Художественное конструирование: виды, методики, средства

Художественное конструирование (дизайн) представляет собой творческий процесс, а также определенный метод проектирования, с помощью которого создаются промышленные изделия. Изучается это понятие такой дисциплиной, как техническая эстетика.

Художественное конструирование идет параллельно с инженерным. При этом оно позволяет решать экономические, технические и конструктивные задачи. Специалист, занимающийся художественным конструированием, называется художником-конструктором или дизайнером.

Этапы становления

Художественное конструирование изделий берет свое начало в середине 19-го в. Подготовительным этапом для его формирования явился период, начавшийся от самого зарождения человеческого общества, когда существовало кустарное производство ремесленников. Это был ручной труд с примитивными технологиями. Производство при этом велось простейшими орудиями труда и было малосерийным. Однако каждая выпущенная мастером вещь являлась полезной для человека и учитывала все его потребности. При этом все работы кустаря были эстетичными и эксклюзивными.

Приход индустриального производства охарактеризовался выпуском «нечеловечных и холодных вещей». На этом этапе появился примитивный дизайн, когда специалистом создавались прототипы изделий, производимых рабочими при помощи машин. При этом экономичностью и функциональностью товаров занимался инженерный состав. Дизайнеры же отвечали только за эстетичный вид изделия. Однако это не устраивало покупателей. Выяснилось, что дизайнерам, прежде чем создавать прототипы товаров, необходимо изучить технологию производства и свойства используемых материалов. Это было связано с тем, что простоте обращения с изделиями придавалось столь же большое значение, как и их внешним формам. Именно поэтому в компании, производящие художественное конструирование промышленных товаров, стали приходить инженеры и проектировщики, модельщики и чертежники, а также специалисты, изучающие рынок.

художественное конструирование
Далее последовал дизайнерский этап, соединивший в себе новшества двух предыдущих. Специалисты стали работать на промышленных производствах, используя при этом разнообразные технологии и материалы. Дизайнер перестал быть оформителем и бутафором для своих вещей. Он научился мыслить масштабно, представляя себе будущее творение. При этом он наперед продумывал, как его изделие повлияет на среду обитания и как оно уживется в ней.

Основная задача художественного конструктора заключалась в сохранении чистоты идеи, а также создании симпатичной человеку вещи, функционально обоснованной формы. Для этого дизайнеру понадобились знания по демографической ситуации, социологии быта, физиологии, психологии, эргономике, медицине и т. д.

Что является предметом художественного конструирования?

Определение основных задач, методов и сферы деятельности дизайнера дала международная организация этих специалистов ICSID, которая была основана в 1957 г. Согласно утвержденным ею концепциям, художник-конструктор должен воплощать те творческие принципы, которые существуют в технической эстетике. При этом он обязан придерживаться дизайнерской методики. Задача такого специалиста состоит в определении форм услуг и предметов, удовлетворяющих потребности человека и делающих его жизнь плодотворной.

художественное конструирование в детском саду
Методика художественного конструирования заключается в разработке первоначальной идеи. При создании будущего изделия дизайнер сотрудничает с другими специалистами, определяя окончательную форму воплощения задуманного.

В сферу деятельности художника-конструктора входят практически все создаваемые человеком предметы. Особенно это касается товаров серийного и массового производства.

Исходя из всего сказанного выше, предмет художественного конструирования – это техническая эстетика. Ее используют и в процессе формирования гармонически развитой личности.

Закономерности художественного конструирования

На сегодняшний день существует определенный практический опыт, а также условия и принципы, применяемые в дизайне. При их использовании художественное конструирование позволяет создавать гармоничные вещи. Именно они и являются востребованными современным человеком.

Художественное конструирование и проектирование лежит в основе современного дизайнерского искусства. Автор при создании своих вещей использует общественную практику, эмоциональное воздействие окружающей природы и повседневные наблюдения. Они подсказывают ему соотношение пропорций, тени и цвета, а также пластические формы. При этом автором вносится в изделие определенный смысл, что позволяет вызвать у потребителя эстетические чувства и поднять ему настроение.

Средства художественного конструирования, которые использует дизайнер, – это пропорции и объемы, линии и плоскости, ритмы и цвета, а также разнообразные способы декора. При их применении предмету придается тот или иной облик, воплощающий задуманный автором образ.

