Экспериментирование в средней группе: создание оптимальной развивающей среды для детей

Дошкольный возраст – наиважнейшее время в жизни каждого ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность в ходе развития личности имеет не меньшее значение, чем собственно НОД. Экспериментирование в средней группе – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия. Как же сделать это грамотно?

Цели, задачи и требования к оформлению уголка экспериментирования в средней группе ДОУ

Основной целью создания уголков экспериментирования для детей любого возраста является развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования в лабораторных условиях.

экспериментирование в средней группе

К задачам экспериментаторской деятельности относят:

  • развитие первичных представлений о мире материи и природе;
  • развитие активности, любознательности;
  • развитие логики и мышления (малыш учится сравнивать, обобщать);
  • формирование умений исследовать предмет по необходимым пунктам.

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть оформлен в соответствии с нормами и правилами. Основные требования, предъявляемые к нему, заключаются в безопасности, соответствующей возрасту воспитанников, наполненности и доступности расположения для малышей.

Оформление уголка экспериментирования для средней группы

Главным экспонатом уголка является вместительный шкаф или стеллаж. Кстати, современный и удобный предмет мебели ДОУ может приобрести не без родительской добровольной поддержки. Шкаф должен иметь множество полок и отделений разного размера.

уголок экспериментирования в средней группе

Если подобной мебели в детском саду нет, то экспериментирование в средней группе может проходить на большом столе или удобной тумбе. В уголке должно быть отведено место для выставки-музея, где будут выставляться коллекции камней, перьев, ракушек, фотографии из музеев страны. Также обязательно должно быть комфортное место для хранения всего необходимого материала и проведения самих опытов.

Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

Все содержание уголка экспериментов должно четко делиться на три компонента: дидактический, стимулирующий и компонент оборудования. О конкретном наполнении каждого участка читайте ниже.

  1. Дидактический компонент. Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог. Здесь должны находиться познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту, различные тематические альбомы, интересные коллекции (шишек, ракушек, тканей, бумаги, камней), мини-музей.
  2. Компонент оборудования. Детское экспериментирование в средней группе требует полного наполнения уголка различными предметами. Обязательно здесь должны быть песок, глина, земля и всевозможные приспособления для игр с ними (совки, лопатки, ведра, ситечки). Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель), семена разных растений в баночках или коробках, продукты питания (сахар, мука, соль, подсолнечное масло). Проведение опытов предполагает и наличие оборудования, такого как лупы, сосуды, магниты, зеркала, пробки, прищепки и т. п.
  3. Стимулирующий компонент нужен для того, чтобы дети могли заняться опытами самостоятельно. Расположите здесь алгоритмы проведения экспериментов в картинках и правила безопасного поведения в уголке. Поселите в уголке персонажа, от имени которого и будут поступать все проблемные ситуации (Незнайку или Почемучку). Дети будут рады помочь!

нод экспериментирование в средней группе

Опыты детей средней группы с мылом

Экспериментирование в средней группе в первую очередь должно быть интересным для детей. Очень любят дошкольники 4–5 лет игры и опыты с мылом и водой. Такие эксперименты познакомят детей со свойствами мыла, помогут развить любознательность, мышление, а также научат правильному и безопасному обращению с предметом гигиены. Эти эксперименты могут быть такого плана:

  • потрогать, понюхать кусок мыла (ощущается его гладкость и аромат);
  • исследовать воду (сделать вывод о том, что она теплая и прозрачная);
  • погрузить мыло в воду (оно скользкое);
  • натереть мылом губку и опустить в воду (вода изменила цвет);
  • взять трубочку и пустить из нее мыльные пузыри.

Опыты в средней группе с песком

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть удобным для проведения опытов и с песком. Занятия знакомят ребят со свойствами песка, его происхождением, развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

детское экспериментирование в средней группе

Все дети очень любят опыты с разными предметами. Поэтому экспериментированию в средней группе должно быть отведено немалое время!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.