А. А. Пластов: картины мастера реализма

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) родился, прожил всю жизнь и умер в селе Прислониха Ульяновской области. Исключением для Аркадия Александровича были годы учебы живописи в Петербурге и Москве. А. А. Пластов – художник, прежде всего, сюжетного жанра, хотя и занимался портретной живописью, а также работал над иллюстрациями к рассказам Л. Н. Толстого «Холстомер» и «Три смерти», выполненными акварелью и гуашью. С 1947 года он был действительным членом Академии Художеств СССР. А. А. Пластов – художник жанра социалистического реализма. Его произведения понятны и достаточно просты для восприятия.

Любовь к родным местам

Еще в 1908 г. мальчик, глядя на работы иконописцев, для себя твердо решил, что будет только художником, и никем больше. После учебы в 1917 году он вернулся в родные пенаты и работал на натуре. Но в 1931 г. произошел пожар. Он уничтожил все его работы, и наброски, и этюды, созданные за сорок лет. С этого времени А.А. Пластов понял, что отвлекаться от своей деятельности ни на что нельзя, и он все время стал уделять живописи. Все привлекало его любящее внимание: и меняющийся быт деревни, и изменения, происходящие в людях. Прислушиваясь к зову времени, А.А. Пластов картины писал с любовью к своим односельчанам. Он смотрел, как меняются события в стране, и каким образом они отражаются на быте и укладе жизни людей.

Война

В картинах, созданных в годы Великой Отечественной войны, художник достигает большого драматизма. Одно из самых горьких полотен, «Фашист пролетел», показывает ужас и бессмысленность оборванных жизней в ясный день.

а а пластов картины

В этом тихом уголке, казалось бы, и нет намека на войну.

«Сенокос»

К этому времени А. А. Пластов картины писал как большой мастер.

пластов картины

Июль, макушка лета, покос. Все работают дружно, в ряд, очень умело, не нанося вреда друг другу острыми косами. Как будто слышишь звук косы («вжик-вжик») и падающей травы. Зрителя зачаровывает цветущая опушка березняка с его ажурными веточками. Умолкли птицы, чувствуется все надвигающая жара и аромат свежескошенной луговой травы и цветов. Но это в радость. Сено будет просушено хорошо. На картине видно, что работает и стар, и млад. Для молодого парнишки лето – не простое безделье, а труд, который приносит всем и радость, и пользу. Сенокос – время, когда все работают очень слаженно и быстро. Все надо успеть ко времени. На переднем плане паренек, который взрослел в годы войны. К работе он привык с детства.

За ним женщина, потом мужчина среднего возраста. Возможно, он пришел с фронта и теперь радостно работает, забывая об ужасах сражений. Последним в ряду стоит пожилой ловкий неутомимый мужчина, коса хорошо держится в его натруженных руках. Как и всё, что пишет А. А. Пластов, картины, в том числе и «Сенокос», наполнены любовью к Родине. Художник-реалист любовался окружающей его односельчан красотой, правдивой, проверенной на натуре. Их труд тяжел, но находится в полной гармонии с природой. К теме сенокоса часто обращался Пластов. Картины его привлекают красотой и щедростью лета и одухотворенным трудом людей.

«Летом»

На картине два грибника – женщина, уснувшая в тени березы, и сидящая девочка, возле полных корзин с тяжелыми грибами. Рядом верный друг – собака, тоже набирается сил на обратный путь. Среди изумрудной зелени травы и белоствольных берез ярко выделяется и кумачовый платок девочки, и ее белоснежная одежда, и васильковое платье матери. Наполняет А. А. Пластов картины простым бесхитростным содержанием, близким русскому человеку.

«Первый снег»

На картине пасмурно, но от этого она не теряет ни прелести, ни яркости.

аа пластов художник

Девочка и ее брат выбежали на крылечко и смотрят, как медленно падают первые крупные снежинки. Уже вся земля покрыта снегом. Детям зябко, но они не уходят – интересно. Трудно найти у А. А. Пластова более лиричное произведение. Ребятишки сохранили способность радоваться красоте простых явлений. Пластов картины иногда пишет скупыми средствами, но от этого они не теряют своего очарования.

На картинах А. А. Пластова видно, как трудна, но одновременна и празднична крестьянская работа. В создании образов преобладает колорит. Он создает настроение картин национальных по своему духу. В своих произведениях Пластов продолжает лучшие классические традиции русских художников. Он запечатлел тот быт и жизнь, которые уже ушли в прошлое для нашего урбанизированного населения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.