Нейгауз Генрих Густавович: биография, личная жизнь, интересные факты, фото

Выдающийся пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964) прожил интересную, насыщенную музыкой жизнь. Его путь не был гладким, несмотря на то что самой судьбой ему было предназначено посвятить себя творчеству. Его биография полна преодолений, поисков, побед. Он сделал многое, чтобы потомки и сегодня помнили, кто такой Генрих Нейгауз. Представитель какой фортепианной школы может похвастаться, что соединил в себе русскую, венскую и немецкую техники и стал основоположником собственной школы и продолжателем семейной династии? Все это соединилось в одном человеке, который не напрасно получил прозвище Генрих Великий.

нейгауз генрих густавович

Детство и семья

Родился Нейгауз Генрих Густавович 12 апреля 1888 года в Елисаветграде (Украина) в очень музыкальной семье. Его отец Густав Вильгельмович являлся сыном простого мастера, делавшего пианино, с детства показывал большие музыкальнее способности и был отдан учиться игре на фортепиано. Ему довелось учиться в консерватории у знаменитого пианиста Фердинанда Гиллера. После окончания учебы Густав Нейгауз приезжает в Россию, где сначала работает домашним учителем музыки в аристократической семье. Его авторитет как педагога быстро растет, и в 1898 году он открывает собственную музыкальную школу при поддержке А. Глазунова и Ф. Блуменфельда.

Жена Густава, мама Генриха, также происходила из семьи с большими музыкальными связями. Ольга Блуменфельд была сестрой замечательного пианиста, дирижера и композитора Ф. Блуменфельда и тетей Кароля Шимановского, известного польского композитора. Сама она также была пианисткой и работала вместе с мужем в музыкальной школе.

Густав Нейгауз был очень необычным человеком, по сути, домашним деспотом и педантом, он требовал точнейшего исполнения всех установленных им правил. Эти черты характера легли в основу его педагогической методики. Он доводил учеников до исступления, заставляя осваивать технику. Густав Вильгельмович написал несколько серьезных педагогических трудов, он был абсолютно предан своему делу и обладал фантастической работоспособностью, которая стала семейной чертой Нейгаузов.

генрих нейгауз

Образование

Генрих Густавович Нейгауз, биография которого, по его словам, «пропитана музыкой», с детства был вынужден осваивать нотную грамоту и учиться игре на пианино. Его отец в полной мере испытывал на нем свою педагогическую методику и заставлял мальчика часами учить пьесы и оттачивать технику, он был твердо намерен вырастить из своих детей гениальных пианистов. Все это уже с детства выводило из себя Генриха, он до старости ненавидел гаммы и не заставлял своих учеников их зубрить. Под жестким давлением родителя у Генриха формируется независимый характер.

В 1905 году он оставляет учебу у отца и отправляется в Берлин, где берет уроки у знаменитого композитора, дирижера и пианиста Л. Годовского. В Берлине Нейгауз общается с выдающимися музыкантами: А. Рубинштейном, М. Задорой, А. Шелюто. Через некоторое время он переходит в студию П. Юона, затем вновь возвращается к Годовскому. В это время Генрих переживает длительные периоды абсолютной неуверенности в себе. Он отказывается от композиции и решает сосредоточиться на исполнительском искусстве. С 1912 года Нейгауз занимается в школе мастеров Годовского при Венской академии музыки и сценического искусства, которую и оканчивает через два года. Но в России ему нужен был русский диплом, чтобы иметь возможность работать и не быть призванным в армию. В 1915 году Нейгауз экстерном сдает экзамены в Санкт-Петербургской консерватории и получает диплом «свободного художника».

Путь на сцену

Судьба Генриха была предрешена, несмотря на его попытки найти собственный путь в жизни, от музыки он уже уйти не мог. Ведь еще в детстве Генрих Нейгауз дает первые концерты. Так, в 9 лет он перед публикой исполняет вальсы и экспромт Ф. Шопена, выученный под руководством отца. В 14 лет он уже играет прелюдии Шопена и «Фантастические пьесы» Шумана. В 1903 году он вместе с сестрой уезжает в Варшаву, где берет уроки у А. Михаловского и после этого совершает небольшое турне по Германии, в котором Генрих исполняет произведения Шопена и Штрауса. В одном из таких концертов принимает участие сам Р. Штраус, дирижировавший исполнением своих композиций. Он очень высоко оценил манеру исполнения и технику Нейгауза.

генрих нейгауз младший

Карьера

С 1919 года Нейгауз Генрих Густавович живет в Киеве и дает огромное количество концертов с яркими и разнообразными программами, в которых можно было услышать музыку Прокофьева, Шопена, Баха, Шимановского. В 1922 году он переезжает в Москву, выступает с квартетом им. Бетховена, дает немало сольных концертов. Его выступления того времени современники вспоминают с восторгом из-за необычной манеры исполнения. Специалисты утверждают, что особенности его исполнительского стиля связаны с уникальным сочетанием немецких, венских и русских традиций. Кроме того, на его исполнение влияла его личность, он никогда не бывал одинаковым, вообще отличался большой неровностью исполнительского мастерства, но он всегда был абсолютно искренним, каждый раз проживал музыку, а не технично воспроизводил ее.

