Попигайский кратер в Сибири (фото)

На планету Земля неоднократно «проливался» метеоритный дождь. После падения громадные осколки метеорита оставляли на земной поверхности отчетливые следы – астроблемы колоссальных размеров. Учеными обследовано порядка 150 огромных «звездных ран» с диаметром, колеблющимся в диапазоне 25-500 километров.

Довольно крупной астероидной вмятиной считается Попигайский кратер, находящийся на территории России. По величине диаметра он занимает четвертое место. Попигайская астроблема – памятник природы планетарного масштаба, находящийся под охраной ЮНЕСКО.

Расположение Попигайского кратера

Приблизительно 35 миллионов лет назад в Сибири, в северной части Анабарского щита, там, где Якутия граничит с Иркутской областью, в землю врезалось гигантское монолитное небесное тело в форме цилиндра. Расколов земную поверхность в бассейне реки Попигай, метеорит оставил на ней громадную зияющую воронку глубиной в 150 метров.

Астероидный Попигайский кратер, где находится уникальное месторождение черных алмазов, занимает часть северо-восточных просторов Красноярского края. Восточная сторона вмятины распростерлась по Якутии. Обнаружил загадочную астроблему диаметром в 100 километров в 1949 году Д. Кожевин.

Строение Попигайского кратера

Попигайская астроблема – довольно большая кольцевая структура. Она представляет собой комбинацию колец и овалов. Эта «звездная рана» выглядит как округлое понижение рельефа. Глубина воронки достигает 200-400 метров. Ее внутреннее пространство частично наполняют четвертичные пески и галечники.

Кольцо внешней воронки достигает в ширину 20-25 километров. Ее борта сложены из осадочных пород. Они претерпели сильную деформацию, возникшую в результате центробежных надвигов и радиальных разрывов с огромными амплитудными смещениями.

Диаметр внутренней воронки - 45 километров. Она сформирована кольцевым поднятием со следами ударного действия. На нем видны разрушения и вкрапления стекол. В ней образовался мощный толстый пласт из пастообразного вещества.

Попигайский кратер в Якутии имеет центральный слой, сложенный импактитами. Его толщина около двух с половиной километров. Рыхлые материалы, разной величины глыбы и обломки сформировали аллогенную брекчию с мощностью в 150 метров. Импактиты образованы стеклами, оплавленными гнейсами и минералами.

Метеоритный взрыв в эпицентре сопровождался давлением в 105 паскалей и температурой порядка 20000С. Это привело к тому, что гнейсы расплавились до жидкого состояния. Подвижные массы, растекаясь радиально с огромной скоростью, сформировали кольцевые структуры. Вытекая из центра струями и потоками, они выстлали днище воронки.

Невероятно сильный удар астероида о землю привел к образованию центрального поднятия. Затем вспучивание увеличивалось по инерции до тех пор, пока происходило заполнение кратера, а упругая отдача была достаточной силы.

Особенности астроблемы

Местность, окружающая Попигайский кратер, практически не населена. На северо-западе астроблемы находится небольшое одноименное село – Попигай. Здесь до сих пор не выросли деревья, несмотря на то, что сопки затягиваются ими в течение двадцати лет после прекращения добычи полезных ископаемых.

Каменистые россыпи здесь рассыпаются под ногами, словно песок. Мягкие породы частично выветрились. Причина тому – движение пластов вверх-вниз. Между известковыми обломками образовались глубинные пустоты.

Тут найдены приличные запасы воды. Водоносные слои залегают на глубине одного метра. Вода, замерзающая в пустотах, способствует «утряске» слоев. Попигайский метеоритный кратер – место, где при зондировании почвы обнаружили магнитную аномалию. Вероятно, в нем залегает сплав железосодержащих веществ.

Гипотезы «Великого перелома»

В 1970 году ученые, опираясь на исследования обнаженных пород, отложения которых перенесли ударное плавление и дробление, выдвинули гипотезу о метеоритном происхождении астроблемы. По мнению исследователей, космическое тело врезалось в сибирские земли в эпоху эоцен-олигоценовое вымирания. «Великий перелом» случился одновременно с образованием астроблемы.

