Воронеж. Метро: миф или реальность?

Не секрет, что метро является самым дешевым и одним из наиболее удобных видов общественного городского транспорта. Уже давно ходят слухи, что подобным видом сообщения может обзавестись Воронеж. Метро было бы отличным выходом для разрядки транспортного напряжения в городе. Но насколько высока вероятность строительства метро в Воронеже, и на каком этапе сейчас находится эта идея?

Предыстория проекта

Давайте сразу выясним, что послужило толчком к возникновению идеи строительства в Воронеже метро.

Впервые план создания подземного транспорта в городе обсуждался ещё во времена СССР. В 80-х годах прошлого столетия численность населения города достигла почти 900 тыс. жителей, что привело к очень большой нагрузке на существующую транспортную сеть, с которой она не могла полноценно справиться. Это и послужило причиной возникновения разговоров о постройке в Воронеже метро. Более того, эти разговоры переросли в нечто большее. Был даже создан план строительства "подземки".

воронеж метро

Но Советский Союз распался на 15 республик, экономика страны переживала не лучшие времена, и деньги нужны были на неотложные нужды. Так что стало не до проекта, а позже о нем вообще забыли. С 1998 года началось постепенное падение численности населения города. В итоге она достигла величины 850 тыс. человек, так что возведение метро стало не столь уж актуальным.

Причины возрождения идеи

Вместе с тем тяжелое положение страны в 1990-х – начале 2000-х годов привело к ситуации, что троллейбусный парк в Воронеже начал стремительно сокращаться. Заработная плата работникам депо выплачивалась с большими задержками, персонал сокращали, резали вагоны на металлолом. Это привело к тому, что в 2009 году трамвайные маршруты из Воронежа полностью исчезли. Демонтаж трамвайных рельс продолжается по нынешнее время, хотя большинство из них уже давно сняты. Серьёзно сократился также троллейбусный парк. Таким образом, Воронеж приобрел довольно печальное достижение – стал крупнейшим европейским городом, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт.

есть ли в воронеже метро

Со второй половины первого десятилетия нынешнего века ситуация изменилась. Население города стало расти и к 2013 году перевалило за 1 миллион. Если даже раньше, в 80-х годах, транспортная система не совсем справлялась с качественным обслуживанием пассажиров, то теперь, с исчезновением метро и сокращением троллейбусного парка, и подавно. Но к этому моменту экономика России начала демонстрировать значительный рост, что позволяло говорить о выделении средств на перспективные проекты.

Таким образом, из-за увеличения числа жителей транспортная проблема вернулась, но зато - и это главное - появились финансовые возможности её решить. Жители города и местные власти опять заговорили о возможном строительстве метро.

Трамвай или метро?

Вместе с тем в Воронеже начали развиваться сразу несколько альтернативных идей, которые должны были способствовать решению транспортной проблемы в городе.

Наиболее популярными вариантами, которые предлагали различные эксперты, представители властей и просто городские жители, были строительство метро в Воронеже и прокладка путей для скоростного трамвая, или как его ещё называют легкого метро. Каждый из двух вышеуказанных вариантов имел как свои плюсы, так и минусы.

Легкое метро

Идея легкого метро, или скоростного трамвая, особенно активно стала выдвигаться с 2013 года московской компанией «МостГеоЦентр», которая предлагает властям Воронежа свой проект.

адрес метро воронеж

Суть его состоит в прокладке 89 км путей для скоростного трамвая. Из них 74 км должны будут проходить на поверхности и, по большому счету, повторять путь старых трамвайных колей, а 15 км предполагается проложить под землей. Поэтому другое название данного проекта – легкое метро, или метротрам. По проекту «МостГеоЦентра», над землей должно располагаться 57 станций, а в подземной части – 6. Кроме того, вся линия скоростного трамвая будет поделена на 4 депо.

Кстати, городское транспортное сообщение подобного типа уже есть в другом российском городе – в Волгограде. Там метротрам был построен ещё в советское время, в 1984 году. Кроме того, на постсоветском пространстве подобный транспортный проект функционирует в Кривом Роге (Украина).

Что же получит от реализации данного проекта Воронеж? Метро легкого типа позволит значительно разгрузить пассажиропоток с других видов транспорта, в частности с маршрутных такси. Кроме того, подземный трамвай, в отличие от обычного, способен передвигаться с большей скоростью – в среднем 24-30 км/ч, а на некоторых участках – до 75 км/ч, в то время как средняя скорость его более медленного собрата достигает всего 15-24 км/ч.

Классическое метро

Вместе с тем многие воронежцы не воспринимают идею метротрама, так как в случае её реализации о проекте полноценного метро им, скорее всего, придется забыть. А иметь классическую "подземку" для города-миллионника очень престижно. Представьте, как поднимется мнение жителей города, когда приезжие будут спрашивать у них: «Как доехать до метро?» Воронеж не хочет быть хуже других российских городов, таких как Нижний Новгород, Самара или Омск, в которых уже давно действует метрополитен.

