Яркий натюрморт – картина «Маки и васильки»

И.И. Машков - яркий представитель русского авангарда. Это сложное течение возникло на изломе очень интенсивных поисков нового языка и в литературе, и в живописи, и в театре. А новый язык требовался для выражения политических и эстетических изменений, происходящих как в мире в целом, так и в России в 10-х годах прошлого века. Но зачастую эти новые веяния были невнятными, желавшими только шокировать зрителя или читателя. Если рассматривать живопись, то многие гениальные достижения: рисунок как базовая основа, соотношения тонов и многое другое - будут надолго утрачены. Появилось сознательное желание «потрясти основы». Как – неважно, важен был только шок.

«Бубновый валет»

В Москву приехали молодые художники, которые не могли найти себя в традиционной живописи, даже учась у таких гениальных мастеров, как В. Серов. Они слишком далеко зашли на пути разрушения традиций. Одной из любимых была игра цвета, в особенности красного в сочетании с кобальтом, а в результате получалась пощечина общественному вкусу – слишком «простецки», грубо и примитивно все выглядело. Машков вообще был не вполне выучившийся художник (Серов отчислил его из своей студии).

картина маки
Традиционно художники «Бубнового валета» воспринимались как создатели натюрмортов. Один из примеров - натюрморт И.И. Машкова, полноценная картина. Маки и васильки на ней создают контрастные по объему, форме и цвету пятна.

Машков. «Натюрморт с маками и васильками»

Это достаточно типичный натюрморт авангардистов с нагромождением однотипных предметов с видом плохо убранного стола. Поднос – важная часть такого натюрморта: он фон, обрамление для намеренно «случайных» предметов. Два подноса – белый на стене и наполовину зеленый, наполовину красный – служат только яркими пятнами и придают картине декоративность. Художник просто влюблен в краску, особенно в красную, что подтверждает его картина. Маки, черешня, яблоки, персики - все сверкает алым.

Рассмотрим натюрморт

Первое, что привлекает внимание, – фарфоровая ваза с волнистыми краями, наполненная красно-желтыми яблоками, и ярко-красной черешней, и темной сочной вишней.

картина маки и васильки

"Натюрморт с маками и васильками" нередко называют неверно - картина "Маки". Казалось бы, давшие такое название красные крупные маки должны быть центром композиции, возвышаясь над ней. Однако они не привлекают особенного внимания, а просто спокойно стоят в прозрачном стеклянном кувшине и только продолжают композиционную линию треугольника, изначально заданного живописцем. Сквозь красные маки взгляд упирается в белый поднос на стене, покрытой грязновато-зеленой драпировкой. На подносе, как на вершине треугольника, взгляд останавливается. На нем все те же красно-желтые фрукты, которые пересекает иссиня-черная гроздь винограда. Дальше, минуя красные маки, зритель обращается к правой части картины, где стоит второй поднос. Его изумрудная зелень с черной окантовкой неожиданно согласуется с кобальтово-синим столом и рассыпанными на нем ярко-желтыми лимонами. В целом все краски «кричат». Надо полагать, что они вполне выражали радостное настроение художника.

картина машкова маки и васильки
Так выглядит картина. Маки и васильки, каждая их красок как будто стараются выкрикнуть: «Смотрите сюда – я ярче». А цветы создают еще один треугольник: маки, красная ваза с шаром из синих васильков и солнечные лимоны. Так композиционно строится картина. А настроение – яркое, бодрое, летнее – создают краски, которые «перекрикивают» друг друга: красные, синие, зеленые, желтые. Никаких сложных оттенков и смешений. Все просто, как на лубке. Такова картина Машкова «Маки и васильки» (точнее, «Натюрморт с маками и васильками»).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.