Теория личности Фрейда: суть, стадии, описание

Психоанализ по Фрейду основан на двух ключевых предпосылках. Первая предпосылка – генетическая – заключается в том, что те переживания, которые ребенок испытывает в детстве, оказывают огромное влияние на формирование личности во взрослом возрасте. Суть второй предпосылки сводится к тому, что человек изначально имеет определенное количество сексуальной энергии – либидо. Именно либидо при развитии человека проходит через несколько стадий, представляющих тесную взаимосвязь инстинктов, психологии и сексуальной активности.

Гипотеза о четырех этапах развития человека получила название «Теория Фрейда о личности» и представляет большой научный и практический интерес для психологов и врачей. По Фрейду развитие личности человека проходит на протяжении 4 этапов, каждый из которых ниже рассмотрены.

Стадия 1. Оральная фаза.

В оральной фазе пребывает младенец в возрасте от рождения до одного года. В этот период ребенок полностью зависит от матери, а кормление является основным источником получения удовольствия. Теория личности Фрейда подчеркивает, что в этой фазе у ребенка есть только одно стремление – поглощение пищи, а потому главной эрогенной зоной является рот, ведь это средство питания и первоначального обследования окружающих предметов.

Стадия 2. Анальная фаза.

Следующий этап развития личности – анальный, который по продолжительности включает возраст ребенка с 12-18 месяцев и до третьего года жизни. Теория личности Фрейда утверждает, что в этот период ребенок начинает учиться контролировать физиологические функции своего организма. В это время либидо концентрируется около ануса, который теперь является объектом внимания ребенка.

Детская сексуальность теперь находит свое удовлетворение при обладании контролем над функциями своего организма (в первую очередь, над дефекацией и выделением). Важно отметить, что по Фрейду именно в этот период ребенок сталкивается с первыми запретами. Внешний мир теперь для него – это высокий барьер. Развитие на данной стадии приобретает характер конфликта.

Стадия 3. Фаллическая фаза.

Новая эрогенная зона проявляется у ребенка в возрасте от трех до шести лет. Теперь либидо концентрируется в области гениталий. На данной стадии дети начинают понимать и осознавать сексуальные различия. Ребенок замечает либо наличие пениса, либо отсутствие такового.

По мнению Фрейда, на данной стадии ребенок уже чувствует удовольствие от стимуляции гениталий, однако такое возбуждение связано с близким присутствием родителей.

Стадия 4. Латентный период.

Этот период характеризуется уступкой сексуальных проявлений любопытству, которое связано с многообразием окружающего ребенка мира. Период латентного периода совпадает с возрастом 5-12 лет. Сексуальная активность в данный период снижена, либидо непостоянно, ребенок пытается идентифицировать свое собственное «Я».

Теория личности Фрейда указывает, что сексуальные импульсы в данный период подавляются идеалами эстетики, а также моралью, стыдом и отвращением. В этом возрасте развитие личности происходит в совокупности биологических процессов, а также под влиянием культуры и образования.

Стадия 5. Генитальная фаза.

Переход к последней фазе развития личности сопровождается переход концентрации сексуального влечения, возбуждения и удовлетворения к области гениталий. Генитальная мастурбация на данном периоде приобретает ключевое значение при удовлетворении сексуальных потребностей.

В заключение отметим, что теория личности Фрейда послужила основой для формулирования основ генеза психики детей: детское развитие соответствует по стадиям перемещением зон либидо.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.