основы художественного конструирования

Художник-конструктор в процессе своей работы всегда должен думать о конечном потребителе, который будет пользоваться созданной им вещью. При этом дизайнеру необходимо призвать на помощь не только богатство фантазии, но и знание технологии, а также основ мастерства. И если раньше, в прошлых столетиях, в качестве основы художественного конструирования вещей было стремление автора к пышности и импозантности, то сегодня специалистами создаются удобные и простые предметы.

Исходя из этого, закономерность современного дизайнерского дела заключается в единстве форм и практического назначения вещей. При этом свойства и возможности применяемого материала должны находиться в соответствии с технологией производственного процесса.

Виды дизайна

Художественное конструирование классифицируется на:

  • духовный арт-дизайн;
  • коммерческий дизайн;
  • промышленный дизайн.

Рассматривая виды художественного конструирования, хочется, прежде всего, выделить из них арт-дизайн. Это самая изящная линия в сфере создания различных вещей. Дизайнерские решения данного направления основываются на принципах высокого (чистого) искусства. Казалось бы, созданные художниками необычные предметы должны вызывать интерес далеко не у всех людей. Однако сегодня и рядовой потребитель на ура воспринимает новое направление. Ему нравятся вещи, выражающие тонкие интонации, теплоту человеческих рук и глубокие чувства.

художественное конструирование из бумаги

Следующий вид художественного конструирования – коммерческий дизайн. Это очень серьезное и ответственное дело. Он представляет собой дизайн общественных помещений и направлен на получение прибыли. Ведь покупатель, приходя в магазин, бар или ресторан, должен оказаться в стильном и приятном для него интерьере. Без сомнения, в шикарном бутике человеку легче расстаться с деньгами, чем в убогом магазине.

Третьим видом художественного конструирования является промышленный дизайн. Он связан с изделиями бытового назначения, выпускаемыми индустриальным способом. Качественное и интересное оформление производимых товаров выделяет их на потребительском рынке и заинтересовывает потенциального покупателя. На сегодняшний день существуют такие разновидности промышленного дизайна, как транспортное и автомобильное художественное конструирование.

Производство красивых вещей

Практически все предметы, окружающие современного человека, сделаны при помощи машин и станков. Но, несмотря на то что массовое кустарное производство осталось в далеком прошлом, всем нам хочется, чтобы купленные вещи были красивыми. Именно поэтому современное проектирование и конструирование изделий неразрывно связано с эстетикой. Развитию дизайна способствует не только возросшее благосостояние населения, но и появление новейших технологий, а также все возрастающая конкуренция на рынке. Для человека стало важным, чтобы окружающие его предметы были красивы и эстетичны. А для этого инженерное и художественное конструирование в промышленном производстве должны идти рядом.

Эстетические критерии оценки вещей

Как создать действительно красивый предмет? Для этого специалисты используют законы художественного конструирования, добиваясь единства формы и содержания. Любое изделие они создают так, чтобы соблюдалась пропорциональность всех его элементов. При этом предмет непременно должен быть красивым и представлять собой единое целое. А для этого необходимо выполнение определенных требований.

Прежде всего должна соблюдаться пропорциональность изделия. Для этого существующая форма делится на части в горизонтальном или вертикальном направлении. Соблюдение пропорциональности особенно важно при строительстве каркасов крыш и судов, изготовлении стульев и столов и многих других вещей.

Одним из наглядных свойств изделий является симметрия. Человек наблюдает ее уже на протяжении многих веков в природе. Используя симметрию, люди создают красивые и совершенные вещи.

Одним из требований художественного конструирования является создание динамичной формы. Оно связано с равными пропорциями всех частей изделия. К динамичным можно отнести формы самолетов и поездов, планеров и легковых автомобилей.

Еще одним требованием дизайна является статичность предмета, связанная с его неподвижностью. В отличие от динамичных, такие вещи массивны и обладают явным центром тяжести. Это различные станки и прессы.

В композиции изделия очень важен контраст. Он противопоставляет и выделяет различные свойства предмета. Например, использование белого и черного цветов, высоких и низких элементов, шероховатых и гладких поверхностей.

При создании вещей дизайнер обращает внимание и на равновесие их формы. Оно представляет собой такое состояние, когда элементы правой и левой сторон предмета сбалансированы между собой. Равновесие достигается при распределении всех частей изделия относительно его центра.

Для создания красивой вещи немаловажным фактором является и ее цветовое оформление. Оно служит не только одним из средств композиции, но и фактором качества. Цвет помогает подчеркнуть все особенности формы объекта и создать для человека психологический комфорт.

