Совмещение должностей: оплата. Работа и зарплата по совместительству: ТК РФ

Нередки ситуации, когда человек берет дополнительную работу, то есть переходит на совмещение должностей. Оплата за труд и нормы его выполнения в таком случае носят слегка видоизмененный характер. Что же такое совмещение профессий и с чем его едят, давайте рассмотрим в данной статье.

совмещение должностей оплата

Виды работы по совместительству

Сотрудник, находящийся на определенной должности, имеет право включать в свой график дополнительные рабочие часы. При этом совмещение бывает двух видов:

  • Внешнее.
  • Внутреннее.

В первом случае речь идет о ситуациях, когда человек числится одновременно в двух разных организациях. Причем он может работать как на разных должностях, так и на аналогичных.

Если дополнительные обязанности назначаются сотруднику в пределах одной компании, то речь идет о таком понятии, как внутреннее совмещение должностей. Оплата такого рода работы – разговор отдельный, его мы заденем чуть позже в статье.

Особенности совмещения

Дополнительный труд так же привилегирован, как и обычный. Так, человек, совмещающий две должности, имеет права на премии, ежегодный отпуск, больничные и прочие льготы на каждом из рабочих мест.

По Трудовому кодексу Российской Федерации при совмещении профессий должно выделяться основное рабочее место и дополнительное. Это определяется по месту хранения трудовой книжки. Та организация, в которой находится данный документ, и будет считаться главным рабочим местом физического лица.

При начислении льгот, субсидий и прочих выплат обязательно учитывается и основной, и дополнительный доход за совмещение должностей. Оплата труда производится на официальной основе, то есть на основании заключенного между руководителем и подчиненным договора. Поэтому в каждой из организаций сохраняются кадровые бумаги с упоминанием того, что физическое лицо находится на совмещении должностей.

Кстати, рассматриваемое нами понятие следует различать с так называемым замещением. В этом случае речь идет о выполнении обязанностей отсутствующего члена предприятия, причем не на условиях дополнительного труда, а вместо своей основной работы. При таком развитии событий человеку, согласившемуся на замещение, выплачивается отдельный оклад в соответствии с этой должностью.

как оформить совмещение должностей

Кому запрещается работать по совмещению?

Далеко не у всех категорий граждан есть возможность получения дополнительного трудового места. По Трудовому кодексу (ТК) совмещение должностей нельзя оформить в таких случаях:

  • Если работнику не исполнилось 18 лет.
  • При опасных или сверхтяжелых условиях труда.
  • Если физическое лицо находится на должности судьи, сотрудника налоговой службы, Центрального банка России и т. д.

Сроки труда

Переход работника на совмещенный график должен обсуждаться в индивидуальном порядке с руководителем, после чего все уточненные пункты заверяются в договоре. Прежде всего большое значение имеет срок, на который заключается контракт. Соглашение о совмещении должностей должно содержать точную дату, характеризующую период окончания дополнительного труда работника. Либо же в договоре просто указывается, что физическое лицо будет исполнять определенные обязательства в течение условного срока (к примеру, пока другой специалист в этой области будет в отпуске).

В случае если ранее оговоренного времени не хватило для выполнения сотрудником заместительской работы, соглашение между сторонами пересматривается. В него могут быть внесены правки в виде продления срока совмещения. В противном случае сотрудничество прекращается.

Бывают и обратные ситуации, когда любая из сторон решает разорвать договор до окончания срока его действия. В таком случае требуется дополнительное соглашение. Совмещение должностей отменяется также подписанием документа обеими сторонами, но здесь есть одно условие – лицо, принявшее такое решение, должно изъявить о своем желании не позднее чем за 3 дня. Руководитель обязан сообщить новость при помощи письменного уведомления, с сотрудника же требуется заявление на имя директора. Если стороны пришли к обоюдному согласию, то договор разрывается после подписания работодателем соответствующего приказа.

совмещение должностей тк рф

Режим работы

Перед тем как оформить совмещение должностей, следует также разобраться с правами сотрудника. И в первую очередь они выражаются в нормах его рабочего времени. Любой юридически грамотный человек должен понимать, что совместительство – это дополнительный труд, поэтому для него составляется упрощенный режим. По законодательству РФ нормы графика физических лиц, числящихся на двух должностях одновременно, ни в коем случае не должны быть в ущерб основному месту работы. Поэтому предпочтительно, чтобы режим труда не превышал 4 часа в день или 20 часов в неделю. Если же брать в рассмотрение месячный график совместительской работы, то дополнительные часы должны составлять не более половины от основных.

