Атомный ледокол "50 лет Победы"

Атомный ледокол «50 лет Победы» - это восьмое по счету судно такого типа. С того момента, как он был спущен с верфи Балтийского завода, остается крупнейшим в мире в своем классе.

Кроме того, это уже шестой атомный ледокол, построенный в рамках проекта «Арктика». Первым в этом ряду был одноименный корабль, появившийся в 70-ые годы. «50 лет Победы» введен в эксплуатацию в 2007-ом. Его нынешним капитаном является Валентин Давыдянц.

ледокол 50 лет победы

Нововведения

Разница между ним и его предшественником очевидна и заключается в заметной модернизации множества элементов ледокола. Так, например, здесь впервые в российской практике использована носовая оконечность в форме ложки, которая оказалась эффективнее предыдущей конструкции. Автоматическое управление кораблем создано по цифровой технологии нового типа.

Когда проектировался ледокол «50 лет Победы», перед конструкторами и инженерами стояла задача переоснастить атомную энергетическую установку. Новшества затронули специальный комплекс, призванный защитить окружающую среду от биологической угрозы подобной разработки. Специально для этого Гостехнадзор провел переосвидетельствование установки согласно новым правилам и требованиям. Также было обновлено оборудование, отвечающее за утилизацию различных отходов жизнедеятельности экипажа.

Технические характеристики атомного ледокола "50 лет Победы"
Длина судна159 метров
Ширина судна30 метров
Объем25168 тонн
Мощность пропульсивного агрегата54 миллиона ватт
Реакторы и их мощность2х171 миллиона ватт
Атомная паро-производящая установкаОК-900А
Скорость судна18 узлов
Длительность автономного плавания7,5 мес.

История создания

Несмотря на недавнее начало эксплуатации, проект этого судна существовал еще в СССР. Ледокол «50 лет Победы» был заложен в октябре 1989 года. Тогда он получил название «Урал» и должен был по плану быть сдан уже через пару лет. Однако экономический кризис привел к задержке. В итоге судно, готовое только наполовину, было спущено на воду в 1993 году, после чего должно было быть закончено. Однако постоянные проблемы с финансированием стали причиной того, что ледокол так и стоял без дела. Когда наступил 1995 год, его торжественно переименовали в честь 50-летия праздника Победы в Великой Отечественной Войне.

За время бессмысленного простоя недоделанный корабль несколько раз оказывался на грани утилизации, однако в последний момент ему везло, и проект оставляли в силе. Из-за задержек капитан Юрий Кучиев подал в отставку в 1997 году. Это был легендарный специалист, который руководил первой экспедицией к Северному полюсу (в 1971-ом) на «Арктике» - первом атомном ледоколе того же класса, к которому принадлежит ледокол «50 лет Победы».

Проект был восстановлен только в 2003-ом, когда на него, наконец, были выделены средства из федерального бюджета. В феврале 2007 года строительство было окончено, и атомный ледокол "50 лет Победы" провел ходовые испытания в Балтийском море. Они были успешно завершены, после чего судно оказалось в приписано к порту в Мурманске.

ледокол 50 лет победы круиз

Ходовые характеристики

Для того чтобы без проблем двигаться по подледной воде, судно получило хорошую маневренность и управляемость. Для надежности продуман двойной корпус. В тех местах, где корабль пробивает лед, стенки достигают толщины в 48 миллиметров, что в полтора раза больше обычного показателя. Корпус произведен из легированной стали, которая эффективно защищает от возможной коррозии. Другая возможная напасть, угрожающая кораблю, - это трение. Для того чтобы ледоход был в безопасности, корпус при производстве покрыли специализированным полимером.

Полое пространство между двумя стенками занято водным балластом, необходимым для продвижения в сложных ледовых условиях. Капитан ледокола «50 лет Победы» (Валентин Давыдянц) может повести судно как в переднем, так и заднем направлении и при этом быть уверенным, что путь будет проложен.

Эффективная ломка льда позволяет судну регулярно оказываться на Северном полюсе и без происшествий возвращаться назад. В 2013 году произошло знаковое событие – маршрут был повторен в сотый раз.

