Следы белка в моче при беременности: причины, лечение

Для того чтобы быть уверенной в здоровье будущего малыша, женщина вынуждена на протяжении всей беременности регулярно сдавать различные анализы. Одним из таковых является исследование мочи на содержание в ней протеина. В зависимости от полученного результата врачи могут сделать вывод о состоянии здоровья мамы и ребенка. Следы белка в моче при беременности – это повод для опасения, так как они могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях.

следы белка в моче при беременности

Норма содержания белка в моче

Даже у абсолютно здоровых людей в урине время от времени появляется доля протеина. Большая порция белковой пищи – это уже повод для того, чтобы остатки вещества, не усвоенные организмом, через почки отправились в мочевой пузырь. Поэтому, если у беременной женщины на каком-либо сроке вынашивания плода анализ показывает некий уровень протеина, то это еще не повод для паники. Как правило, в таких случаях врач назначает повторный сбор мочи и только после дополнительно проведенного исследования делает соответствующие результаты. Нередко второй анализ показывает уже совершенно другие результаты.

Также стоит учесть, что организм женщины, ожидающей малыша, работает за двоих, поэтому на почки приходится повышенная нагрузка. По данной причине следы белка в моче при беременности, достигающие объема 0,033 г/л, считаются нормой. Для обычного человека такой показатель высоковат.

Медицинская классификация

Содержание белка в урине в медицинской практике называется протеинурией. В зависимости от количества вышеуказанного вещества в моче выделяют четыре стадии данного состояния:

• Микроальбуминурия – при уровне белка в жидкости, соответствующему 3-300 мг в сутки.
  • Протеинурия легкой степени – когда объем вещества составляет от 300 мг до 1 г.
  • Умеренная протеинурия – если на 1 л урины приходится 1-3 г белка.
  • Выраженная степень протеинурии - содержание протеина в количестве 3 г и более.

Чаще всего в первых двух случаях нет поводов для беспокойства. Незначительное появление белковых следов совершенно не влияет на течение беременности и бесследно проходит. Однако все равно рекомендуется сдать один или несколько повторных анализов, чтобы убедиться, что опасность полностью отсутствует.

Симптомы

Будущая мама может не ощущать никаких признаков, даже если у нее обнаружены следы белка в моче. При беременности норма вещества в урине составляет до 300 мг, поэтому легкая форма протеинурии не доставит женщине никакого дискомфорта. Однако если белок появился как сигнал о каком-либо заболевании, и его уровень превышает допустимый, у будущей мамы могут возникнуть такие симптомы, как:

• Постоянное чувство усталости.
  • Ноющая боль в костях.
  • Головокружение.
  • Изменение оттенка утренней мочи (жидкость может стать зеленоватой или слегка белесой).
  • Нарушения пищеварения, проявляющиеся потерей аппетита, а также тошнотой и рвотой.

Конечно, все вышеперечисленные симптомы могут наблюдаться у беременной женщины и без протеинурии, так как вынашивание ребенка – это сложный процесс для организма. Однако если к этим признакам еще и добавились подозрительные результаты анализов, стоит пройти дополнительное обследование, чтобы вычислить корень проблемы.

следы белка в моче при беременности что это значит

Белок в моче: причины

Организм женщины, готовящейся стать мамой, весьма нестабилен, именно поэтому для врачей далеко не редкость обнаружить следы белка в моче при беременности. Причины таких изменений зачастую лежат во внешних факторах, в качестве которых может выступать:

• Психологический стресс или повышенная эмоциональная нагрузка.
  • Чрезмерное употребление пищи, богатой протеином.
  • Прием некоторых лекарственных средств.
  • Повышенные физические нагрузки.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Учитывая то, что женщинам на любых сроках беременности категорически запрещены физические нагрузки, то этот фактор может повлиять не только на содержание белка в урине, но и на развитие плода.

На какие заболевания может указывать протеинурия

Если после проведения ряда анализов было четко установлено, что уровень протеина в моче значительно повышен, назначается общее обследование для выявления возможных заболеваний. Так, белок в урине нередко свидетельствует о таких недугах:

• Нарушения функционирования почек (пиелонефрит, гломерулонефрит).
  • Воспаления мочевыводящих протоков (цистит, уретрит и т.д.).
  • Нефропатия.
  • Сахарный диабет.
  • Гипертония.

Очень часто следы белка в моче при беременности 36 недель и более указывают на развитие нефропатии. Это заболевание характеризуется появлением сильных отеков в конечностях и обычно диагностируется у женщин на последних сроках вынашивания плода. Сопутствовать данному недугу может повышенное артериальное давление.

Что касается воспалительных процессов в почках, характеризующихся пиелонефритом и гломерулонефритом, то они прежде всего вызваны повышенным давлением увеличенной матки на внутренние органы, в том числе и на мочевыделительную систему.

