Т-15 - торпеда атомная: характеристики

К концу 40-х годов ядерная программа в СССР развивалась впечатляющими темпами. Ресурсов на эту задачу никогда не жалели. Во многом это было обусловлено событиями в Японии, на города которой американцы сбросили сразу две атомные бомбы. Следовало поторопиться, чтобы не оказаться на месте японцев.

т 15 торпеда
В 1949 году была испытана первая бомба… и тут же оказалось, что для доставки к вероятному противнику есть только тихоходные Ту-4. Но уже тогда было понятно, что это, мягко говоря, не выход. Во-первых, эти самолеты сильно устарели и не могли обороняться от тех перехватчиков, которые стояли на вооружении США. Во-вторых, не хотелось разбрасываться летчиками: после выполнения задания у них был один выход – попытаться выброситься с парашютами над территорией Мексики.

Такое положение никого в руководстве страны не устраивало. Были начаты многочисленные изыскания в области создания средств доставки, причем одним из наиболее впечатляющих получилась Т-15. Торпеда эта, случись ей «поработать», могла бы снести все восточное побережье США.

Почему именно торпеда?

Это было связано с тем, что во флоте СССР больше всего было именно субмарин. Уже во время Великой Отечественной войны было неоднократно доказано, что они могут пробиваться к самому побережью противника, а в случае вероятной атомной войны это было жизненно важно. Даже если бы американцы отважились воплотить в жизнь свой план «Дропшот», торпеда Т-15 стала бы эффективным оружием возмездия.

Но принять решение – одно, а воплотить его в жизнь значительно труднее: самый большой диаметр торпедных аппаратов на советских подлодках – 500 мм, а диаметр самой «миниатюрной» атомной бомбы – все полтора метра. Как быть? Моряки очень хотели появления торпеды адекватных размеров, а вот атомщики настаивали на обратном.

Основные разработчики

торпеда т 15
Кто был главой проект Т-15? Торпеда была предложена Алферовым В. И. Он принимал активное участие в создании первой атомной бомбы, так что опыт у него был. Именно он сразу после испытаний «продавил» свое видение проблемы, и настоял на разработке большой торпеды под «водородный» заряд.

Здесь следует отметить, что флот в известность о таком решении не поставили вообще. Дело в том, что Алферов не пользовался у моряков популярностью, так как именно он был инициатором травли адмирала Кузнецова. Так что возникла парадоксальная ситуация, когда морское вооружение разрабатывалось исключительно «сухопутными» силами.

торпеда т 15 сахарова
Считается, что непосредственным автором проекта был небезызвестный академик Сахаров. Супер-торпеда Т-15 (мощность в 100 мегатонн!) должна была использоваться для удара по восточному побережью США. Предполагалось, что при взрыве «царь-торпеды» возникнет такая волна, что будет смыта вся инфраструктура противника, причем не только береговая, но даже та, которая находилась в самой глубине суши. До сего дня торпеда Т-15 Сахарова считается наиболее мощным оружием такого класса, пусть даже на вооружение ее так и не приняли.

Предполагаемая компоновка

Флоту о новом вооружении сообщили лишь в 1953 году, причем сами моряки в восторге от него не были. Дело в том, что на субмаринах, которые должны были нести такого рода торпеды, весь первый отсек превращался в гигантский аппарат для запуска этого снаряда. Таким образом, торпеда Т-15 – единственный в мировой практике случай, когда отдельный класс субмарин разрабатывался для транспортировки одного-единственного снаряда. Правда, и характеристики последнего были таковы, что полностью покрывали расходы.

Общая длина устройства – более 20 метров. Кроме прочего, предусматривалось наличие двух носовых торпедных аппаратов 533 мм, предназначенных для самообороны. Места при этом оставалось так мало, что в распоряжении экипажа имелись бы только две торпеды (запаса не было).

Предположительные характеристики Т-15

супер торпеда т 15
Итак, чем отличалась Т-15? Торпеда могла поразить любого своими монументальными размерами. Ее длина составляла 23 метра, а вес доходил до 40 тонн. Причем на массу непосредственно боевой части приходилось четыре тонны. Все остальное – огромная аккумуляторная батарея, ресурсов которой хватало для развития скорости примерно в 29 узлов. Предполагалось, что дальность плавания могла составлять до 30 километров. Какова была «начинка» Т-15? Торпеда, скорее всего, могла нести на борту только термоядерную боевую часть.

Последнюю разрабатывало отдельное КБ под руководством Харитона Ю. Б. Подрыв мог производиться как контактным взрывателем, так и посредством телеметрии. Первый вариант рекомендовался для тех случаев, если бы в случае уже идущей ядерной войны лодку заметили бы силы противника. В этом случае возникала угроза того, что торпеда Т-15 Сахарова уже вышла из торпедного аппарата, но вот саму субмарину к тому времени могли уничтожить. Для управления стрельбой использовался специально созданный для этого комплекс «Тантал».

