Путешественник Юрий Сенкевич: биография, история и жизненный путь

Трудно представить человека, родившегося в СССР, который бы не знал, кто такой Юрий Сенкевич. Путешественник, общественный деятель, журналист, кандидат медицинских наук, ведущий всеми любимой телевизионной передачи «Клуб путешественников». За свою жизнь этот человек успел многое сделать. Экспедиция в Индийский океан, поход к Северному полюсу, покорение Эвереста - всё это лишь небольшая часть его интересной, вызывающий истинный восторг у современников жизни.

Юрий Сенкевич путешествие длиною в жизнь

Юрий Сенкевич: биография и родовые корни

Родился будущий путешественник-исследователь 4 марта 1937 года в Монгольской Народной Республике в городе Чолбалсан, где его отец работал врачом авиационной части. Род Сенкевичей имеет очень глубокие корни. Известно, что Юрий Сенкевич по линии отца происходит из священнослужителей. Дед Юрия Александровича - состоятельный человек, имевший родовое поместье в Полтавской области в дореволюционный период.

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года семья Сенкевичей переехала в Измаил, где Осип Георгиевич, дед Юрия, также имел свой приход. По материнской линии известно, что дед Ю.А. Сенкевича, Куприян Алексеевич Мачульский, был связан с Петербургской Военно-медицинской академией.

Экспонат Абхазского музея

Юрий Сенкевич с детства был любознательным мальчиком. Будучи на отдыхе с родителями в городе Сухуми, он на берегу Чёрного моря нашёл необычный предмет прямоугольной формы. При ближайшем рассмотрении на белом камне была обнаружена непонятная надпись.

Как в дальнейшем оказалось, эта находка мальчика была фрагментом античной мраморной стелы, представлявшей большую историческую и археологическую ценность. Сегодня находку юного археолога можно увидеть среди множества других экспонатов в Абхазском Государственном музее в Сухуми.

Юрий Сенкевич путешественник

Мечта о космосе

После окончания средней школы в 1954 году Юрий Сенкевич поступает в Военно-медицинскую академию. Со второго курса вуза он начал активно интересоваться наукой. Предметом его научных исследований стала биология и коллоидная химия. В 1960 году выпускнику Военно-медицинской академии была предложена работа в городе Бологое Тверской области, куда он и направился в качестве начальника медицинского пункта одного из воинских подразделений. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Этот факт взбудоражил умы всего человечества.

На тот период не было в Советском Союзе ни одного человека, который бы не мечтал последовать примеру первого космонавта. Не стал исключением и Юрий Сенкевич, который после долгих бюрократических проволочек в 1962 году добивается своего перевода в недавно созданный Московский Институт авиационной и космической медицины.

Юрий Сенкевич

В дальнейшем после перехода в 1964 году в Институт медико-биологических проблем МЗ СССР Юрий Сенкевич занимается подготовкой и медицинским обеспечением космических полётов с животными на борту. Всё это время он не теряет надежды на космос и проходит подготовку в качестве врача-исследователя в Центре подготовки космонавтов. Однако мечте не суждено сбыться, Сенкевич так и не полетел в космос.

Арктическая станция «Восток»

Первые путешествия Юрия Сенкевича начинаются в январе 1967 года. По предложению руководителя института В. В. Парина, был проведён эксперимент по выживанию в экстремальных условиях. Группе учёных, в состав которых входил и Юрий Александрович Сенкевич, для исследовательских экспериментов было предложено высадиться на арктической станции «Восток».

Помимо этого, главный редактор журнала «Дружба народов» предложил Ю. Сенкевичу вести путевой дневник, в котором он должен был освещать все события, связанные с пребыванием экспедиции в условиях Арктики. Так Сенкевич становится специальным корреспондентом.

О ходе арктического эксперимента, описанного спецкором «Дружбы народов» с большим интересом, следили читатели журнала. По возвращении в Москву Ю. А. Сенкевич защищает диссертацию и становится кандидатом медицинских наук.

Юрий Сенкевич биография

Приглашение от Тура Хейердала

В 1969 году Мстиславу Келдышу, президенту Академии наук СССР, пришло письмо от норвежского путешественника-исследователя Тура Хейердала, где он предлагал одному из советских учёных отправиться с ним в экспедицию на лодке «Ра» через Атлантический океан, изготовленной из папируса.