Печатая приказ о совмещении должностей, руководитель обязательно указывает в нем режим труда члена коллектива. Со стороны работника важно проследить, чтобы при этом соблюдались его законные права, то есть график не был сверхурочным. Однако следует понимать, что существуют исключения, по которым нормы времени могут быть изменены. К примеру, руководитель вправе назначать подчиненному полный рабочий день на момент нахождения последнего на выходных или в отпуске по отношению к своему основному месту труда. Также изменение графика может быть произведено на основании того, что физическое лицо на некоторый срок отстранено от своих главных обязанностей. В качестве причины может выступить задержка выплаты оклада либо же временная нетрудоспособность работника, обусловленная проблемами со здоровьем.

Совмещение должностей: оплата

Оклад сотрудника при совмещении – вопрос спорный. С одной стороны, в законодательстве РФ нет определенный цифр, которым он должен соответствовать. Размер заработка формируется на основе политики компании, а также ее финансового положения. При этом Трудовой кодекс гласит, что оплата за дополнительные часы не должна быть ниже минимального оклада, установленного законодательством. Но и здесь палка о двух концах. Так как работа по совмещению, находящаяся на позиции дополнительной, характеризуется сокращенным графиком, руководитель может назначить сотруднику компании оклад ниже официального минимального.

Также заработок физического лица зависит от условий, на основе которых было оформлено совмещение профессий (должностей). Оплата сдельного характера зависит непосредственно от объема выполненной им работы. Например, для мастера это может быть количество изготовленных деталей. Что касается повременной заработной платы, то она начисляется на основании периода рабочего времени. Чем больше часов сотрудник находился при исполнении своих прямых обязанностей, тем выше будет его доход. Иногда руководитель устанавливает своим подчиненным определенные нормы объема работ. В таком случае оклад сотрудника не зависит от затраченного времени. Решающим становится факт выполнения или невыполнения нормы работ. Для них руководитель определяет размер денежной оплаты.

Какие же бонусы получает сотрудник за сверхурочное совмещение профессий (должностей)? Оплата в таком случае может подкрепляться премиями или дополнительной процентной ставкой.

совмещение профессий должностей оплата

Особые условия выплаты оклада при совмещении

Несмотря на то что дополнительное рабочее место занимает только малую долю времени сотрудника, он имеет право на такие же привилегии, как и в стандартном случае. Так, организация обязана или, по крайней мере, может начислять члену своего штата дополнительные выплаты:

  • За работу в ночные смены, а также в выходные и праздничные дни.
  • За сверхурочный труд.
  • За стаж работы.

Конечно, все эти нюансы должны быть учтены в трудовом договоре. В противном случае работа (и зарплата, следовательно) останется без официального подтверждения законных прав члена штата организации. При таком развитии событий договор между сотрудником и руководителем будет активен лишь на словах, что не гарантирует соблюдения всех его пунктов обеими сторонами.

работа и зарплата

Оформление работы по совмещению

Чтобы физическое лицо смогло взять на себя дополнительные обязанности, необходимо решить официальную сторону вопроса. Она связана с подготовкой различных бумаг, а также установлением согласия между сторонами и определения их основных требований к сотрудничеству. Поэтому и руководителю, и подчиненному очень важно знать, как оформить совмещение должностей, чтобы избежать задержек во времени и прочих конфузов. Итак, процесс этот, по сути, несложный и затрагивает несколько этапов:

  1. Подготовка вакантной должности.
  2. Составление потенциальным сотрудником письменного согласия на совместительскую работу.
  3. Оформление трудового договора. Помимо этого подготавливается дополнительное соглашение к нему.
  4. Выход приказа от имени руководителя организации.

Подготовка вакантной должности

Первый пункт плана – это формальная операция, необходимая для того, чтобы у налоговой инспекции не возникло претензий при очередном визите в компанию. Прежде чем сотрудник начнет писать заявление на совмещение должностей, новая вакансия должна появиться в штатном расписании. Следует учитывать, что если физическое лицо берет дополнительные обязанности по причине выхода другого работника в отпуск, то оформиться на место последнего не получится. Должность считается вакантной, только если она полностью свободна.

дополнительное соглашение совмещение должностей

Составление письменного согласия сотрудника

Стоит заметить, что данный этап перехода на режим совмещения необязательно должен быть осуществлен с подачи работника. В принципе, инициатива может быть проявлена руководителем отдела, в котором будет числиться сотрудник. Для этого им составляется докладная записка с предложением оформить на определенного работника совмещение должностей. ТК РФ (Трудовой кодекс Российской Федерации) подразумевает, что этот документ должен быть в обязательном порядке подписан претендентом на вакантное место.

