Польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский: биография, фильмография, личная жизнь

Яркая, но короткая жизнь, которую прожил польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский, сама достойна кинематографа. В ней было немало побед, трудностей, любви, счастья, трагедии и творчества. В списке великих кинорежиссеров мира не последнее место занимает Кшиштоф Кесьлевский. Интересные факты его биографии и творческого пути достойны специального рассмотрения.

кшиштоф кесьлевский

Детские годы

Кшиштоф Кесьлевский родился 27 июня 1941 года в Варшаве. О ранних годах его жизни известно мало, семья была вынуждена бежать из Польши из-за войны, после которой они возвращаются в страну и 20 лет кочуют по небольшим городкам. Причиной переездов была болезнь отца: он страдал от туберкулеза, и семья искала наиболее благоприятный климат для него. Пока глава семьи лечился в санаториях, мама много работала. Отец умер, когда Кшиштоф был подростком, и семья переезжает в Варшаву. Всю жизнь Кесьлевский считает отца самым главным человеком в своей жизни. В детстве у мальчика были слабые легкие, и ему часто приходилось проводить время в кровати, в это время он очень много читал, и книги сформировали его характер и видение мира.

Поиски себя

В 15 лет Кшиштоф Кесьлевский решил бросить школу (учиться он не желал) и начал поиски своего призвания. Для начала, по совету отца, записался на курсы пожарных, но очень быстро их покинул. После этого юноша понял, что все-таки хочет получить какое-то образование. Совершенно случайно, при помощи родственников, в 1957 году он поступает в колледж театральных техников. Это время помогло ему сформулировать мечту – он твердо решил стать театральным режиссером. Во время учебы в колледже Кшиштоф предается любимым занятиям – читает, ходит в театр и кино и мечтает. После училища он работает костюмером в театре и копит деньги, чтобы продолжить обучение.

кшиштоф кесьлевский фильмография

Обретение мастерства

Так как в Польше в 1950-х годах не было специального учебного заведения по подготовке театральных режиссеров, Кшиштоф Кесьлевский решает поступать в киношколу в городе Лодзе. Мама едет с ним и долго ждет, пока сын сдает экзамены. К сожалению, первая попытка завершилась провалом. Но мама уговорила Кшиштофа поступить на гуманитарный факультет, где он проучился год, и потом со второй попытки поступил в школу кинематографа. К этому времени он уже разочаровался в театре, а во время учебы открывает для себя великих режиссеров кино и навсегда влюбляется в это искусство, с которым и свяжет всю свою жизнь. Во время учебы у Кесьлевского были возможности не только получать знания, но и применять их на практике, студент мог снимать один фильм в год. И он пробует себя в документальном и игровом кино. За время учебы он снимает несколько короткометражных лент: «Трамвай», «Съемка», «Концерт по заявкам». В 1968 году Кесьлевский получает диплом об окончании Школы кинематографии и решает заняться документальным кино.

кесьлевский кшиштоф известные фильмы

Кесьлевский-документалист

В 1968 году Кшиштоф Кесьлевский приходит работать в Варшавскую студию документального кино. Его темой в документалистике стала повседневная жизнь поляков. Он не касается политических аспектов жизни, но показывает объективную картину жизни, с ее проблемами и трудностями. Это негативно было воспринято властями, и это осложняет его жизнь. Так, его фильм «Работники 71» о рабочих, обсуждающих причины, толкающие их на забастовку, подвергают жесткой цензуре и показывают в сильно сокращенном виде. Еще один неприятный инцидент произошел с лентой «Станция», когда его кадры были использованы в качестве доказательства в уголовном деле.

К 1975 году он снял менее 10 документальных фильмов. Картины режиссера «Хлопушка», «С точки зрения ночного сторожа» находятся на стыке игрового и документального кино, в них играют непрофессиональные актеры, режиссер ищет свой художественный метод. Но давление властей привело к тому, что Кшиштоф Кесьлевский, фото которого уже появлялись в каталогах режиссеров-документалистов, решил уйти из этой сферы. Поняв, что художественные фильмы позволяют показать жизнь не менее правдиво, но дают больше свободы, он уходит в большой кинематограф. Однако режиссер не расстается с документалистикой, периодически Кесьлевский снимает новые ленты в этом жанре и к началу 80-х годов создает 20 документальных лент, прежде чем окончательно уходит в художественное кино.

кшиштоф кесьлевский личная жизнь

Игровое кино

В 1975 году Кшиштоф Кесьлевский снимает первый художественный фильм - «Персонал», который сразу был высоко оценен критикой, и даже получил главный приз на фестивале кино в Манхейме. Фильмы «Шрам», «Покой» прошли не замеченными критикой, в них Кесьлевский еще только ищет свой путь. Картина «Кинолюбитель» 1979 года намечает восхождение режиссера по пути славы, за него он получает призы на Московском кинофестивале и на фестивале в Чикаго.

В кино Кесьлевский стремится рассказать правду о жизни, это приводит к тому, что его фильм «Случай» был запрещен к показу, а лента «Без конца» (1984) привлекла пристальное внимание властей, но так как времена в Польше менялись, цензура не смогла запретить прокат картины. Во время работы над этим фильмом складывается команда, которая потом сопровождала режиссера на всех его проектах, в нее вошли сценарист Кшиштоф Писевич и композитор Збигнев Прайснер.