следы белка в моче при беременности причины

Диагностика

Чтобы определить максимально точную картину состояния здоровья беременной пациентки, врачам необходимо взять на анализ урину, собранную на протяжении суток. Однако если женщина не находится на стационарном лечении, ей может быть довольно неудобно проводить подобное мероприятие. По этой причине следы белка в моче при беременности обычно выявляются электрофорезом. Для определения результатов анализа достаточно сдачи разовой порции выделений.

Если полученные показатели не соответствуют норме, врач назначает повторное исследование мочи. Иногда диагностика включает в себя комплексные методы, то есть в сочетании с образцами урины на анализ сдается кровь. По итоговым показателям обоих исследований специалист делает общий вывод.

следы белка в моче при беременности бактерии в моче

Как правильно собирать мочу для анализов

Первое правило, которое стоит запомнить женщинам в таком случае: мочу следует собирать только утреннюю. Причем желательно, чтобы это была урина, собранная сразу после пробуждения. Также особое внимание следует уделить гигиене наружных половых органов. Перед сбором жидкости необходимо тщательно подмыться, чтобы удалить остатки вагинальных выделений. Для этого не рекомендуется использовать антисептические растворы или отвары трав, потому как данные вещества могут повлиять на точность результатов анализов.

Сосуд для сбора жидкости должен быть сухим и стерильным. Это очень важно для исследования на следы белка в моче при беременности. Бактерии в моче могут оказаться именно из-за плохо промытой емкости, а это означает, что результат не будет достоверным, и анализ придется пересдавать.

Что касается питания, перед исследованием не стоит налегать на пищу, окрашивающую урину. К таким продуктам можно отнести морковь и свеклу. Помимо этого, лучше отказаться от мочегонных напитков и лекарственных средств подобного действия.

следы белка в моче при беременности норма

Выявление белка в моче в домашних условиях

Без посещения врачебного кабинета любая беременная женщина может самостоятельно сделать тест на протеинурию. Для начала следует понаблюдать за оттенком и внешним состоянием жидкости. Если урина стала мутной, появился насыщенный или слегка зеленоватый цвет, то можно предполагать наличие в ней белка. Также при повышенном содержании протеина в жидкости нередко присутствуют дополнительные включения: соли, лейкоциты и клетки эпителия. Это становится заметным, если оставить урину, помещенную в прозрачный сосуд, на некоторое время в состоянии покоя. Уже через несколько часов жидкость покроется пеной, а на ее дне появится выраженный осадок.

При помощи обычного кипячения также можно выявить следы белка в моче при беременности. Что это значит? Если нагреть урину с повышенной концентрацией протеина до состояния кипения, то на ее поверхности появятся хлопьеобразные сгустки.

Что делать при обнаружении белка в моче

Если почки функционируют нормально, а анализ все равно показывает положительный результат на протеинурию, то, скорее всего, вам просто понадобится скорректировать свой образ жизни. Во-первых, попробуйте ограничить суточное потребление жидкости. Это уменьшит количество мочи. Во-вторых, многие врачи рекомендуют перейти на правильный рацион питания. Такая диета должна представлять собой не жареные и не острые блюда, употребляемые в умеренных количествах. Желательно исключить из своего питания соль.

следы белка в моче при беременности причины лечение

Лечение протеинурии

При неудовлетворительных результатах анализов назначается терапия, направленная в первую очередь не на то, чтобы устранить следы белка в моче при беременности, а побороть причину этого явления. В зависимости от изначального диагноза лечение может основываться на следующих методах:

• Прием противовоспалительных средств.
  • Применение антибиотиков.
  • Использование препаратов для повышения иммунитета.
  • Назначение средств, понижающих артериальное давление.
  • Отдых в курортных зонах.
  • Корректировка режима дня и рациона питания.

Устранение корня проблемы поможет справиться с основной задачей – снизить или полностью убрать следы белка в моче при беременности. Лечение должно быть своевременным, тогда оно гарантирует скорейшее выздоровление.

следы белка в моче при беременности лечение

Терапия народными средствами

За помощью можно обратиться не только в медицинское учреждение, но и к народным рецептам. Однако стоит понимать, что такой способ лишь уберет симптоматику, а исходное заболевание полностью не уничтожит. Поэтому лучше всего использовать народное лечение в комплексе с традиционным.

Считается, что хорошо борется с проявлениями протеинурии клюква. Необходимо приготовить из нее морс, который можно употреблять в качестве десерта и в терапевтических целях.

Также хорошо помогают снизить уровень белка в моче настои на основе петрушки. Классический рецепт выглядит таким образом: 1 ч.л. семян или измельченного корня (по желанию) петрушки нужно залить стаканом кипятка. Затем жидкости нужно дать настояться в течение пары часов.

Еще один старинный рецепт – отвар из березовых почек. 2 ст.л. основного ингредиента заливаются стаканом воды, после чего средство доводится до кипения. Чтобы отвар был полностью готов к применению, его необходимо настоять в термосе 2-3 часа.

Далеко не так уж и редко выявляются следы белка в моче при беременности. Причины (лечение опирается именно на их устранение) могут быть различными, но главное – вовремя их распознать.