Рецепция римского права: понятие и виды

С XII столетия началась активная рецепция римского права в Европе. Она считается одним из ключевых процессов феодального периода. Далее рассмотрим ее специфику.

рецепция римского права

Определение

Слово рецепция имеет латинские корни. В буквальном переводе оно означает принятие. Рецепция римского права представляет собой своего рода восстановление действия идейно-теоретического, нормативного содержания законов, оказавшегося пригодным для регулирования отношений на более высоком уровне социального развития.

В XII в. это не было единичное, одноактное явление. Рецепция римского права – многоступенчатый и сложный процесс.

Этапы

Всего выделяют три стадии рецепции римского права. Система римского права сначала изучалась в отдельных итальянских городских центрах. На второй стадии некоторые нормы стали применяться судьями. На третьем, заключительном этапе рецепции римское право было переработано, усвоены достижения нормотворцев. Ключевым источником распространения права становится закон.

Необходимо сказать, однако, что приспособление системы к практическим нуждам в определенной степени имело место на первой стадии, а изучение – на второй.

Специфика

Для понимания особенностей рецепции римского права целесообразно соотнести ее с Возрождением, Ренессансом. Для передовых людей выходом из средневекового варварства стало восстановление остатков античной культуры. Именно поэтому особое внимание уделялось исследованию источников Рима и Древней Греции.

Возрождение при этом не следует рассматривать как что-то новое в сфере архитектуры и искусства. В эту эпоху происходило коренное изменение мировоззрения, духовной жизни. Возрождение стало открытием какого-то нового мира.

Еще отечественные дореволюционные авторы устанавливали неразрывную связь между рецепцией римского права в России и "стремлением Запада к новой жизни". Однако вместе с тем обнаруживается их несовпадение во времени. Эпоху Возрождения соотносят, как правило, с XIII-XIV вв. Что касается рецепции римского права, то она началась в XI-XII вв. Это обуславливается не только формирование тесных связей между гражданским правом и товарным производством, усовершенствованием товарно-денежных отношений. В то время сложившаяся нормативная система была достаточно самостоятельной и рассматривалась как часть духовной жизни населения.

рецепция римского частного права

Следует еще раз отметить, что в XI-XII вв. было только начало рецепции римского права. Широкое же его усвоение, переработка и приспособление к феодальным условиям имело место в более поздние периоды.

Предпосылки

Причины рецепции римского права разнообразны. Развивающаяся торговля, промышленное производство требовали более совершенной юридической надстройки, стимулирующей, а не замедляющей прогресс. При этом необходимо было, чтобы правовая система выходила за рамки отдельных государств.

Хозяйственные связи стали выходить за пределы небольших феодальных территорий. Необходимо было адекватное им (и по существу, и территориально) нормативное регулирование. Использование традиционных правовых положений существенным образом замедлило бы развитие производительных сил.

Выход из сложившейся ситуации был найден в рецепции римского частного права. Оно по всем параметрам подходило для регламентации договорных и частнособственнических отношений.

особенности рецепции римского права

Римское право было абстрактным. В первые века нашей эры оно утратило признаки местной, узконациональной юридической системы и стало приспособленным для регулирования хозяйственных отношений разных народов.

Значение рецепции римского права сложно переоценить. По сути, оно стало универсальным для нескольких государств. Римское право рассматривалось как фундамент для последующего развития норм феодальной и буржуазной эпох.

Нюансы процесса

Необходимо отметить, что предметом рецепции стало в основном частное право. Что касается публичной доктрины, то она исчезла вместе с падением Рима.

Германская империя стала гордо называться "Священной Римской империей", во многих странах формировались сенаты, императорский титул стал весьма распространен. Даже Наполеон в одно время размышлял о том, чтобы присвоить себе должность первого "консула". Все это, однако, было только заимствованием, но не возрождением римских государственных институтов.

Ход рецепции

Частное право при всей его приспособленности к нуждам практики не могло в неизменной форме стать единым законом для общества, внутри которого уже зрело ядро буржуазной идеологии. В ходе рецепции римское право постоянно приспосабливалось. Использовались разные, в т. ч. далеко идущие толкования, происходила переработка норм. В результате возникла та самая искаженная доктрина. Она стала называться пандектным или современным римским правом. Второе наименование, по мнению многих экспертов, совершенно нелогичное и более чем странное.

рецепция римского права в европе

Вместе с тем нормативные источники подвергались значительной формально-логической корректировке. Из них извлекали общие принципы. Их располагали в стройном (во всяком случае внешне) порядке.

