Год 1687. Славяно-греко-латинская академия: история, описание и интересные факты

Славяно-греко-латинская академия (1687 г.) являлась первым высшим образовательным учреждением в России. Она была создана в Москве и просуществовала до 1814 г. Рассмотрим далее, что собой представляла Греко-славяно-латинская академия.

1687 славяно греко латинская академия

История

В качестве инициаторов были поэт, педагог и просветитель Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев – его ученик. За 2 года до кончины первый написал "Академическую привилегию" – учредительную грамоту. В ней выдвигалась, собственно, идея о создании вуза, были определены содержание обучения и будущие права заведения. Открытие Славяно-греко-латинской академии, по мнению С. Полоцкого, позволило бы готовить образованных лиц для церковной и государственной службы.

Планы по обучению

В академии, как считал Полоцкий, должны были преподаваться польский, латинский, греческий и славянский языки, "семь свободных искусств" (пиитика с риторикой, грамматика, астрономия, музыка, геометрия, диалектика, философия) и богословие. Студенты и педагоги могли быть подсудны исключительно ректору - "верховному блюстителю", а также патриарху, но не традиционным судебным инстанциям. Таким образом, формировалась своего рода университетская автономия. Образование предполагалось бесплатным. При этом студентам должна была назначаться стипендия, а пожилым педагогам – пенсия.

Полоцкий разъяснял, что такое Славяно-греко-латинская академия. Он указывал, что заведение должно будет выпускать правоверных священнослужителей, учить студентов соблюдать чистоту религиозных идей. В функции академии кроме прочего Полоцкий включал ведение цензуры, право судить отступников. В задачи заведения должен был также входить контроль деятельности прочих образовательных учреждений и домашних учителей. Основное внимание в академии предполагалось уделять греческому языку, на котором были написано большинство богослужебных книг.

славяно греко латинская академия 1687

Учреждение СГЛА

Славяно-греко-латинская академия создавалась на базе Богоявленской и Типографской школ. Первыми преподавателями стали братья Софроний и Иоаким Лихуды. С рекомендательной грамотой восточных патриархов они специально прибыли в Москву. Братья обладали энциклопедическими знаниями, были докторами Коттонианской академии. Софроний и Иоаким приложили все свои силы для создания высшего духовного образовательного учреждения в России. Следует отметить, что только спустя 2 года после кончины Полоцкого его "Привилегия" (учредительный документ академии) была принята правившим тогда Федором Алексеевичем. Еще через три года учебное заведение получило благословение от Святейшего Патриарха.

Первые занятия

Они начались в 1685 г. Первое время они проходили в Богоявленском монастыре. Братья Лихуды обучали сначала только греческому языку. Впоследствии они расширили образовательную программу и ввели в нее риторику. В конце 1866-го началось строительство отдельного здания на территории монастыря Всемилостивого Спаса, который известен как Заиконоспасский (по месту расположения – за иконным рядом). Братья Лихуды переместились в новое сооружение в году 1687. Славяно-греко-латинская академия объединяла первое время три класса: высший, средний и низший. Сначала в них обучались 104 человека. Спустя год студентов стало 163, а в 1689-м – 182.

греко славяно латинская академия история

Обучение

Курс начинали с подготовительного класса. Он именовался Русской школой. По его окончании учеников переводили. В следующем классе – Школе книжного греческого писания – они изучали латынь, славянскую и греческую грамоту. После этого студенты начинали изучение прочих предметов. На последнем курсе преподавали богословие, диалектику, риторику, физику. Братья Лихуды самостоятельно писали все учебники по предметам. За образец они принимали образовательные книги европейских университетов. В учебники были включены работы Демокрита, Аристотеля, Кампанеллы. Присутствовали в них примеры из богословских текстов и литературных произведений.

Состав учащихся

Славяно-греко-латинская академия принимала отпрысков самых разных семей. Так, сын кабального, купца, конюха мог быть соседом ребенка церковного служащего высокого ранга или даже знатного князя. Этим учебное заведение кардинально отличалось от прочих, принимавших студентов по сословному принципу. Кроме русских учрежденная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия обучала белорусов, украинцев, выходцев из Речи Посполитой, молдаван, литовцев, крещеных татар, грузин. В списке студентов был даже македонец. Старшие ученики преподавали у младших, оказывая таким образом содействие основным педагогам. Несмотря на то, что при приеме сословный принцип не соблюдался, стипендии студенты получали различные.

