Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 (фото)

Идея создания крупных океанических судов, роль силовой установки которых исполнял бы атомный реактор, преследовала ученых и инженеров едва ли не с момента появления первых экспериментов в области расщепления атома. Конечно же, больше всего о подобном мечтали военные: неограниченная дальность хода и огромное время автономного плавания – что еще нужно для счастья? В общем-то, именно так в СССР появился крейсер «Киров».

Предпосылки для создания

В 1961 году американский флот получил неожиданное пополнение – атомный крейсер "Лонг Бич". Это заставило ученых начать спешные исследования в области создания отечественных надводных атомоходов. Естественно, что сразу же подобные работы начать не смогли, а потому официально проект стартовал только в 1964 году. За это время были получены все необходимые теоретические данные. Основная задача была сформулирована просто – создание большого океанического корабля первого ранга, способного долгое время действовать как в автономном режиме, так и в составе больших групп, осуществляя их поддержку и прикрытие.

Разумеется, что «просто» это было только на бумаге, так как инженерам сразу же пришлось столкнуться с огромным количеством сложностей. Так что настоящим венцом инженерной военной мысли того периода по праву может считаться именно крейсер «Киров». 1144 (проект) смог продемонстрировать всему миру истинные возможности СССР. Корабли этого класса и по сей день сильно уважаемы на Западе.

Первичное техническое задание

Первоначально техническое задание предполагало создание большого противолодочного корабля, водоизмещение которого бы не превышало восьми тысяч тонн. Главным куратором проекта был сразу же назначен Б. Купенский, до того успешно создавший немало противолодочных судов (таких как "Комсомолец Украины"). От ВМФ наблюдателем был поставлен капитан второго ранга А. Савин.

Сложности и их преодоление

Главнокомандующий ВМФ С. Горшков сразу влюбился в этот проект и постоянно осведомлялся о ходе выполнения работ по нему. Но создание уникального корабля шло достаточно долго и сложно, так как конструкторам на ходу приходилось решать множество проблем. В частности, практически с первых месяцев исследований выяснилось, что придется увеличивать водоизмещение, так как паропроводящая установка двухконтурного реактора попросту не вписывается в первоначально предложенный проект корпуса. Если бы инженерам дали добро на этот проект, то атомный крейсер «Киров» был бы раза в три больше, чем он есть сейчас, а ведь судно и без того немаленькое!

В итоге проект разрастался до совершенно неприличных величин, места под ракеты и прочее вооружение попросту не оставалось. Выход нашелся логичный, но сложный: спроектировать новую установку, специально предназначенную для боевых кораблей дальнего радиуса действия. Сложностей добавило и категорическое требование Горшкова об обязательном наличии силовой установки на дизельном или ином органическом топливе. Впрочем, с этим все согласились сразу и единогласно: крейсер «Киров» 1144 – не прогулочный катер, с местом базирования подобных судов у нас всегда были проблемы (все же это не США с ее колоссальными запасами удобного побережья), да и опыт эксплуатации подобных установок был невелик.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Завершение проектировки

В 1973 году проектировка была полностью закончена, а на следующий год корабль был уже заложен. Именно с тех пор и ведет свою историю крейсер «Киров», в 1992 году переименованный в «Адмирала Ушакова». Как можно догадаться, постройка шла медленно и не слишком однородно, так как ничего подобного до того не строили. В 1977 году его спустили на воду, еще два года достраивали в «плавучем» режиме. Только в 1980 году он прошел все испытания и был торжественно передан в состав Северного флота. В 1984 года была закончена постройка "Фрунзе" (Адмирал Лазарев), еще через четыре года появился "Калинин" (Адмирал Нахимов). Ну а "Юрия Андропова", он же "Пётр Великий", смогли передать флоту только в 1998 году.

Уникальность отечественного проекта

Аналогов наши крейсеры такого класса в мире точно не имеют: ближайший американский вариант, "Вирджиния", меньше по водоизмещению в 2,5 раза. Упоминавшийся выше "Лонг Бич" вообще меньше в полтора раза. Кроме того, данные крейсеры получили максимальную унификацию с сухопутными образчиками вооружений, что теоретически позволяет пополнять боезапас практически на любой базе, имеющей береговые оборонительные комплексы. Впрочем, особенно это заметно на примере второго и последующего кораблей, так как на «Кирове» эти технологии еще не были в достаточной степени апробированы.

