Причины девиантного поведения: 5 теорий

Отклоняющееся от нормы поведение доставляет много неприятностей обществу и конкретным семьям. Девиантное поведение – это неспособность личности держаться в социальных рамках, соблюдать правила, установленные в группе. Исследователи в разные времена задумывались, что же заставляет человека вести себя плохо. Причины девиантного поведения даже в наше время не ясны до конца. На сегодняшний день разработано 5 серьезных теорий, объясняющих девиантное поведение. Рассмотрим их подробнее.

1. Теория контроля

Эта теория объясняет, почему большинство людей все-таки избегает отклоняющегося поведения. Именно связи в обществе, вовлеченность, оказывают контролирующее влияние на человека, поэтому те, кто хочет быть частью общества, стараются уважать писаные и неписаные законы. Обычно девиантное поведение детей связано с тем, что у них нет друзей, которые уважали бы социальные нормы. А родители не авторитет, и не могут осуществлять контроль над правильностью поступков. Если человек чувствует, что он приложил усилия для того, чтобы стать членом группы, то существует большая вероятность, что он будет стараться соответствовать ожиданиям значимых людей. Таким образом, группа контролирует поведение индивидуума.

2. Теория дифференцированной ассоциации

Ассоциация в данном словосочетании означает социальные связи. Если объяснять простым языком, то эта теория говорит о том, что человек при принятии решения повести себя неправильно оглядывается на людей, которые тоже ведут себя неправильно. Эта теория особенно любима криминалистами. И все мы знаем, что дети, попавшие в плохую компанию, рискуют вести себя тоже плохо. Так вовлекают в воровство, наркоманию и даже организованную преступность. Причины девиантного поведения, согласно этой теории, кроются в «дурном свлиянии». Чтобы его предотвратить, необходимо познакомить подростка со взрослыми, которые могут стать для него авторитетными. Это может быть тренер спортивной секции или профессиональный бодибилдер. Таким людям подростки доверяют больше, чем собственным родителям.

3. Теория аномии

Пусть вас не пугает второе существительное в имени этой теории. Аномией называют особое состояние личности, которое связано с потерей ценностных ориентаций. Эту теорию по праву можно было бы назвать теорией конфликтующих ценностей. Так произошло при распаде СССР. Родители говорили о важности образования, а дети видели, что хозяевами жизни становятся бывшие двоечники. Пропагандировались высокие моральные ценности, а успешными становились люди, которые игнорировали даже самые примитивные социальные нормы. То есть теория эта объясняет причины девиантного поведения тем, что личность растерянна и не знает, как ей действовать в неоднозначной обстановке.

4. Теория ярлыков

Заключается она в том, что человек, однажды сделавший ошибку, становится будто бы отмеченным за девиантное поведение. Причины «неправильного» образа жизни заключается в том, что общество не склонно менять свое мнение о человеке. То есть подросток, который имеет судимость, будет считать себя преступником на всю жизнь. И отношение людей к таким несчастным заставляет тех вписываться в стереотип, ярлык, который был наклеен на них из-за часто случайного и неразумного поступка. Для решения этой проблемы необходимы усилия на уроне государства.

5. Теория девиантных субкультур

Некоторые субкультуры пропагандируют образ жизни, не слишком соответствующий нормам социума. Эта теория перекликается с теорией дифференцированной ассоциации. Но, как правило, эту пятую используют только, чтобы объяснить причины девиантного поведения молодых людей. Конечно, нельзя говорить, что культура хиппи сама по себе заставляла всех принимать наркотики, или что культура панк делала людей слишком агрессивными. Однако тенденции такие были, что и заставило исследователей выделить эту теорию в отдельную.

Все теории объясняют только определенную долю действительности. Поэтому нельзя ни одну из них считать универсальной. Возможно, со временем появятся новые, более точные.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Причина - в нейрофизиологии, в дисперсионных изменениях, которые я изучаю
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.