Виктор Чижиков — российский детский иллюстратор, автор Олимпийского Мишки

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних Олимпийских игр в Москве 1980 года.

Виктор Чижиков

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Виктор Чижиков художник

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Виктор Чижиков биография

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков Виктор Александрович

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.