После этой картины в творчестве режиссера наступает трехлетний перерыв, после которого мир увидел нового Кесьлевского – мощного, философского новатора. За последние 7 лет своей работы в кино режиссер снимает 7 своих лучших, блестящих фильмов. Кшиштоф Кесьлевский, фильмография которого насчитывает немногим больше десяти фильмов, вошел в число величайших режиссеров 20-го века именно благодаря работам последних лет.

кшиштоф кесьлевский фото

«Декалог»

В 1988 году режиссер Кшиштоф Кесьлевский выпускает телевизионный сериал из 10 эпизодов «Декалог». В 10 сериях автор рассказывает истории разных людей, которые переживают трудные, этапные моменты. Автор размышляет о религии, любви, смерти, политике. Фильмы сняты в разных жанрах и представляют все богатство и разнообразие жизни. Философские размышления Кесьлевский умеет облечь в картину повседневной истории, которая может произойти с каждым. Картина была очень благоприятно встречена критикой, она получила несколько престижных премий на международных фестивалях и принесла настоящую мировую известность автору.

«Три цвета»

Кесьлевский Кшиштоф, известные фильмы которого стали образцом метафизического кинематографа, всегда стремился к тому, чтобы его картины заставляли зрителя задуматься. Режиссер стремился найти форму подачи, которая увлекала бы человека, но при этом была наполнена глубоким содержанием. Ему была свойственна тяга к серийности, он хотел многое сказать своему зрителю, а в рамки одного фильма такое полное и глубокое высказывание не укладывалось.

Основателем и почти единственным представителем монументального философского, серийного кинематографа стал Кшиштоф Кесьлевский. «Три цвета» - трилогия, которая, с одной стороны, является целостным философским сюжетом с пересекающимися героями, с другой – объединяет три самостоятельные картины, стала новаторским словом в искусстве 20-го века. Фильм получил огромное количество наград, стал коммерчески успешным проектом и принес автору всемирную, вполне заслуженную славу.

режиссер кшиштоф кесьлевский

Творческое наследие

Кшиштоф Кесьлевский, фильмография которого не особенно длинна, но почти каждая лента в ней - находка, творил шедевры. Когда в 1988-1989 годах на экраны выходят картины «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм о смерти», мир испытывает потрясение. Эти работы оказали прямое воздействие на Европу, они стали решающим аргументом в дискуссии о запрете смертной казни.

Если Польше сегодня есть чем гордиться, то на одном из первых мест - Кесьлевский Кшиштоф. Фильмы «Декалог», «Двойная жизнь Вероники» и «Три цвета» стали лучшими образцами мирового кинематографа и прославили страну. После того как была выпущена трилогия «Синий. Белый. Красный», Кесьлевский заявил, что больше не будет снимать, так как сказал все, что хотел.

В последние два года жизни он действительно не снимал кино, хотя работал над сценарием новой трилогии с рабочим названием «Рай. Ад. Чистилище» по дантевской «Божественной комедии». К сожалению, реализоваться планам уже было не суждено...

Несмотря на то что Кеслевского нет уже более десяти лет, он остается одним из самый влиятельных режиссеров мира. Его работы изучают во всех киноакадемиях, а зрители продолжают смотреть его фильмы, о нем пишут книги, снимают кино, он остается актуальным явлением современной культуры.

Уже после его ухода выходит книга «О себе», в которой собраны размышления и рассказы режиссера о своей жизни, о польском кино, о фильмах и замыслах.

кшиштоф кесьлевский интересные факты

Частная жизнь

Кшиштоф Кесьлевский, личная жизнь которого интересует его поклонников, всегда пользовался большой популярностью у противоположного пола. Он был очень обаятельным и в молодости часто менял подружек, на зависть товарищам. Но одно свидание изменило все.

Когда Кшиштоф учился в университете, приятель позвал его на «двойное» свидание. Тогда он впервые увидел Марию. Уже через две недели он сделал девушке предложение, и они счастливо прожили всю жизнь. Кшиштоф Кесьлевский, жена для которого стала самым верным другом и спутником, всегда очень нежно говорил о своей второй половинке. Это была очень гармоничная пара.

В жизни Кесьлевский был простым и интересным человеком. У него было очень много друзей и не только из сферы кино. Он страстно любил мастерить что-либо руками, все свободное время посвящал ремонту какой-то техники, долго мог искать запчасти в магазинах, любил плотничать. Он мог сам починить автомобиль, и друзья часто этим пользовались. Работая руками, он отдыхал и получал настоящее удовольствие.

Жизнь режиссера оборвалась внезапно, когда ему было всего 54 года. Во время операции на сердце он умер. 13 марта 1996 года мир лишился Художника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Художественные его посмотрел за месяц процентов на 80, документалку не трогал пока. Цепануло сразу. Любил делать руками, о соседях, линия лиц из фильма в фильм, неторопливость, сейчас скандинавская разве. Здорово, не похоже ни на кого, и здорово. Ремесленник-Умница. Или?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.