как доехать до метро воронеж

Идею отказа от метротрама в пользу строительства полноценного метро поддержали такие организации, как «Гипрокоммундортранс» и «Киносарг». Свое мнение они обосновывают тем, что проложить рельсы по старым маршрутам уже невозможно. Большинство мест, где не так уж давно пролегали трамвайные пути, сейчас заасфальтировано, так как было произведено расширение проезжей дороги для автомобилей. А на некоторых участках уже возведены сооружения.

Кроме того, увеличение скорости движения на 6-9 км/ч, в отличие от обычного трамвая, которое предлагает проект метротрама, является недостаточным для такого населенного пункта, как г. Воронеж. Метро позволяет передвигаться гораздо быстрее.

Противники идеи строительства полноценной «подземки» критикуют проект «Киносарга», говоря, что он популистский. Ведь на строительство метрополитена потребуется больше денег, чем на метротрам. А всем известно, что во многих городах из-за недостатка финансирования в России находятся в замороженном состоянии проекты прокладывания метро. Таким образом, выбрав данный путь, вообще может остаться без городского рельсового транспорта город Воронеж. Метро в этом случае превратилось бы в нереализуемый долгострой.

Затраты

Впрочем, по оценкам компании «Киносарг», строительство полноценного метро обойдется городу в 79,3 млрд рублей. Как ни удивительно, но эта сумма даже меньше затрат, которые придется понести бюджету, если будет принят проект организации «МостГеоЦентр». Метротрам оценивается в 89,0 млрд руб. Но многие эксперты считают, что уровень расходов по проекту «Киносарга» слишком занижен, и строительство метро обойдется в гораздо большую сумму денег.

строительство метро в воронеже

Какой же вариант выберет Воронеж? Метро или подземный трамвай? Заверениям какой из организаций больше поверит руководство города?

Схема метро

Первая схема метро Воронежа появилась ещё в начале 2013 года. Тогда на одном из сайтов проводился сбор подписей в пользу идеи метрополитена и за отказ от строительства метротрама. Правда, впоследствии автор схемы признался, что не обладает достаточными знаниями, чтобы составить научно обоснованный план. Так что его работа, скорее, была призвана привлечь внимание жителей города к проблеме, а не являлась собственно предложением по воплощению конкретно этой схемы метро в реальность.

схема метро воронежа

Позже, уже в конце января 2014 года, компании «Киносарг» и «МостГеоЦентр» предложили мэру Воронежа Александру Гусеву свои планы метрополитена и метротрама.

Что же построят в Воронеже?

И все-таки, что будут строить в Воронеже - метрополитен или метротрам?

Судя по всему, руководство города склоняется к предложению компании «МостГеоЦентр», то есть к проложению линий скоростного трамвая, или легкого метро. Это обосновывается тем, что постройка транспортной сети подобного типа была заложена в генеральный план развития Воронежа ещё в 2008 году.

О том, что в будущем планируется строительство подземного трамвая, мэр города заявил в феврале 2014 года. Конечно, после этого от сторонников альтернативного проекта он услышал много нелестных слов в свой адрес. Метро Воронежа, скорее всего, так и останется мифическим проектом.

Перспективы

Между тем нужно отметить, что требуемых денег для воплощения любого из двух проектов в жизнь у местного бюджета нет, поэтому администрация города ищет частных инвесторов. От того, как быстро она их найдет, и найдет ли вообще, зависят конкретные перспективы и сроки реализации постройки.

 г воронеж метро

И хотя на данный момент конкретика насчет появления рельсового транспорта в городе остается покрытой туманом, с большой долей вероятности можно сказать, что в будущем на вопрос, есть ли в Воронеже метро, ответом вопрошаемому будет фраза: «Метро нет. Есть метротрам».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 10
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
к 2999 году построят.)
Копировать ссылку
-1
Метро в Омске работает? Аллё,клоуны))) 12 ярдов на одну станцию потратили и закопали всё
Копировать ссылку
-1
Кто предложил идею метротрама, зачем снова эти эксперименты, постройте просто обычное метро, и город скажет вам спасибо
Копировать ссылку
-1
Зачем строить наземное метро, этож как трамвай. Метро нужно настоящее , под землей, чтобы не пересекаться с автомобилями, МЕТРО БЫТЬ!!!!
Копировать ссылку
-1
Отлично! Веточка прям к моему дому идет! Считаю вопрос "строить или нет?" напрочь некорректный. Строить однозначно! Думаю основные споры будут по вопросу "где?". Но то, что Метро жизненная необходимость, это факт.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.