Даже при затоплении любых двух отсеков атомоход останется на плаву, что является обязательным условием эксплуатации со стороны Ростеха. Особенно важные отсеки судна окружены водонепроницаемым покрытием, что позволяет сохранить их в целости даже в случае чрезвычайной ситуации.

ледокол 50 лет победы фото

Туризм на судне

Сегодня даже туристы могут попасть на ледокол «50 лет Победы». Круиз по северным водам проводится по специальным путевкам, которые в том числе можно приобрести и в сети. На этот случай на судно также берут вертолет, который может приземляться на специальной площадке, предусмотренной на всех кораблях класса «Арктика». Следует отметить, что его также могут использовать для разведывательных целей и навигации. Для эксплуатации и ремонта вертолета тут же присутствует ангар, в стенах которого транспортное средство всегда находится в безопасности от капризов арктической непогоды.

Экипаж всегда следит за состоянием эвакуационных моторных шлюпок, которые имеет на своем борту ледокол «50 лет Победы». Характеристики и методы использования объясняются всем новичкам, впервые оказавшимся на судне. Кроме того, в крайнем случае прибегают к надувным спасательным плотам, а также буксирному катеру. График туристических круизов зависит от того, где сейчас ледокол «50 лет Победы».

ледокол 50 лет победы характеристики

Комфорт в путешествии

Первоначально рассчитывалось, что экипаж будет только прокладывать транспортные пути по Арктике. Однако со временем изменились цели, с которыми используется атомный ледокол «50 лет Победы». Фото внутренних убранств доказывает, что здесь есть все необходимое для комфортного отдыха туристов. Для них доступно 64 пассажирских каюты.

Гости могут свободно передвигаться по определенным помещениям внутри корабля. Это большая столовая, в которой могут разместиться все желающие. Кроме того, открыты два бара, библиотека, магазин, залы для лекций и просмотра кино, а также площадки для занятий спортом и тренировок. Желающие поддержать себя в тонусе могут посетить бассейн. Кроме того, открыта сауна. Комфорт пассажиров обеспечивает продуманная вентиляционная система. В случае недомогания поможет персонал небольшого медицинского пункта. Прачечная позволит хранить свои вещи в частоте в долгом путешествии.

атомный ледокол 50 лет победы

Безопасность

Конечно, предусмотрены не только возможности появления чрезвычайных ситуаций, но и все то, что должно предотвратить нештатные случаи на корабле.

Для борьбы с пожарами на судне установлена специализированная сигнализация. Экипаж по возможности берет с собой только трудносгораемые и негорючие материалы. Здесь есть все необходимое противопожарное оборудование – огнетушители и т. д. Особое внимание уделяется взрывоопасным помещениям. Это хранилища для авиатоплива, помещения с аккумуляторами, ангар и т. п.

капитан ледокола 50 лет победы

Связь

Для контакта с «большой землей» рубку оснащают множеством видов связи. Это радио, электрорадионавигация, системы спутникового и навигационного слежения. На борту привычные гаджеты также имеют канал с родиной. Работают телефоны, электронная почта и т. д. Специалисты, которые трудятся на ледоходе, ориентируются в пространстве с помощью разнообразных технически сложных устройств: гирокомпаса, радиопеленгатора, электрического лага, эхолота, переносных шлюпочных радиостанций. Таким образом связь осуществляется постоянно, и нет затруднения, из которого бы не вышел ледокол «50 лет Победы». Фото рубки производит сильное впечатление – здесь только современные устройства, которые постоянно обновляются.

атомный ледокол 50 лет победы фото

Ядерный реактор

Главный элемент корабля - это ядерный реактор. В нем происходит цепная реакция, вырабатывающая необходимую энергию. Все процессы контролируются и находятся на ежесекундном мониторинге команды судна. Реактор можно поделить на две части. Это отражатель и активная зона. Последняя нужна для того, чтобы хранить топливо в приемлемых условиях сообразно необходимой безопасности.

Кроме того, конструкция ледохода включает в себя атомную энергетическую установку, которая в свою очередь состоит из двух водяных реакторов. По расчетам, чтобы поддерживать судно в рабочем состоянии, достаточно мощности и одной такой установки, однако работают обе, при этом производится контроль, чтобы использовалось не менее 50 % ресурса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.