Как и где снимали "Вокзал для двоих"

Более тридцати лет назад на экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова о двух одиноких людях, которых судьба свела совершенно случайно в непростой для них жизненный момент. Трогательный сюжет и искренняя, честная работа актёров превратили картину «Вокзал для двоих» в классический образец хорошего советского кино. Где снимали «Вокзал для двоих» и как проходила работа над фильмом?

Краткий сюжет фильма

Фильм «Вокзал для двоих» - история о том, как в самый неудачливый период жизни можно найти поддержку, понимание и даже любовь, причем в лице человека, которого еще несколько часов назад буквально терпеть не мог.

витебский вокзал ленинграда

Главный герой картины, музыкант Платон Рябинин, жил удачливо и счастливо. Пока его жена, известная телеведущая, не сбила насмерть человека на машине. Как добропорядочный супруг, Рябинин решил спасти любимую от тюрьмы и сказал, что в смерти пешехода виновен он.

Платон должен находиться в городе до суда, но тут, как назло, тяжело заболел его отец. Чтобы увидеть близкого человека, который, быть может, скоро уйдет из жизни, Рябинин тайно уезжает на поезде в Грибоедов, планируя вернуться ровно к сроку незамеченным.

Проголодавшись, Платон на одной из остановок выходит пообедать в буфет. Там у него завязывается скандал с местной официанткой Верочкой. Из-за долгих разборок музыкант отстаёт от поезда, а затем, ко всему прочему, лишается паспорта и бумажника. Потеряв в буквальном смысле всё, Платон Рябинин обретает верного друга в лице одинокой официантки Веры Нефёдовой.

История создания сценария

Эльдар Рязанов в содружестве с Эмилем Брагинским написал множество хороших жизненных сценариев. Им даже удалось скомпилировать их в отдельный сборник под названием «Смешные невеселые истории».

рижский вокзал ресторан

В этом особенность всех творений Рязанова: он снимал такие комедии, в которых было много жизненного реализма и драматизма, поэтому зритель над происходящим смеялся сквозь слёзы. «Рязановские» герои в большинстве случаев сначала ненавидят друг друга («Ирония судьбы», «Служебный роман»), но затем присматриваются друг к другу получше и понимают, что во многом похожи.

Основу сценария ленты «Вокзал для двоих» составила реальная история. Общий знакомый Брагинского и Рязанова, композитор Микаэл Таривердиев, доверил руль своей новой машины молодой актрисе-любовнице. Та сбила пешехода, а композитор решил взять её вину на себя. В ответ Таривердиев даже не поучил благодарности: женщина вскоре отвернулась от него. Через два года затяжных судебных процессов композитора всё-таки оправдали.

Но Рязанов и Брагинский продолжили эту «линию», предположив на секунду, что Таривердиева всё-таки осудили. Исходя из таких предлагаемых обстоятельств, двое сценаристов развили сюжет будущей киноленты с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко в главных ролях.

Э. Рязанов и его работа над фильмом

Эльдар Рязанов, в основном, снимал комедии. За всю свою карьеру режиссёр снял драматический фильм лишь однажды: в 1988 году, когда выпустил на экраны «Дорогую Елену Сергеевну».

Комедийные картины Рязанова наделены особым шармом. Секрет мастерства режиссёра заключался в том, что он показывал жизнь такой, какая она есть, без излишнего гротеска. Но именно из-за того, что всё было максимально реалистично и узнаваемо, становилось смешно. Находить смешное и остроумное в обыденной жизни – это отдельный талант.

«Вокзал для двоих» тоже перенял эту особенность «рязановских» фильмов: на экране, вроде бы, разыгрывается драма, но почему так смешно? Режиссёр сумел добиться того, чтобы выбранные на главные роли актёры отказались от своих нарочитых амплуа и предстали такими, какие они есть в обыденной жизни. К примеру, Людмила Гурченко могла бы изображать в кадре из себя эдакую героиню, «жену декабриста». Но она была проста и ненавязчива. Её героиня просто по-человечески хотела личного счастья: что поделать, если влюбилась в осужденного? Олег Басилашвили тоже не выступает в роли самоотверженного благородного героя. Его поступок – это логичный поступок человека, который просто любил свою жену.

Участники съёмочной группы

Эльдар Рязанов был на редкость постоянен в выборе людей в съемочную группу. Долгими годами он работал с одними и теми же специалистами.

Помощником в написании сценариев всегда выступал Эмиль Брагинский – известный драматург. Большую часть своих работ Брагинский создал именно с Рязановым, но также он писал сценарии к другим фильмам: например, «В квадрате 45», «Мексиканец», «Василий Суриков», «Если ты прав…».

Оператором картины «Вокзал для двоих» стал Вадим Алисов. С Рязановым он работал практически над всеми его лентами. Помимо сотрудничества с Эльдаром Александровичем, Алисов также принимал участие в съемках «Транссибирского экспресса» Эльдора Уразбаева, «Аферистов» Всеволода Шиловского и сериала «Брежнев» Сергея Снежкина.

Музыку к лирической комедии «Вокзал для двоих» написал композитор Андрей Петров. Он работал над музыкальным оформлением к фильмам «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве» и «Зайчик».

Где снимали «Вокзал для двоих»? Места натурных съемок

Съёмки картины начались, так сказать, с конца повествования. Икша – колония строго режима для несовершеннолетних – стала первым пристанищем съемочной группы. Говорят, заключенным не очень нравилось, что среди них «отирается» сытый актёр, но Олег Басилашвили нашел с ними общий язык, правда, не сразу.