открытие славяно греко латинской академии

История Славяно-греко-латинской академии в XVIII веке

Начало столетия ознаменовалось государственными преобразованиями Петра. Коснулись реформы и образовательной системы. В жизни академии начался качественно новый этап. Количество студентов увеличилось до 600 человек, прибавилось преподавателей, была расширена библиотека. В 1701 г. учреждению был присвоен статус государственной академии. Петр стал приглашать педагогов из Львова и Киева, поскольку они имели представление о системе западноевропейского образования. В качестве основного языка стал выступать латинский. Продолжительность обучения была установлена в 12-15 лет. Характер самого образовательного процесса стал приближаться к западноевропейской системе. Теперь академия выпускала не только богословов, но и медиков, переводчиков, госслужащих.

что такое славяно греко латинская академия

Дальнейшие изменения

Многие студенты не доучивались до высшего класса, а после первого же года обучения уходили в медицинские, инженерные, математические школы, поскольку знали латынь. Детей из бедных семей стали отсылать за границу. Там они обучались персидскому, турецкому, арабскому языкам, а также "литературным наукам", которые изучались в то время во Франции. Об академии стали говорить в Европе. С разрешения Синода, принятого в 1721 г., в учреждение начали принимать иностранцев. Их приравнивали к русским студентам.

В 1708 и 1710 гг. было издано 2 указа. Документы предписывали детям священнослужителей учиться в "латинских и греческих школах", и только по их окончании они могли рассчитывать на духовный чин. Однако молодые люди не проявляли энтузиазма в образовании. В этой связи с 1721 г. Синод стал требовать от священников расписки в том, что их дети окончат учебное заведение.

Академия не была популярна среди дворян, поскольку в ней было довольно много учеников из бедных семей. В 1729 г. половину студентов составляли дети солдат. Многим ученикам - выходцам из простого народа приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себя питанием. Такая же участь постигла и великого М. В. Ломоносова. В течение пяти лет он жил практически впроголодь, но обучение не бросил. После окончания обучения дети крестьян возвращались к своим помещикам. С 1277 г. простолюдинов перестали принимать в академию.

история славяно греко латинской академии в xviii веке

Интересные факты

Действовавшая с года 1687 Славяно-греко-латинская академия имела самое обширное собрание книг в России. В ведение учебного заведения целиком и в вечное пользование была передана государственная библиотека. В академии был учрежден один из первых театров России. В основу его был положен школьный кружок, в котором Симеон Полоцкий поставил произведения "О Навуходоносоре", "О блудном сыне".

Первый официальный спектакль театра академии состоялся в 1701 г., в ноябре. Труппа ставила драму по евангельской притче о Лазаре и богаче. С этого года спектакли стали традиционными в жизни светского общества. В 1705 г. Феофан Прокопович ставил трагикомедию "Владимир". Двумя годами ранее состоялся спектакль, считающийся одним из ярких за всю историю театра академии. Постановка представляла собой триумфальное действо и была посвящена взятию Нотебурга Петром. В спектакле война была изображена как борьба "русского Марса" со злыми силами. Последние были воплощены в образах "луны таврикийской" и "льва шведского". Постановка завершалась триумфальным въездом "русского Марса".

 сгла славяно греко латинская академия

Здания в Москве

Сооружения, где располагалась созданная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия, получили статус памятника архитектуры федерального значения. В процессе перестройки наземного перехода здания получили ряд повреждений. В 2009 г. Москомнаследие выступало за передачу сооружений академии под монастырскую функцию, существовавшую ранее. Об этом заявил председатель органа – Валерий Шевчук.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
Вот только откуда ученик-македонец взялся? республика Македония выдумка Тито.
Копировать ссылку
1
Эй, знаток истории... А Александра Македонского тоже Тито "выдумал"???
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.