ТДТ-40 – прадед современных лесоповальных машин

Воистину оригинальные инженеры населяли теперь уже несуществующую страну – СССР. Рабочая техника этого государства отличалась оригинальным воплощением конструкторских наработок, надёжностью и сроком службы. И по сей день она исправно исполняет свои обязанности. Примером такой машины может послужить трактор ТДТ-40, произведённый на свет в далёких 50-х годах прошлого века.

Почему он достоин упоминания?

Трактор дизельный трелёвочный 40 – средство, предназначенное для работы на лесоповале. Основное его назначение заключалось в перемещении поваленных деревьев и хлыстов до места промежуточного хранения. Для этого у него имелось всё необходимое – щит для транспортировки брёвен, расположившийся впереди кабины, лебёдка и дополнительное погрузочно-разгрузочное устройство.

тдт 40
Машина пришла на замену трелёвочную трактору КТ-12А, была она выпущена заводом, находящимся в Минске. Теперь техника оснащалась дизельным двигателем, который оптимально подходил для суровых климатических условий Сибири, обладал мощностью 40 л. с. и двумя способами запуска – посредством электрического стартера и мотора запуска. Но главной особенностью ТДТ-40 была его замечательная проходимость.

Гусеничные движители, приводимые в работу маломощным двигателем, могли без труда преодолевать пни, поваленные деревья, заболоченную местность и даже проводить технику по дну водоёма, что активно использовалось при лесосплаве. Это качество позволило машине сохраниться до нынешнего времени. Китайский трактор J-65a создан на основе именно этой модели.

Конструкция

Техника минского производства имеет довольно оригинальную конструкцию. Двигатель, четырехтактный четырехцилиндровый, располагается в передней части. Он накрыт капотом, а сверху устроена площадка для погрузки древесины. Ведущие колёса находятся сзади, над ними – кабина, а трансмиссия занимает промежуточное положение. Именно над ней располагается лебёдка с червячным краном.

трактор тдт 40
Все элементы ТДТ-40 крепятся к раме, образованной двумя лонжеронами – продольными брусьями. Они расположены поперёк и связывают кузов и днище в одно целое. Задний мост имеет в своём составе поворачивающие муфты, тормоза и конечную передачу. Приводимый в действие карданным валом, он передаёт тяговое усилие гусеничным движителям.

Важно знать!

Особого слова заслуживает ходовая часть машины, ибо по меркам тех времён она обладала уникальной конструкцией, позволяющей технике без труда преодолевать любые преграды. Динамические характеристики трактора были столь высокими благодаря элементам, входящих в состав ходовой системы. Это – двойная лонжеронная рама, подвеска балансир-рессорного типа, приводящие колёса и гусеницы.

ТДТ-40 имел раму из устойчивого к коррозии металла. Несмотря на высокую способность материала сопротивляться касательным и нормальным напряжениям, конструкторы решили усилить её поперечными связями. Благодаря этому, кузов обладал высоким запасом прочности и мог перевозить большие по массе грузы, нежели указанные в паспорте.

Система подвески

Сама подвеска состояла из двух балансиров с закреплёнными рессорами, двух пар кареток и амортизаторов. Именно сочетанием этих элементов и обеспечивалась высокая проходимость. При движении гусеница буквально «обволакивала» неровности дороги, препятствия. Сначала в работу вступали рессоры. Когда их ход исчерпывался, в дело включались амортизаторы.

У ТДТ-40 (фото ниже) колёса изготавливались в форме полностью литых дисков. Задние, ведущие, имели также и зубья, позволяющие им передавать тяговое усилие на движитель. Эта «звёздочка» являлась единственным минусом системы, так как очень быстро забывалась грязью. Для решения этого вопроса в задней части рамы на кронштейнах располагались очистители.

Младший брат и новый образец

Но, несмотря на технические характеристики, инженеры завода в Минске в скором времени решили усовершенствовать существующую модель. Они создали на её базе трактор с приставкой 40М. новый представитель трелёвочных машин отличался повышенной мощностью, улучшенной динамикой, ремонтопригодностью. Хотя он сохранил в своём составе ходовую часть от ТДТ-40, но продержался в лидирующих позициях недолго, выступив промежуточным звеном перед трактором ТДТ-55.

тдт 40 фото
Трелёвочная модель с индексом 55 выпускалась вплоть до 2013 года. В его основе имеются некоторые наработки предыдущей модели, но в основном его сконструировали с внедрением новых рабочих элементов. В частности, был поставлен новый двигатель, система передачи крутящего момента, гидродинамическая конструкция и ряд иного оборудования. В большей мере сохранились наработки ходовой части.

тдт 40 технические характеристики
Сейчас же в основном начиная с 2010 года производится машина «Онежец-300», которая, можно сказать, является прямым потомком ТДТ-40. Технические характеристики модели несравнимо лучше, как и проходимость. Производится техника на онежском тракторном заводе. Она является колёсной базой для ряда других лесоповальных машин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.