Для Людмилы самым сложным оказался эпизод, когда вместе с Басилашвили она бежала по заснеженной дороге. Актриса много раз падала, и в конце съемочного дня все колени Гурченко были в синяках и ссадинах.

л м гурченко

Где снимали «Вокзал для двоих» в остальных эпизодах? Пришлось экранную железнодорожную станцию составлять сразу из нескольких реально существующих вокзалов. В эпизоде, где Платон везет Веру на тележке, виднеется Витебский вокзал Ленинграда. Но в Питере нельзя было снять сцену с прибытием и отъездом поездов. Для этого требовалась тупиковая железнодорожная станция - такая, как московский Рижский вокзал. Ресторан, в котором работала Верочка, нашли и отсняли там же.

Часть сцен была снята на Московском вокзале в Питере и на станции "Лосиноостровская" в Москве. Но в основном в кадре мелькали окраины Ленинграда.

Л. М. Гурченко в роли Веры Нефёдовой

Гурченко свою актёрскую карьеру начала в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Это было в 56-м г. После режиссёр ни разу так и не сотрудничал с молодой актрисой, вплоть до 82-го года. Людмила Марковна и Эльдар Александрович никак не комментировали ситуацию, зато «доброжелатели» поспешили объяснить долгий перерыв в сотрудничестве большими размолвками. Однако размолвок могло и не быть – просто Гурченко яркая актриса и ей можно было поручить далеко не каждую роль.

где снимали вокзал для двоих
Неважно, где снимали «Вокзал для двоих», потому что ради роли Веры Нефёдовой артистка была готова терпеть любые тяжелые условия: лютый мороз, недосыпания, разбитые коленки. Её старания окупились с лихвой: после того, как картину посмотрел Юрий Андропов, Гурченко было присвоено звание народной артистки.

Видимо, отношения между исполнительницей и режиссёром наладились, поскольку в 2000 году Рязанов нашёл для Гурченко еще одну роль в своём проекте. Тогда он задумал съёмки комедии «Старые клячи» о четверых пенсионерках, стремящихся отстоять правду в «новом» мире, где всё покупается и продаётся. Людмила Марковна сыграла самую легкомысленную и заводную из них – профсоюзную активистку Елизавету.

О. Басилашвили в роли Платона Рябинина

Фильм «Вокзал для двоих» стал одним из самых лучших в фильмографии Олега Басилашвили, несмотря на то, что артист снялся более чем в ста картинах.

фильм вокзал для двоих
Олег Валерианович появился в кино практически в один и тот же год с Людмилой Гурченко. Только его первые роли не были столь громкими: «Невеста», «Горячая душа», «Поднятая целина» - эти фильмы сейчас практически никто не помнит.

Первая более-менее заметная роль была сыграна Басилашвили в драме Н. Михалкова «Раба любви». После образа Тальберга в фильме «Дни Турбиных» Олега Валериановича заметил Э. Рязанов и пригласил на роль двуличного Самохвалова в лирическую комедию «Служебный роман». Актёр и режиссер хорошо сработались: впоследствии Басилашвили сыграл в картинах Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» и «Небеса обетованные».

Олег Басилашвили много снимается и в наши дни, хотя в 2014 г. отметил своё 80-летие.

Никита Михалков в роли проводника Андрея

Никита Михалков в 80-х был уже известным актёром и режиссёром. Как артист, он снялся в картинах «Я шагаю по Москве», «Дворянское гнездо», «Сибириада», «Приключения Шерлока Холмса». Как режиссёр, снял 10 картин.

эльдар рязанов
Сыграть практически эпизодическую роль в «Вокзале для двоих» Михалков, видимо, согласился из уважения к мэтру. Герой актёра – нахальный проводник Андрей – появляется в кадре всего дважды: в первый раз, когда оставляет на реализацию Верочке дыни, а во второй раз, когда вступает в драку с Платоном в ресторане. Немного позже Рязанов пригласил Михалкова на роль Паратова в экранизацию произведения Островского «Бесприданница». Больше двум режиссерам не довелось сотрудничать.

Другие исполнители ролей

окраины ленинграда
В свою «вокзальную» комедию режиссёр пригласил еще многих знаменитостей. К примеру, Нона Мордюкова («Бриллиантовая рука») сыграла «дядю Мишу», неподражаемая Татьяна Догилева – наглую дежурную в «Интуристе», а вальяжный Александр Ширвиндт – пианиста Шурика. Все эти персонажи появлялись лишь в эпизодах, но оказали большое влияние на добротную атмосферу фильма.

Съёмки картины начались, так сказать, с конца повествования. Икша – колония строго режима для несовершеннолетних – стала первым пристанищем съемочной группы. Говорят, заключенным не очень нравилось, что среди них «отирается» сытый актёр, но Олег Басилашвили нашел с ними общий язык, правда, не сразу. Для Людмилы самым сложным оказался эпизод, когда вместе с Басилашвили она бежит по заснеженной дороге. Актриса много раз падала, и в конце съемочного дня все колени Гурченко были в синяках и ссадинах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Вчера в очередной раз жена посмотрела "вокзал для двоих" и спросила где снимали. Прочитал статью и немного озадачен.Там где Веру везут на тележке это Верхне Радищевская ул. в Москве. Я ещё помню магазин ткани. И посмотрите на панораме улиц на храм. И не московский вокзал а Витебский. Московский вокзал в Питере и Ленинградский в Москве одинаковые коробки. А на Ви.тебвском я сам пирожки покупал
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.