Кратер – причина ядерной зимы

Ученые связывают массовый мор животных с падением метеорита. Они полагают, что упавшее небесное тело стало причиной гибели зубатых китов, моллюсков и морских ежей, а не климатические условия. Именно астероид - основной катализатор этого негативного явления в природе. Его падение вызвало ядерную зиму, погубившую животных.

Сталкиваясь с поверхностью земли, гигантские космические тела вынуждают множество частиц подняться в атмосферу. Солнечный свет, отражающийся от частичек, приводит к глобальному похолоданию. Ученые проанализировали изотопы кислорода, углерода и прочих элементов, составляющие породы-ровесники эоцена, и пришли к выводу, что, когда возник Попигайский кратер в Сибири, случилась резкая смена климатических условий. Климат из влажного и теплого стал сухим и холодным.

Исследования ученых подтверждают, что при космическом столкновении случился мгновенный мощный выброс крохотных частичек серы. Они, заполонив атмосферу, стали отражателями света и тепла. Изменения в климате привели к фатальным последствиям – исчезновению многих видов животных и растений.

Геологические исследования кратера

После обнаружения Попигайский кратер стал местом проведения геологоразведочных работ. Геологи обнаружили там два крупнейших алмазных месторождения. В месторождении «Скальное» залегает 140, а в «Ударное» – 7 миллиардов каратов.

Алмазы здесь появились в результате непродолжительного воздействия чрезвычайно высоких температур и давления на залежи угля и графита. Алмазам, обнаруженным в базальтовых породах, дали уникальное название – якутит.

До 2012 года информация о черных алмазах не разглашалась. Сразу после открытия месторождений сведения о них засекретили, а изучение найденных алмазных россыпей прекратили. Специалисты подсчитали, что выгоднее продолжать производство синтетических алмазов, чем добывать и обрабатывать природные камни. К тому же геологи высказались о черных алмаза так: камни, обладающие сверхпрочностью, непригодны для ювелирной обработки, они идеальны для шлифовальных работ.

Геологи, исследуя Попигайский кратер, занимались бурением пород. Пробы извлекались из скважин глубиной 1,7 километра. В настоящее время в районе заброшенного поселка Маяк около одной тысячи тонн кернов рассыпано по поверхности земли.

Экспедиция 2013 года

Интерес к алмазным россыпям астроблемы Попигай возродился совсем недавно. В 2013 году к кратеру отправили экспедицию. Результаты новых исследований превратились в сенсацию. Прогнозы ученых натолкнули на мысль, что Российская Федерация способна обвалить мировой алмазный рынок.

Перспективы алмазных месторождений Попигай

Несмотря на грандиозность алмазных россыпей, разработка месторождений остается под большим вопросом. Хоть и богат алмазами, рассыпавшимися буквально у ног, Попигайский кратер, фото которого выполнены с разных ракурсов, добывать их, оказывается, по-прежнему экономически нецелесообразно.

С одной стороны, здесь нет необходимости прокладывать шахты, неглубокие залежи легко раскопают экскаваторы. С другой – их добыча обвалит не только мировой рынок технических алмазов, но и российскую экономику тоже. Ведь Россия - сильнейший игрок алмазного рынка.

Не спешат с добычей черных алмазов еще и потому, что их россыпи слишком удалены от дорог, к ним не подведено электричество, работы придется выполнять в суровых климатических условиях. Создание промышленной инфраструктуры потребует огромных вложений.

Базальтовая лава, насыщенная алмазами, настолько тверда, что с ней не способны справиться режущие инструменты. Для добычи камней необходимы инновационные технологии и оборудование, изыскательские работы, лабораторные эксперименты.

Эти аспекты влекут за собой серьезные финансовые и организационные проблемы и вынуждают сделать вывод о нерентабельности добычи алмазов. Но даже если прибыльность от разработки месторождений станет очевидной, не факт, что камни начнут извлекать. Ведь вселенский памятник Попигай охраняет ЮНЕСКО.