Если же согласие оформляется с подачи самого работника, то он пишет заявление на имя руководителя отдела с просьбой о возложении на него дополнительных обязанностей.

Оформление трудового договора и дополнительного соглашения к нему

Чтобы руководитель и подчиненный смогли начать сотрудничество, им необходимо обсудить все детали этого процесса. Если обе стороны все устраивает, то оформляется договор. Однако перед этим все обсуждаемые нюансы фиксируются в таком документе как дополнительное соглашение. Совмещение должностей может быть оформлено только после указания в нем таких данных:

  • Вид поручаемой работы.
  • Режим труда.
  • Основные обязанности.
  • Срок актуальности дополнительной должности.

Выход приказа от имени руководителя организации

С подготовительными этапами мы разобрались, теперь осталось только выйти на финишную прямую. Основанием для начала работы на новом месте для сотрудника становится приказ о совмещении должностей. После утверждения этой бумаги физической лицо становится официальным членом штата организации. Приказ подготавливается руководителем на основе ранее составленного соглашения к трудовому договору и включает в себя перечисление его основных пунктов. При этом в нем должны быть расписаны условия выплаты оклада работнику и его размер.

Если присутствует такая необходимость, руководитель включает в приказ особые условия сотрудничества. Например, к ним относится дополнительная ответственность (за денежные средства, материальные ценности и т. д.). В случае когда оформляется совмещение должности директора, физическому лицу может потребоваться право подписи или принятия особых решений, влияющих на деятельность компании.

Документы, необходимые для работы по совместительству

При условии, что работник соглашается возложить на себя дополнительные обязанности по своему основному месту труда, сбор документации не потребуется, так как вся необходимая информация о нем уже внесена в кадровые списки. Однако если совмещение будет носить внешний характер, ситуация немного меняется. Физическому лицу придется выполнять все те же действия, что и при стандартном приеме на вакантное место. Поэтому, прежде чем подавать заявление на совмещение должностей, претенденту необходимо собрать такой перечень документов:

  • Паспорт.
  • Сведения о государственном пенсионном страховании (СНИЛС).
  • Документ об образовании (диплом, аттестат) – для профессий, требующих специальных знаний.
  • Справка, информирующая об условиях на основном месте работы, – при оформлении на должность с тяжелым или потенциально опасным для здоровья характером труда.

СНИЛС необходим для того, чтобы руководитель смог делать взносы в Пенсионный фонд, которыми облагается любая оплата труда. При совмещении должностей вычет налогов из дохода работника такой же, как и в классическом случае. Следует напомнить, что трудовую книжку приносить не нужно. Она остается в организации, предоставляющей лицу основное место работы.

Заявление на совмещение должности: образец

Если оформление происходит по инициативе сотрудника, то им составляется прошение о наложении на него дополнительных обязанностей. Составляется эта бумага в виде заявления, содержащего такие пункты:

  1. Должность, фамилия и инициалы руководителя отдела/директора организации (указывается с правой стороны).
  2. Название документа (в данном случае оно указывается словом «заявление») и дата его составления. Эта информация располагается с левой стороны листа. Также указывается цель заявления фразой «о совмещении должностей».
  3. Основной текст заявления в виде просьбы о возложении дополнительных обязанностей с уточнением названия вакансии и предполагаемой даты начала работы.
  4. Ф.И.О. и подпись соискателя. При подаче прошения в ту же организацию, где работает лицо в настоящее время, следует указать основную должность.

Дополнительное соглашение подготавливается на основе именно такой бумаги, как заявление на совмещение должности. Образец можно взять из вышеописанного примера, а можно попросить в отделе кадров.

заявление на совмещение должности образец

Письменное предложение работодателя

Оформление совмещения с подачи руководителя также начинается с написания им документа. Бумага составляется практически аналогично заявлению соискателя и содержит следующие пункты:

  1. Шапку с названием организации, а также Ф.И.О. руководителя.
  2. Строчку с уточнением кандидата на должность.
  3. Обращение к претенденту на вакансию по имени и отчеству.
  4. Текст предложения, в котором уточняется такая информация: период сотрудничества, обязанности, которыми будет характеризоваться работа, и зарплата за их выполнение.
  5. Должность руководителя, его Ф.И.О. и подпись.

Затем в нижней части бумаги, под самим прошением, сотруднику нужно будет дописать строчку: «Согласен(на) совмещение должности» и поставить свою подпись с указанием инициалов.

При наличии свободного времени практически любое физическое лицо может работать в двух местах одновременно. Это позволит набраться дополнительного опыта. К тому же оплата труда при совмещении должностей дает возможность увеличить свой доход.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.