Главное условие гласило, чтобы это был врач со знанием английского языка, опытом работы в экспедициях, хорошим здоровьем и чувством юмора. Таким кандидатом, соответствующим всем требованиям норвежца, оказался Юрий Сенкевич.

Юрий Сенкевич: высказывания об океане на борту «Ра»

На борту лодки «Ра», стартовавшей от берегов Норвегии 25 мая 1969 года, было семь матросов и обезьянка Сафи.

Юрий Сенкевич клуб путешественников
Это был не очень удачный эксперимент. В своих дневниках Ю. Сенкевич писал: «Верёвки, связывающие папирус, постоянно рвутся… Борт грозит оторваться от судна, всё ходит ходуном… Чемодан с медикаментами в воде… Ящики и постель плещут по воде…»

16 июля экспедицию подобрала яхта «Шенондоа». Так завершилась первая экспедиция, целью которой было установление трансатлантических связей Месопотамии, Египта и стран Средиземноморья с долинами реки Инд, Африкой и Америкой.

Ровно через год на борту «Ра-2» Тур Хейердал, собравший второй раз в полном составе экипаж первой экспедиции, наконец-то осуществил свою мечту. Исследователи достигли берегов Барбадоса, и гипотеза норвежского учёного о древних трансокеанских проходах в Атлантике подтвердилась.

Ведущий на телевидение

После смерти в 1973 году кинодокументалиста Владимира Шнейдерова, автора и идейного вдохновителя телевизионной передачи о путешествиях, стал вопрос о замене телеведущего. Совмещать научно-исследовательскую работу в институте и вести популярную телепередачу, согласился Юрий Сенкевич. «Клуб путешественников», которому Юрий Александрович посвятил всю оставшуюся жизнь, он вёл около 30 лет. За всё время выхода в эфир передачи зрители сумели побывать во всех уголках планеты, благодаря таланту рассказчика и неуёмного путешественника Юрия Сенкевича. Съёмочная группа «Клуба путешественников» поднималась на Эверест, изнывала от жары в песках Африки, мёрзла на Северном полюсе, побывала в красивейших местах нашей планеты, увлекая за собой телезрителей.

Путешествия Юрия Сенкевича

Неслучайно, передача Центрального телевидения Советского Союза была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как рекордсмен по путешествиям, а бессменный её ведущий стал почётным академиком телевизионной академии Российской Федерации. Кроме того, передача «Клуб путешественников» в 1997 году получила высшую награду телевидения России «ТЭФИ».

Другие экспедиции Ю. А. Сенкевича

Новой целью Тура Хейердала было доказать о возможном дальнем плавании вдоль Индийского океана древних шумеров. С этой целью норвежец в 1977 году собирает вокруг себя единомышленников, среди которых оказывается и Юрий Сенкевич. Камышовое судно «Тигрис» отправляется за новыми приключениями.

Однако мореплавателей постигла неудача, и они были вынуждены подать сигнал SOS. Прийти на помощь неудачным исследователям поспешил теплоход «Славск», который доставил путешественников к берегам Бахрейна. Лишь спустя полгода после ремонта судна «Тигрис» дошёл до берегов Африки.

1979 год – полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Участники на лыжах дошли до Северного полюса.

Подводя итоги

Всю свою жизнь этот человек посвятил путешествиям. Автором более 60 публикаций о медицине, космических исследованиях в области психологии и физиологии, поведении человека в экстремальных условиях является Юрий Сенкевич. «Путешествие длиною в жизнь», «На «Ра» через Атлантику», «Их позвал горизонт» - эти книги-мемуары, написанные автором после очередных путешествий, стали учебным пособием для будущих покорителей неизведанных уголков нашей планеты.

Первый инфаркт у Юрия Александровича случился после известия о смерти его ближайшего друга Тура Хейердала. Не стало превосходного человека, с которым, по словам Ю. А. Сенкевича, они вместе тонули и вместе всплывали, делили последние капли пресной воды, выходили из тяжёлых ситуаций, преподносящих океанами.

Второй инфаркт у телеведущего случился на рабочем месте. Врачи пять раз запускали сердце Юрия Сенкевича, но спасти его не удалось.

25 сентября 2003 года Юрий Александрович скончался. На Новодевичьем кладбище, где похоронен Ю. А. Сенкевич, всегда лежат живые цветы.

Юрий Сенкевич высказывания об океане

В память о Сенкевиче авиакомпания «Аэрофлот» назвала самолёт А-319 его именем, а судоходная компания «Совкомфлот» - океанский танкер.