Средневековое искусство и его особенности

Средневековье - это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV в., в России - с X по XVII в., а на Востоке - с IV по XVIII в. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи.

Общая характеристика

Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Книги

Средневековая литература и искусство оставили богатейшее наследие потомкам. Ранние книги той эпохи были тщательно переписаны и затем проиллюстрированы монахами. В то время бумага считалась большой редкостью, в связи с чем ее заменяли пергаментом. Его изготавливали из кожи теленка либо ягненка. Писать учились на так называемых деревянных таблетках, покрытых черным или зеленым воском. Средневековые произведения искусства воплощались преимущественно на деревянных досках. Для наиболее ценных томов использовали простое кожаное тиснение. Средневековая культура и искусство обогащались за счет странствующих ученых и поэтов. Они отправлялись в походы, чтобы изучить формы письма других стран. С появлением куртуазной любви средневековое искусство наполнилось романтизмом. Он проявлялся в первую очередь в прозе и музыке. При дворах пели песни, посвященные эпическим сражениям Карла Великого, Артура и Роланда. Активно продолжала развиваться письменность. В эпоху средневековья появились строчные и заглавные буквы, определились правила написания. Книги в то время считались настоящим сокровищем. Они не были доступны широкой массе населения. Как правило, их хранили под замком. Если у кого-то возникали проблемы с деньгами, книгу можно было заложить и получить хорошее вознаграждение.

Средневековое искусство: живопись

В то далекое время созданием фресок и картин занимались только те, кто действительно имел талант и обладал необходимыми способностями к рисованию. Эта творческая работа не являлась каким-то хобби или развлечением. Средневековое искусство предъявляло к мастерам определенные требования. У каждой картины или фрески был свой заказчик. Как правило, расписывались церковные стены, алтарь или помещение для молитвы. Художников средневековья можно, скорее, назвать ремесленниками, какими были, например, кузнецы или плотники. Именно поэтому имена многих из них не дошли до настоящих дней. К примеру, сапожники не ставят свою подпись на каждой паре обуви. Кроме того, создание фресок было зачастую коллективным. Художники не ставили целью точно копировать окружающий мир. Средневековое искусство предполагало морализаторское и эмоциональное воздействие на людей. Из этого сформировались определенные негласные правила:

  • Показывать одного персонажа на одном полотне в различные временные промежутки (по аналогии с современными комиксами).
  • Пренебрегать действительным размером человека для придания максимальной наглядности событию.

Искусство средневекового витража основывалось, преимущественно, на религиозной тематике. Как правило, рисовали такие сюжеты, как "Рождество Христово", "Распятие", "Страсти Христовы", "Мадонна с младенцем" и пр.

Романский стиль

Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х-XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты "Каролингского возрождения", периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.

Зодчество

Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие "града Господня" или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.

Храмы

В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола.

Отличительные черты декоративных изделий

На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала настенной живописи. К концу XI - началу XII в., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.

Готика

Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство средневековой Европы считалось "варварским". Расцветом романского стиля считается Х-XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами.

Особенности формирования

Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы - торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и феодальные замки стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения.

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. Готическая скульптура, по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.

Каменная скульптура

Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма "Рамачарита". В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако к 12-13-му в. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей - рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование "Кадамбари". Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе "Приключение 10 принцев" высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги.

Расцвет

Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
ДА!!!!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.