Такую переработку, однако, нельзя считать результатом намеренного стремления исказить частно-правовые нормы. Эта корректировка была необходимым историческим процессом приспособления доктрины к новым отношениям в условиях нового производства. Чем дольше продолжалась рецепция, тем сильнее пандектное право отстранялось от "чистой" римской доктрины. Роль последней усиливалась за счет того, что тексты античных источников использовались в качестве основы, на которой развивалась теория буржуазного права, в частности в XVII, XIX вв. Многочисленные принципы совершения сделки, выражения волеизъявления, договорных отношений, понятие и способы защиты владения и пр. базируются на римских частно-правовых источниках. Самих же этих теорий в античном Риме не было.

Истоки рецепции

Начало принятия и адаптации норм римского права совпало с активизацией жизнедеятельности в городах на севере Италии в XI-XII вв. На этих территориях в этот период отмечался значительный экономический подъем.

В то время Италия не была единым государством. Однако на севере возникали крупные независимые города с республиканской формой управления. В эпоху Средневековья они приобрели особое значение.

Милан стал крупным центром ремесленников, в Венеции, Пизе, Генуе развивается торговля, во Флоренцию стекаются ростовщики. Практически одновременно ремесленные центры стали возникать и во Франции. Здесь отмечается активное развитие частнособственнических отношений, устанавливаются торговые связи с соседями. Все это требовало соответствующего нормативного регулирования. В римском праве уже присутствовали готовые юридические решения для оформления возникающих и интенсивно развивающихся хозяйственных отношений. Его стали преподавать в первых университетах. Это стало фактором, на долгое время определившим потребность европейских стран в овладении юридическими средствами регулирования буржуазных отношений.

система римского права рецепция римского права

Сфера применения

Бюргерство выступало преимущественно за полное, широкое, точное восстановление значения и действия норм римского права. Позиция феодалов, представителей церковной и светской власти была иной. Она имеет некоторое сходство с отношением к развитию торговли и производства, которые было или нейтральным, или выражало прямое стремление получить выгоду.

Римское право использовалось феодалами для закрепощения крестьян, захвата их угодий. Рецепция отдельных положений римского права зачастую осуществлялась по прямому распоряжению императоров, пап, князей. Иногда они же проявляли открытое недовольство нормами римского права.

Отношение церкви к рецепции

Надо сказать, что духовенство стало самым ранним проводником знаний о римском праве в эпоху феодализма. Христианство, возникшее еще на ранних этапах развития Римской империи, хорошо восприняло элементы древней культуры.

Церковное право стало формироваться под непосредственным влиянием более совершенной римской нормативной системы. В школах при монастырях преподавали преимущественно на латыни, поэтому некоторые рукописные тексты, содержащие античные законы, уцелели и стали одним из источников рецепции.

Христианство заимствовало отдельные юридические институты и правовые воззрения у Рима. Безусловно, они были адаптированы под специфические условия эпохи Средневековья, интересы церкви, особенности христианской морали. Некоторые авторы называют каноническое право мостом, с помощью которого осуществился переход римской правовой культуры в Средневековье.

Связь с госвластью

Феодальный строй активно содействовал рецепции. Однако надо сказать, что изначально изучали римское право только частные лица, некоторые университеты. Спустя некоторое время правители феодальных территорий поняли важность использования античных норм для достижения собственных целей.

Правовая концепция античного Рима прочно связалась с идеей сильной власти государства, управлявшей индивидами и их группами. Правопонимание Рима не признавало идей раздробленности, смешению государственных и частных интересов. В этой связи все, кто выступал за централизацию, нашли опору в формировании римского публичного права эпохи Империи.

значение рецепции римского права

Ситуация в России

На Руси теория о том, что Москва – третий Рим очень способствовала восприятию римской правовой доктрины. В рецепции нашли отражение идеи гуманизма, возрождения, богословские течения. Впоследствии широкое распространение получила теория "народного духа" исторической правовой школы.

Надо сказать, что в древнерусских правовых источниках (в Русской правде в частности) прямое и конкретное влияние византийской доктрины отсутствует. Однако в уставах, правилах, содержащих христианские поучения, она очень явно просматривается.

Стремление применять юридическое наследие Византии на Руси усматривается в XII-XIII вв. В частности, в Уставе Ярослава (в Пространной редакции) присутствуют заимствованные и приспособленные к местным условиям нормы античного семейного права.

Восточная Европа

На этой территории отмечалось поступательное движение рецепции. Это было обусловлено взаимным обогащением юридических систем, а также усвоением прошлого правового опыта.

этапы рецепции римского права

Рецепции подвергалась не чистая римская доктрина, а переработанное и измененное в феодальных условиях античное право. Однако и в этом откорректированном виде оно не осваивалось механически, а снова адаптировалось под специфику местности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.