Когда теория расходится с практикой

Основные технические характеристики носителя торпеды были утверждены в конце 1953 года. Уже к июлю 1954 года был готов предварительный проект субмарины, на борту которой должна была находиться ядерная торпеда Т-15. К концу года его рассмотрели первые инстанции и рекомендовали дальнейшую передачу документации для ее обсуждения. Только тогда к проекту допустили адмирала Котова, который в то время был командиром ВМФ СССР. Именно тогда в курс дела ввели и прочих начальников от флота.

Выводы экспертов

Те образовали экспертную комиссию, которая должна была разобраться с общей целесообразностью такого рода проекта. Сразу выяснилось, что руководству ВМФ не нравилась не только сама советская ядерная торпеда Т-15, но и характеристики субмарин, на борту которых предполагалось размещать такое оружие. Специалисты справедливо отмечали, что стоимость такого ракетоносца несуразно высока, его постоянно нужно поддерживать в боеготовности, а сделать это при таких габаритах торпеды будет очень сложно.

ядерная торпеда т 15
Кроме того, экипаж подлодки фактически превращался в смертников: при взрыве заряда мощностью в 100 Мегатонн, их, вместе с субмариной, просто бы разорвало на части, так как от эпицентра они бы успели отойти максимум километров на 100.

В результате окончательно постановили, что советская торпеда Т-15 – проект довольно сомнительный, и целесообразнее создавать такое вооружение, которое бы могло использоваться через обычные 533-мм торпедные аппараты. В марте 1955 года все изыскания были перекинуты именно в эту область. Сама атомная торпеда Т-15 осталась только на бумаге.

Что пришло на замену Т-15?

Ей на смену пришла торпеда Т-5. Тоже атомная, но уже обладавшая адекватными габаритами. Правда, трудностей разработчикам пришлось преодолевать очень много. Например, долгое время не удавалось «научить» торпеду не сбиваться с нужной глубины. Более того, во время ходовых испытаний она в четырех случаях из 15 могла инициировать срабатывание взрывателя «самостоятельно».

Кроме того, для нормального функционирования боевой части, крайне капризной из-за большого количества электроники, требовалась температура в пределах 5-20 градусов по Цельсию. С учетом того, что наши подлодки нередко бывали за Полярным кругом, требования выглядели предельно тяжелыми.

советская ядерная торпеда т 15
Несмотря на это, уже в апреле 1955 года на Новой Земле были проведены испытания боевой части новой торпеды. Подорвали ее в море, на глубине порядка 12 метров. Использовали ослабленный заряд, мощность которого не превышала трех килотонн. Следует отметить, что боеголовка, которой оснащалась «кобальтовая» торпеда Т-15, в реальных условиях не испытывалась никогда. И это понятно: мощность «изделия В», оно же «Кузькина мать», не превышала 60 мегатонн. Испытывать заряд в два раза мощнее инженеры и военные просто не решились.

Кстати говоря, в не столь далеком прошлом наша страна разрабатывала новую МБР на основе ракеты «Протон», мощность которой должна была превышать… 150 мегатонн. Но даже этот проект дальше чертежей не прошел из-за своей предельной мощи. До сих пор никто не может подтвердить или опровергнуть возможность возникновения неконтролируемой цепной термоядерной реакции при испытании оружия такой мощности.

Государственные испытания

Государственные испытания преемницы Т-15 были начаты в 1957 году. Согласно их программе, было запланировано три этапа: один выстрел «болванкой», второй – полноценной боевой торпедой, но без атомной начинки, третий – реальный подрыв Т-5 с ядерной боевой частью.

Все этапы прошли удачно, но выявили массу проблем, включая некоторое отклонение снаряда от курса, а также некоторые неполадки в системах управления. Несмотря на это, все негативные моменты были малозначимыми, программа по созданию ядерных торпед наконец-то завершилась успехом.

Конец истории

На вооружение их приняли в 1958 году. Выпускали их ограниченной серией в городе Алма-Ате. Но уже в 1960 году производство было полностью свернуто. Причин было много. Во-первых, «галопирующая» разработка (всего пять лет) не могла сказаться на ходовых качествах, которые были заметно ниже, нежели чем у тех торпед, которые уже стояли на вооружении. Во-вторых, именно в 1960 году в войска начали поступать специальные серийные 533-мм торпеды, в которых можно было использовать ядерную боеголовку. Именно из-за этого разработка специального оружия такого типа была свернута.

советская торпеда т 15
При этом торпеда Т-15, характеристики которой мы описали, а также Т-5, дали советской науке множество ценнейшей информации, которая впоследствии неоднократно использовалась при создании специальных боеприпасов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.