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

Ракетное вооружение и бронирование

Основное оружие – комплекс ракет большой дальности "Гранит". Они полностью автономны, имеют сложную схему подлета к цели, защищены от возможной постановки помех. Судовые ракетные шахты бронированы, так что даже при прямом боестолкновении с противником риск их повреждения минимальный. И еще. Как и прочие суда проекта 1144, тяжелый атомный крейсер "Киров" уникален наличием неплохого бронирования.

Нет, во время Второй мировой войны оно не было чем-то из ряда вон выходящим, но с началом ракетной эры боевые корабли утратили броню. В принципе, советские инженеры бы вряд ли вернулись к «истокам», но ситуация была особенной: атомный крейсер, да еще с запасом серьезного ракетного вооружения на борту! Нельзя было допустить, чтобы какой-нибудь банальный удар или иное воздействие вывели бы корабль из строя.

Из-за этого основной бронированный пояс, который защищает судно от кормы до носа, имеет толщину 100 мм. Отдельно защищены ракетные шахты, запасы дизельного топлива, реактор, командный центр, вертолетный ангар.

Характеристики прочего вооружения

С ЗРК решили особенно не увлекаться, оставив хорошо зарекомендовавшие системы. Основное артиллерийское вооружение - пара 100-мм автоматических установок с радиолокационным обнаружением потенциальных целей. Нужно помнить, что крейсер «Киров» проекта 1144 был первым и последним кораблем, на который устанавливали это вооружение. После него стали монтировать 130-мм артиллерийские спаренные автоматические установки. В качестве средства самообороны используются восемь шестиствольных автоматических пушек.

Начиная с «Нахимова» артиллерийские и ракетные комплексы самообороны совместили, сделав ПРО корабля намного надежнее. Цель также обнаруживается методом радиолокации, но на нее наводится не только артиллерийское, но и ракетное вооружение. Можно считать, что атомный крейсер «Киров» имеет двухуровневую противовоздушную защиту, тогда как на остальных кораблях серии она трехуровневая.

Противолодочное вооружение

За обнаружение вражеских подводных лодок отвечает многофункциональный гидроакустический комплекс "Полином". Отсек для его буксируемой внешней антенны смонтирован в кормовой части корабля. Также имеется торпедная установка "Метель" (которую на прочих кораблях серии заменил "Водопад"). Заметим, что ракетный крейсер «Киров» в какой-то степени защищен заметно слабее своих потомков. Это легко объясняется: все они (теоретически) принадлежат уже не проекту 1144, а серии 11441, что подразумевает значительную модернизацию и замену обновленного оборудования и вооружения прямо в ходе постройки. Опять-таки, полностью отвечает этому требованию только «Петр Великий».

На последующие корабли уже устанавливали ракетно-бомбовые универсальные комплексы, значительно повышавшие боевую устойчивость этих судов. Установки эти могут использоваться как для стрельбы ракетами, так и торпедами. К сожалению, крейсер «Киров» (фото корабля есть в статье) защищен не так хорошо, но и он далеко не беззащитен.

Прочие средства для борьбы с вражескими субмаринами

Набор средств для борьбы с субмаринами потенциального противника дополняют ракетно-бомбовые комплексы РБУ (РБУ-6000, РБУ-1200, РБУ-12000 "Удав"). В отличие от предыдущих образчиков вооружения, они предназначены не для атаки, а для отражения торпедных залпов противника. Начиная с третьего крейсера серии, эффективность этих систем была заметно увеличена за счет установки на них новейших образчиков противолодочных вооружений. Кроме того, на корабле имеется вертолетный ангар, в котором могут одновременно находиться до трех противолодочных вертолетов.

Атомный ракетный крейсер «Киров» может нести: Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31 и Ка-39. Нужно отметить, что они могут использоваться не только в противолодочном, но также в спасательном и поисковом вариантах, что значительно увеличивает количество сценариев эффективного использования этих кораблей. Для их размещения и обслуживания имеется не только бронированный вертолетный ангар, но также отдельные танки с запасом топлива и склад боеприпасов. Это значительно повышает сохранность вертолетов.

В заключение

В последние годы все оставшиеся крейсеры проекта 1144 были оснащены современными средствами РЭБ, бортовая электроника была заменена на новые образцы, которые отличаются расширенной функциональностью и повышенной степенью надежности. «Последние» - потому как сам «Киров» в 1999 году был отправлен на утилизацию… по причине отсутствия средств на ремонт.

Таким образом, атомный крейсер «Киров проекта» 1144 вобрал в себя все передовые достижения советской инженерной мысли. Вне всякого сомнения, что ТАРК этого типа – лучшие во всем классе и до сих пор очень актуальны на морских просторах Мирового океана.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.