Менеджмент в информационных технологиях: понятие, цели и задачи

Грамотно составленная стратегия развития компании - это одна из основ успеха в любом направлении бизнеса. Но для того чтобы сам факт стабильного развития состоялся необходимо уделить внимание эффективному управлению персоналом, без которого достижение стратегических целей предприятия будет крайне проблематичным. Различные подходы в менеджменте позволяют разрабатывать гибкие системы управления, отвечающие текущим потребностям конкретной компании.

менеджмент в информационных технологиях

При этом, независимо от выбора модели работы с сотрудниками, эффективный менеджмент не сможет быть таковым без хорошо организованного анализа информации.

Менеджмент в информационных технологиях

Такие понятия, как управление и технологии, имеющие непосредственное отношение к информации внутри компании, все чаще используются в различных сферах бизнеса. Это неудивительно, ведь современный формат предпринимательства подразумевает неизбежное использование тех инструментов, которые позволяют оптимизировать процесс управления персоналом.

Без использования информационных технологий менеджмент не сможет быть настолько эффективным, как того требуют нынешние рыночные условия. Поэтому подобный симбиоз технологий и опыта просто необходим всем руководителям, которые хотят видеть высокий уровень работы команды и персонала в целом.

Для того чтобы понять, как взаимодействуют институт менеджмента и информационных технологий, стоит прежде разобраться с актуальными терминами.

Ключевые понятия

Поскольку сами информационные технологии являются эффективным соединением нескольких процессов, нужно обратить внимание на самые главные из них:

- Информационная система. Это не что иное, как совокупность социальных и материально-технических элементов, необходимых для сбора, хранения, обработки, отражения и распределения информации.

- Информационный ресурс. В этом случае речь идет о массивах документов и отдельных бумагах, необходимых для достижения определенных целей компании. Фактически это ресурс, который можно поставить в один ряд с энергетическими, финансовыми и различными материальными средствами, позволяющими решать ключевые для компании задачи.

 школа научного менеджмента

- Автоматизированная система управления. Подобная система состоит из персонала и средств, позволяющих автоматизировать его деятельность. Еще одной ее задачей является реализация информационной технологии выполнения различных актуальных для предприятия задач.

- Автоматизированная ИС. Это информационная система, которая оснащена различными инструментариями, позволяющими автоматизировать процесс.

- Информационная технология. Под этим термином нужно понимать совокупность программно-технических средств и процессов производства, которые объединяются в единую технологическую цепочку. Благодаря такому подходу становится возможным весь спектр направлений работы с информацией, позволяющий значительно снизить степень трудоемкости процесса. Надежность и эффективность использования информационных технологий в этом случае также повышаются.

Система менеджмента

Без понимания сути управления данную тему будет трудно раскрыть. По этой причине нужно разобраться с тем, что же из себя представляет подобная система. По сути, речь идет об определенной методике управления техническими, финансовыми, человеческими и другим ресурсами, с целью выполнения поставленных перед командой предприятия задач.

Нужно понимать, что система менеджмента в наши дни включает в себя много различных подсистем, строящихся по определенным признакам. В большинстве случаев можно наблюдать разделение данной системы на несколько основных элементов, каждый из которых необходим для достижения конкретной стратегически важной цели.

В процессе разработки таких составных частей системы в учет обязательно берется специфика компании. Это подразумевает анализ следующих аспектов деятельности предприятия:

- вид информационного обеспечения;

- тактические, оперативные и стратегические цели организации;

- особенности управления конкретной группой сотрудников;

- применение теории принятия управленческих решений и методик исследования соответствующих операций;

- структура, тех процессов, благодаря которым становится возможным предоставление услуг, а также изготовление продукции;

- миссия и видение компании;

дисциплина информационные технологии в менеджменте

- достижение руководством предприятия финансового равновесия;

- грамотный выбор показателей, позволяющих оценить качество процесса достижения ключевых целей.

Если охарактеризовать менеджмент кратко, то можно сказать, что это комплекс инструментов анализа и воздействия, которые позволяют значительно упростить принятие управленческих решений.

Подходы, применяемые в менеджменте

Говоря об эффективном управлении персоналом, нужно понимать, что на данный момент единой системы менеджмента нет. Это означает, что, в зависимости от задач, профиля компании и опыта руководителей, могут использоваться различные подходы, позволяющие качественно организовать работу персонала.