Значение художественного конструирования для развития ребенка

Занятия малышей в детском саду отличаются большим многообразием. Они позволяют поддерживать у ребенка интерес к различной деятельности и ее всестороннему восприятию. Художественное конструирование в детском саду развивает способности малышей, их выдумку, фантазию и творчество. Оно представляет собой работу с различными материалами, в процессе которой создаются эстетически значимые и полезные предметы. Занятия по художественному конструированию с бумагой и картоном, деревом и другими материалами приобщает детей к различным видам изобразительного искусства, проявляя интерес к лепке и рисованию, аппликации и прочим жанрам. В результате у ребенка происходит развитие познавательных потребностей. Он приобретает умение всматриваться в образ скульптуры и картины, определяя использованные способы изображения.

инженерное и художественное конструирование
Художественное конструирование в детском саду, как правило, отвечает потребностям и интересам малышей. Сделанные поделки они используют в своих играх. При этом у педагога появляется широкая возможность нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников.

Изученные детьми основы художественного конструирования, наряду с приобретением технических навыков, позволяют усилить умение анализа окружающих предметов, сформировать обобщенные представления о создаваемом объекте, а также развить художественный вкус и самостоятельное мышление.

Работа с бумагой

Техническое и художественное конструирование с использованием данного материала изучается дошкольниками на отдельных занятиях. При этом методика обучения, как правило, строится на основе подражания.

Используя художественное конструирование из бумаги, дети создают сказочные фигурки, поделки, украшающие интерьер, и т. д. При этом может быть применена различная техника. Это скручивание и сминание, разрывание и разрезание, а также сгибание. Последние две техники считаются наиболее сложными. Однако именно сгибание и разрезание во время тех занятий, где изучается художественное конструирование из бумаги, являются наиболее распространенными приемами в педагогической практике. Ими дети успешно овладевают уже с пяти лет. В три-четыре года воспитатели предлагают ребенку сминать, закручивать и разрывать бумагу. Это для малышей гораздо проще.

законы художественного конструирования

Из Японии к нам дошла и еще одна техника – киршами. Она заключается в складывании листа бумаги и вырезании его по различным направлениям. При этом создаются фигурки животных и человечков, цветы и снежинки и т. д. Эта техника отличается большой художественностью. Здесь от ребенка требуется строгое соблюдение порядка действий и их многократное повторение.

Значение работы с бумагой

Художественное конструирование из этого материала расширяет кругозор детей. При этом дошкольники получают познания о свойствах бумаги и возможностях ее применения. Кроме того, малышам прививаются навыки планирования своей деятельности. Работая с бумагой, дети делают выводы и выполняют простейший анализ, выбирают нужную форму и грамотно составляют композицию. Такой труд способствует развитию аккуратности, а также учит бережному отношению к используемому материалу. Дети начинают моделировать, подбирая при этом самые неожиданные варианты использования созданных ими предметов.

Художественное конструирование в школе

Эстетическое воспитание детей находит свое продолжение в младших классах. Здесь также преподаются основы художественного конструирования. Перед учащимися ставятся технические задачи, решение которых требует умственного напряжения. При этом дети учатся обращаться с инструментами и обрабатывать используемый материал.

На уроках в школе учащиеся усваивают знания о возможности различных комбинаций средств выразительности, применяемых в художественном конструировании.

методика художественного конструирования

Это способствует формированию пространственного мышления ребенка, а также правильному цветоощущению. Школьник получает не только конструкторские познания, но и формирует знание композиции. Все это помогает воспринимать красоту окружающего мира.

Занятия по художественному конструированию могут вестись разными методами. Создание новых предметов иногда производится под диктовку учителя. Педагог только показывает детям конструктивные детали и демонстрирует основные приемы их изготовления. После этого ученики копируют действия учителя.

Конструирование может вестись и по аналогам. При этом дети создают предметы под непосредственным руководством учителя. Далее им предлагается самостоятельно изготовить аналогичную конструкцию.

Создать какой-либо предмет можно и по образцу. При этом учащиеся должны проанализировать готовую конструкцию и самостоятельно определить количество и форму нужных деталей, а также последовательность их сборки. Такие занятия позволяют детям приобрести самостоятельность в поисковой деятельности.
Художественное конструирование можно изучать, создавая предмет по собственному замыслу, по заданным условиям или коллективом по 2-4 человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.