Фатум: что это такое?

Идея предопределенности человеческой жизни издревле волновала умы. Вопрос о том, что управляет нашей судьбой, не находил однозначного ответа. Одни полагали, что человек обладает полной свободой выбора. Другие считали, что существует высшая сила, диктующая направление жизни. Эта сила получила название фатум.

Само слово «фатум» пришло из латинского языка и означает «предсказание», «прорицание». У древних римлян фатум олицетворял волю богов, роковую предопределенность судьбы. Греки называли его мойрой. Фатум выступал как слепая, иррациональная сила, которой подчиняется человек. Рассмотрим подробнее, что же это такое - фатум.

Фатум в античной культуре

В античной мифологии фатум олицетворял представление о неотвратимой судьбе, предопределенности человеческой жизни высшими силами. Это понятие было связано с культами богинь судьбы - греческих мойр и римских парок, которые пряли нить человеческой жизни.

У древних римлян фатум также ассоциировался с волей Юпитера как верховного божества. Считалось, что именно Юпитер через оракулов и прорицателей открывает людям судьбы отдельных людей и целых городов.

В античной литературе и драматургии тема фатума, неумолимого рока была одной из центральных. Герои трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида часто оказывались бессильны перед лицом предопределенности своей судьбы «высшими силами». Это придавало особый трагизм сюжетам.

Три мойры, прядущие нить человеческой судьбы

Фатум в философии стоицизма

В философии стоицизма понятие фатума приобретает новое значение. Если в античной мифологии фатум олицетворял слепую, иррациональную силу рока, то стоики интерпретировали его как разумную, имманентную природе силу, управляющую миром.

Так, стоик Хрисипп определял фатум как «силу и причину всех вещей». По его мнению, фатум выступает в виде божественного Логоса - мирового разума, пронизывающего все существующее и управляющего ходом событий в соответствии с законами природы.

Другой крупный представитель стоицизма Сенека также считал, что фатум и разумная природная необходимость тождественны: «Фатум ведет события по определенному порядку, а связь причин зависит друг от друга... из вечных причин сплетается необходимость всех дел и событий».

Таким образом, в стоицизме фатум утрачивает антропоморфные черты, которые были характерны для античной мифологии. Фатум начинает трактоваться как имманентный мировой разум, объективная необходимость, вытекающая из природы вещей.

Христианская трактовка фатума

С приходом христианства происходит переосмысление античных представлений о фатуме. Если в языческих культах фатум олицетворял высшую силу, определяющую судьбу человека, то в христианском богословии эта роль отводится Богу-Творцу.

Блаженный Августин в трактате «О граде Божием» писал: «Истинный Бог... по предвидению Своему знает все будущее, и Он Сам по предопределению Своему совершает то, что знает». Так в христианской догматике закрепляется идея божественного промысла.

В то же время христианские мыслители подчеркивали, что Божий промысел не отменяет свободы человеческой воли. Человек сам выбирает путь добра или зла, что влияет на его посмертное воздаяние, но конечная цель мироздания предопределена Богом.

Таким образом, в христианской трактовке понятия фатума происходит смещение акцентов: высшей предопределяющей силой объявляется не безликая судьба-фортуна, а Бог-Творец и Промыслитель.

Божий промысел в христианском понимании

Научная критика фатализма

С развитием науки Нового времени представления о фатуме, предопределенности всего существующего подвергаются критике со стороны мыслителей и ученых.

Одним из первых выступил против фатализма французский философ Пьер Бейль. Он отмечал, что вера в предопределенность противоречит морали и этике, так как снимает с человека ответственность за собственные поступки.

Позднее научный взгляд на мир стал вообще исключать какое-либо вмешательство сверхъестественных сил в ход природных и социальных процессов. Были сформулированы научные представления о закономерности и причинно-следственной обусловленности явлений.

Окончательно идеи фатализма были отвергнуты диалектической философией и научной картиной мира, которые исходят из принципов развития, изменчивости и бесконечного многообразия бытия.

Фатум в искусстве и массовой культуре

Несмотря на критику фатализма в философии и науке Нового времени, в искусстве тема рока, неотвратимости судьбы не теряет актуальности. Образы людей, борющихся с предопределенностью своей участи или покорно принимающих фатум, встречаются в произведениях многих писателей и драматургов.

В частности, к таким сюжетам обращались В. Шекспир («Ромео и Джульетта»), И.В. Гете («Фауст»), а также многие русские писатели - Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Герои их произведений нередко ощущают свою зависимость от таинственных, недоступных человеческому разумению сил.

В массовой культуре XX-XXI веков тема фатума также сохраняет популярность. Она часто фигурирует в песнях, фильмах, компьютерных играх в виде рока, кармы, предопределения главных героев.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.