Национальная платежная система России. Федеральный закон РФ "О национальной платежной системе"

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

национальная платежная система России

Историческая справка

Создание Национальной платежной системы началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться межбанковские расчеты с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система "Юнион кард". К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт. В конце 1993 года была сформирована "Золотая корона". К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России. Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия. В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Предпосылки к образованию

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций. Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ. При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

фз о национальной платежной системе

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, ГТУ Москвы переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций. В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, "Агропромбанк", "Инкомбанк", СБС-Агро" и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ. В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Направления деятельности Рабочей группы

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:

  1. Разработка проекта документации Банка РФ, обеспечивающей оборот и использование пластиковых элементов для совершения денежных операций в Российской Федерации.
  2. Развитие Национальной платежной системы.
    национальная система платежных карт нспк

Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК). Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США. Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта. Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено. Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

развитие национальной платежной системы

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов. На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций. Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей "Мастер-кард" и "Виза". Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается "Объединенная расчетная сеть". В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом. Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании "Мастер-кард" и "Виза" потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США. По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным государственным служащим Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта. Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

создание национальной платежной системы

ФЗ "О Национальной платежной системе"

Он был принят в 2011 году. ФЗ "О Национальной платежной системе" описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг. Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование. Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем "Мастер-кард" и "Виза". При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации "лоббистов указанных сетей в органах власти РФ". К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость. К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети "ВТБ" и Сбербанка, "Золотая корона", "Мастер-кард", "Виза".

субъекты национальной платежной системы

2014 г.

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. "Мастер-кард" и "Виза" второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети. В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон. Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры – субъекты Национальной платежной системы - должны находиться непосредственно на территории страны. Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ.

национальная платежная система структура
В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В. Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Национальная платёжная система - это не кредитные карты - это и система взаиморасчётов между банками России, Казначейских и других финансовых организаций
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.