Арабеска - это искусство, подчиненное правилам геометрии

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.

Особенности исламского искусства

На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.

арабеска это

Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.

Восточная арабеска как геометрическое искусство

 арабеска фото

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.

арабская арабеска

Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. Узорами украшали стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.

Особенности

 арабеска орнамент

Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора. Отличительная черта исламского изобразительного искусства — так называемая боязнь пустоты. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.

Арабеска как медитативный образ

восточная арабеска

Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей. Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.

Арабеска в Европе

В эпоху Возрождения связи Европы с арабским миром значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.

Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на картинах Дюрера и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.

Неиссякаемый источник творчества

Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.

арабеска в современном искусстве

Сегодня арабеска — это узор, по-прежнему пользующийся популярностью. Сейчас чаще всего подобным названием обозначается растительный орнамент. Геометрический же узор носит имя «мореска». Орнаменты, напоминающие средневековые арабески, можно обнаружить на обоях и в украшении зданий, в работах графиков и ремесленников. Ими вдохновляются современные дизайнеры интерьеров и модельеры, создатели ювелирных украшений и декораторы.

арабеска неиссякаемый источник вдохновения

Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.