подходы в менеджменте

Если рассматривать актуальные дисциплины, которые предлагает сегодня любой университет информационных технологий и менеджмента, то можно выделить несколько ключевых технологий. Речь идет о следующих подходах:

- системный;

- ситуационный;

- процессный;

- нормативный;

- маркетинговый;

- комплексный.

Каждое из этих направлений менеджмента, заслуживает отдельного внимания, при этом грамотное использование таких методов позволяет получить достаточно высокие результаты.

Ключевые задачи

Очевидно, что менеджмент необходим для достижения конкретных целей, в этом, собственно, и заключается его ценность. Поэтому есть смысл рассмотреть те ориентиры, которые используются в таком нелегком деле, как управление персоналом.

Итак, задачи менеджмента выглядят следующим образом:

- непрерывный поиск новых рынков и последующее их освоение;

- грамотная организация мотивации сотрудников компании посредством формирования конкурентоспособных зарплат и условий труда;

- подбор специалистов с высоким уровнем квалификации;

- контроль степени эффективности деятельности предприятия и процесса достижения поставленных целей;

- выявление актуальных для компании ресурсов и поиск методов их обеспечения в нужном объеме;

- разработка такой системы различных мероприятий, которые позволят быстро и качественно достигать ключевые цели;

- формирование стратегии развития структуры компании.

При этом стоит понимать, что по мере того, как растет сама компания и расширяется ее прайс, задачи менеджмента будут усложняться. Хорошая новость в том, что технологии управления постоянно развиваются, что позволяет сохранять приемлемый уровень эффективности тем, на ком лежит ответственность за качество работы сотрудников.

Технологии

Выше были описаны основные задачи менеджмента, но для их успешного выполнения необходимо использование эффективных инструментов управления. Именно по этой причине технологии менеджмента являются одной из важнейших составляющих успешной компании. Фактически речь идет о совокупности методов, которые используются для сбора, обработки информации и последующего формирования наиболее подходящей стратегии.

система менеджмента

При этом как принятие ключевых решений, так и система их реализации должна соответствовать установленным временным рамкам. В противном случае нужные процессы могут неоправданно затянуться.

Для формирования технологий управления используются различные принципы. Это может быть принцип пропорциональности, ритмичности, преемственности, специализации и кооперации, адаптивности и др. Но независимо от подхода во многом успех методик менеджмента определяется наличием и грамотным использованием информации. Вот почему так важны информационные технологии. Системы менеджмента без доступа к актуальным данным не способны быть эффективными.

Влияние экономических факторов

Для того чтобы оценить всю суть механизмов и процессов управления персоналом в какой-либо компании, нужно осознать тот факт, что любое предприятие привлекает ресурсы, в том числе и человеческие в условиях постоянно изменяющегося рынка.

Другими словами, рыночная экономика и менеджмент - это два явления, которые всегда связаны друг с другом. Если рассмотреть все грани данного факта, то можно выявить следующие особенности современных процессов управления:

- Компания предоставляет хозяйственную самостоятельность тем, кто отвечает за принятие ключевых решений, влияющих на итоги деятельности предприятия. Подобный подход позволяет менеджерам действовать относительно свободно, стабильно повышая свой уровень эффективности.

- Постоянное изменение программ и корректировка целей, в связи с важными изменениями рыночных условий.

- Использование современной информационной базы и компьютерной техники. Без этих инструментов осуществлять многовариантные расчеты в процессе принятия ключевых решений, будет крайне сложно. По этой причине менеджмент в информационных технологиях - это неизбежное явление нашего времени.

- Предприятие ориентируется прежде всего на потребности рынка и спрос, а также на запросы тех потребителей, которые являются яркими представителями целевой аудитории компании. В итоге ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить прежде всего выпуск продукции максимально соответствующей спросу.

- Компания постоянно стремится повышать эффективность производства и при этом минимизировать затраты, таким образом, получая стабильное увеличение прибыли.

задачи менеджмента

Очевидно, что менеджмент в информационных технологиях подразумевает постоянное обновление базы знаний, техник, подходов и оперирование большими потоками данных.

