницей данного собора. С левой стороны врата этого фасада посвящены первому амьенскому епископу, Святому Фирмину.

Световое шоу

амьенский собор эстетические особенности

С 1 декабря по 1 января, наряду с Рождеством, собор в рамках светового шоу освещается очень красивыми огнями. Обстановку вечером дополняют магические тени, музыка и играющий свет. Обычно в течение 45 минут, пока длится программа, можно наблюдать великолепное зрелище. Это разноцветная подсветка и цветной фасад Амьенского собора. На эту игру света и тени, безусловно, стоит посмотреть. Кроме самого фасада, одна за другой освещаются скульптуры, находящиеся на западном фасаде Амьенского собора.

Мощи Иоанна Крестителя внутри собора

Эта визитная карточка города Амьена захватывает дух. Попав внутрь, понимаешь, что не только внешнее убранство отличается великолепием. Внутри этого собора находятся мощи Иоанна Крестителя. В стенах его заботливо хранится голова этого святого как источник исцелений и главная цель паломничества множества верующих. Именно благодаря этим мощам, по словам старожилов, Амьенский собор остался невредим во время фашистских бомбежек. Приближаясь к его стенам, снаряды меняли траекторию и таким образом пролетали мимо.

Когда празднуется Рождество, тысячи прихожан собираются под сводами этого собора. Многие из них приезжают сюда из различных уголков земного шара.

Скульптуры, находящиеся внутри

амьенский собор

Невозможно описать словами великолепие храма. Собор, стройным башенным ансамблем пронизывающий небо, наполнен благостным звучанием. Просеянный цветными витражами мягкий радужный свет отбрасывает переливчатые блики на средокрестие, расположенное в центре зала. Обилие скульптур на библейские темы подчеркивает изящность линий фасада. Их общее количество составляет примерно 4500. Тем не менее Амьенский собор во Франции в применении скульптурных украшений не столь богат, как Реймский. Он к тому же уступает последнему по их качеству. Однако и порталы Амьенского собора обладают несколькими прекрасными статуями, в общей трактовке и пропорциях которых обнаруживается стремление к реализму и психологической выразительности.

разноцветная подсветка и цветной фасад амьенского собора

Исключительна по своей утонченности и красоте скульптура "Золотая Мадонна". Она является настоящим бриллиантом в диадеме. В лучах солнца эта скульптура излучает умиротворенное сияние. Мастеру в этом творении удалось выразить красоту, наивность и душевную чистоту. Над Мадонной расположены фигуры апостолов. Всем фигурам приданы естественные позы. Все они разговаривают между собой (апостолы - парными группами, Мария - с младенцем), реалистичны, живы.

Фигура Христа, находящаяся в центре среднего портала, выделяется своими правильными пропорциями и величавой простотой. В народе ее иногда называют "прекрасным Богом Амьена".

Цокольную зону порталов украшает множество медальонов, в которых находятся рельефы с месяцами года, знаками зодиака и пр.

История готики

Готический стиль возник в середине 12 века во Франции. Самыми значительными его произведениями в этой стране являются соборы Реймса, Амьена и Шартра. Во Франции осталось огромное множество памятников, принадлежащих к готическому стилю, от огромных соборов до часовен. В 15 веке наступил период "пламенеющей готики", лишь отдельные образцы которой дошли до наших дней. Это, например, парижская башня Сен-Жак и Руанский собор (один из его порталов).

Особенности готики Амьенского собора

От разобщенности и замкнутости пространства романских построек к объединению различных пространственных элементов и свободе трактовки их, что отмечается в Парижском соборе, готика проделала путь больше чем за полвека. Однако именно в Амьенском соборе она пришла к построению пространства, классическому для нее. Оно освободилось во всех измерениях от технической скованности, при этом сохранив тектоническую ясность, а также конструктивную определенность линий, объемов и масс, окружающих его. Ощущение свободы, которое создает пространство, пластическая выразительность в соборе несущих элементов, рассеянный свет, придающий объемным формам мягкость - все это создает законченность композиции такого здания, как Амьенский собор. Эстетические особенности этого храма позволяют назвать его одним из самых красивых и величественных сооружений в мире.

Этот собор сравнивают порой с древнегреческим Парфеноном. Высокохудожественная и богатейшая отделка фасадов действительно его ставит в один ряд с величайшими творениями мирового зодчества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.