Школьный литературный кружок: программа, описание, темы

Литературное образование развивает духовный мир человека, создает потребность непрерывного самосовершенствования. Изучение классической прозы и поэзии может осуществляться лишь посредством систематического чтения художественных произведений и заучивания стихотворений. Но ценность книги в последнее время существенно упала. Чтобы приобщить детей к чтению, в школе организовывают литературный кружок, программа которого выходит за рамки обязательной.

литературный кружок программа

Почему современные дети не любят читать?

Даже в век высоких технологий и компьютеризации переоценить значение книги невозможно. В последнее время обнаружена тенденция, при которой интерес к чтению стремительно падает после окончания начальной школы. Нередко ребенок, проявляющий интерес к книгам в первые годы обучения, теряет его при переходе в пятый класс. Причина, как правило, заключается в вездесущем интернете. Он поглощает все внимание детей и подростков.

Как решить эту проблему?

Школьник перестает читать, в результате чего снижается и его познавательный потенциал. Педагоги отмечают, что в последнее время число учеников, читающих литературу, выходящую за рамки школьной программы, чудовищно упало. И учителя, и родители недовольны подобным положением. Но как решить эту проблему? Прежде всего, ребенка не нужно принуждать, его необходимо увлечь. Литературный кружок, программа которого включается книги русских и зарубежных авторов, педагоги организовывают в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора.

литературный кружок в школе программа

Программа

Деятельность литературного кружка нацелена на решение задач, которые имеют существенное значение в общем образовательном процессе. Родители за неимением свободного времени нечасто обращают внимание на то, что читает их ребенок, если он вообще берет в руки какие-либо книги, за исключением учебных материалов. Для чего создается литературный кружок в школе? Программа преследует такие цели:

  • развитие способности восприятия художественного произведения;
  • обогащение представления об окружающем мире;
  • развитие понимания образного языка и различных выразительных средств, которые используют в своем творчестве писатели и поэты;
  • формирование эстетического вкуса;
  • расширение кругозора.

Темы

Любая внеурочная деятельность должна опираться на вовлечение детей в учебный процесс. Темы по литературе, входящие в обязательную программу усваиваются сложно, если не вызывают никакого интереса у слушателей. Однако, что касается факультативного образования, то здесь важнейшей задачей является завоевание внимания школьников. Какие темы рассматривают дети, посещающие литературный кружок? Программа может включать как изучение произведений, не входящих в обязательный курс, так и темы, смежные с пройденными на уроках литературы.

рабочая программа литературного кружка

Творчество

Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.

Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий. Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.

программа по литературному кружку

Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга – одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству – замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.

Литература и жизнь

Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.

Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература – это художественное отражение реальной жизни. Книги Толстого и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.

 программа кружка литературная гостиная

Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких литературных персонажах как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.

А как читать книги великих классиков четырнадцатилетним подросткам, пребывающим большую часть времени в социальных сетях? Ответ прост. Учитель должен перенести сюжет, созданный полтора века назад, в современную реальность. Необходимо объяснить, что и сегодня где-то, быть может, живет человек, который все свое время проводит на диване, потому как ему проще спрятаться в своих снах и мечтах, нежели решать многочисленные проблемы. Обломов, Хлестаков, Манилов – все это художественные образы, созданные на основе жизненного опыта великих русских писателей. А потому люди, подобные им, существуют и сегодня.

Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести зарубежных писателей. Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина – автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.

 программа кружка литературное чтение

Биографии писателей

Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.

Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика – вызвать интерес слушателей к той или иной теме. Творческое задание по этой теме – это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.

Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.

рабочая программа по литературному кружку

Литература и кино

Программа кружка «Литературное чтение» ставит пред собой цель приобщить школьников к чтению качественной художественной литературы. Задача эта непроста еще и тем, что детям (а нередко и взрослым) проще и увлекательнее посмотреть фильм, снятый по знаменитому сюжету, чем прочитать первоисточник. «Литература и кино» – тема чрезвычайно интересная. Обсуждая ее, дети учатся видеть связь между двумя видами искусства. На эту тему также написано немало интересных книг, которые можно порекомендовать ученикам старших классов. Одна из них – «Кино между адом и раем». Произведение известного режиссера Александра Митты предназначено для будущих сценаристов, но повествование в ней ведется в столь увлекательной форме, что интересно оно будет и ученикам десятого-одиннадцатого классов.

Театр

В программе по литературе присутствуют драматургические произведения. Помимо того, что сюжет многих из них непросто воспринимается современными школьниками, чтение пьесы едва ли может принести удовольствие. Посещение хорошего театра позволить может сегодня себе не каждый, но просмотреть фильм-спектакль по произведению Островского, Чехова, Грибоедова, Горького совсем несложно. И, быть может, именно театральная постановка в участием выдающихся актеров, может побудить к чтению произведений Чехова и других русских драматургов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
с кем можно связаться ? очень хочу ходить в ваш кружок
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.