Научный менеджер

Как и говорилось выше, есть несколько различных подходов к организации эффективного управления, которые широко используются предприятиями в условиях современного рынка. Но если обратиться к истокам, то нельзя обойти вниманием тот факт, что в основе нынешних концепций лежит школа научного менеджмента.

Основателем данного направления является Фредерик Тейлор. Немало усилий к формированию этого взгляда на управление приложили также Генри Гантт, Лилия и Френг Гилберт.

Эти выдающиеся специалисты в сфере управления основывали свою концепцию прежде всего на том, что если грамотно использовать замеры, наблюдения, анализ и логику, то можно добиться более чем ощутимого улучшения эффективности процесса труда.

В качестве ключевых направлений анализа и развития, на которых строится школа научного менеджмента, можно определить следующие составляющие работы компании:

- разработка формальной структуры организации;

- определение тех мер, которые помогут грамотно разграничить управленческие и исполнительные функции, то есть обязанности рабочего и начальника;

- рациональная организация трудового процесса.

Существует также классическая школа менеджмента или, если говорить точнее, административно функциональная. Она включает ряд принципов, формирующих общий подход к анализу деятельности администрации, который многократно доказал свою эффективность.

К таким принципам можно отнести подчинение личных, частных интересов общим, корпоративный дух, который определяется также как единение персонала, иерархию и др.

Информация как инструмент управления

Выше уже отмечался тот факт, что руководить персоналом и корректировать алгоритм его работы без постоянного потока нужных сведений и данных крайне сложно. Точнее, это возможно, но степень эффективности такого руководства будет крайне низкой. По этой причине различные подходы в менеджменте неизбежно подразумевают грамотное использование информации.

экономика и менеджмент

Для запуска подобного алгоритма управления необходимы системы работы с данными, которые представляют из себя не что иное, как совокупность элементов идеальных и материальных. По сути, речь идет о качественной связи информационных технологий и персонала компании.

Также в современном менеджменте активно используется научный инструментарий. Это целый комплекс качественных моделей, позволяющих менеджеру принимать верные решения в достаточно сжатые сроки. В основе такого инструментария лежат математические методы, что подразумевает прежде всего сбор нужных данных, затем представление их в нужном формате и лишь затем запуск процесса аналитики.

Если рассматривать менеджмент в информационных технологиях через призму операционной деятельности, то стоит выделить следующие задачи, решение которых происходит на постоянной основе:

- формирование подробных контрольных отчетов, отображающих состояние дел в компании;

- получение необходимой информации согласно текущим запросам

- обработка данных, касающихся операций, которые производятся на фирме.

Подобные технологии необходимы, поскольку менеджеры постоянно имеют дело с большим объемом данных в так называемом сыром состоянии. То есть приходится сталкиваться с информацией, которая не была отсортирована. Именно эту проблему и позволяют решить различные инструментарии.

При этом основные компоненты процесса обработки данных выглядят следующим образом:

1. Сбор информации.

2. Обработка полученных данных. В этом случае используются следующие инструменты:

- группировка или классификация информации, что означает присвоение определенным блокам данных кода, позволяющего быстро и удобно распределять сведения по группам;

- сортировка, необходимая для того чтобы упорядочить полученную информацию и создать нужную последовательность;

- вычисления с использованием логических и арифметических операций;

- агрегирование или же укрупнение, которое производится для снижения объема данных, фильтруя только самую актуальную информацию.

3. Хранение данных. Для этой цели используются специальные информационные базы.

4. Формирование документов в виде отчетов. Такая документация впоследствии предоставляется руководителям и внешним партнерам компании, с целью ознакомления с динамикой достижения ключевых целей предприятия.

Итоги

Очевидно, что большие потоки информации, которые непрерывно попадают к менеджерам и специалистом по информатике, могут стать ощутимой проблемой без должной организации их сортировки и анализа.

институт менеджмента и информационных технологий

Более того, если информационные блоки не будут распределены, то использовать полученные сведения для повышения эффективности процессов компании будет непросто. По этой причине дисциплина «информационные технологии в менеджменте» становится все более популярной, поскольку позволяет подготовить специалистов, способных качественно организовать процесс управления с учетом всех требований современных компаний.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.