В 1933 году Нейгауз перенес дифтерию, которая переросла в тяжелейший полиневрит, с которым он боролся почти год, но последствия в виде частичного пареза правой руки остались навсегда. Публика даже представить не могла, что этот гениальный исполнитель играет, превозмогая боль. Он продолжает давать концерты до 1960 года, каждый раз приводя слушателей в восторг.

генрих нейгауз биография

Репертуар и наследие

Генрих Густавович Нейгауз – выдающийся пианист 20 века, который отличался неповторимой манерой игры и ярким характером. В его репертуаре было очень много произведений Шопена, с этим композитором у него было связано немало воспоминаний. Еще свои первые, детские концертные программы он составлял из композиций этого польского автора. И позже на протяжении всей жизни он обращался к Шопену, сделал несколько редакций множества его произведений. Но кроме того, Генрих Нейгауз исполнял Скрябина, Шумана, Бетховена, Листа, играл произведения современных композиторов. Он первым в России исполнил 24 прелюдии Дебюсси в одном концерте.

Также творческое наследие Генриха Густавовича включает труды по методике преподавания фортепианной техники. Его книга «Об искусстве фортепианной игры», его дневники и письма стали серьезным вкладом в педагогическую музыкальную теорию и практику.

Наследие Нейгауза оказало существенное влияние на развитие исполнительского искусства в России и мире, и, конечно, записи его выступлений остаются источником наслаждения всех любителей фортепианного искусства, и особенно поклонников Ф. Шопена.

генрих густавович нейгауз

Педагогическая деятельность

Генрих Густавович Нейгауз, фото учеников которого можно увидеть на афишах лучших концертных залов мира, почти 50 лет своей жизни отдал преподаванию. Свою педагогическую деятельность он начал в Тифлисе в 1916 году, куда его пригласил директор Императорского русского музыкального общества Н. Николаев. Ученики там были слабыми, и особого удовольствия работа не доставляла, но позволила начать выработку собственной методики преподавания. С 1919 г. Нейгауз Генрих Густавович – преподаватель Киевской консерватории, где работает вместе с Ф. Блуменфельдом. В 1922 году обоих преподавателей по приказу А. Н. Луначарского переводят в Москву. Нейгауз становится профессором Московской консерватории и будет работать в этой должности 42 года. Только во время Второй мировой войны он делает небольшой перерыв в преподавании, с 1942 по 1944 год он находился в эвакуации на Урале, где вел активную концертную деятельность.

Начиная с 1932 года, ученики Нейгауза начинают громко заявлять о себе на музыкальных конкурсах самых разных уровней. В каждого своего "питомца" он вкладывал душу, доводя до изнеможения и себя, и ученика, здесь, видимо, сказались детские отцовские уроки. Генрих Нейгауз является основоположником мощнейшей московской фортепианной школы, выпускниками которой стали знаменитые исполнители: С. Рихтер, В. Крайнев, Э. Гилельс, С. Нейгауз, А. Любимов, Я. Зак, В. Горностаева, А. Наседкин. Сутью его методики преподавания было преобладание содержания над формой, он учил исполнителей проникать в суть произведения, проживать его, а не боролся за технику исполнения.

Генрих Густавович также оставил большое теоретическое, педагогическое наследие, он регулярно писал статьи для специализированных журналов, вел дневник профессиональных заметок и размышлений. Большое количество времени он отдавал работе на различных конкурсах, помогая выявлять таланты. Его ученики смогли записать несколько уроков мастера, которые сегодня являются примером использования уникальной методики преподавания.

генрих густавович нейгауз 1888 1964

Личная жизнь

Нейгауз Генрих Густавович, личная жизнь которого была также необычной и интересной, был трижды женат. Первой супругой пианиста стала его ученица в Киевской консерватории – Зинаида Еремеева. Зинаида Нейгауз родила музыканту двух сыновей: Адриана и Станислава. Она в трудные времена была опорой и поддержкой мужа, все свои силы отдавала обеспечению его комфорта. Однако сложилось так, что Генрих ей изменил со своей первой любовью Милицей Бородкиной, которая родила вне брака от него дочь. Это расстроило брак Нейгаузов. Зинаида уходит от Генриха к его другу Борису Пастернаку. Пианист был раздавлен, но смог найти в себе силы и сохранил дружбу и с поэтом, и со своей первой женой. Сохранилось немало писем, в которых он объясняется ей в любви.

Второй женой Нейгауза стала Милица, она прошла с ним через трудные годы. В 1933 году Генрих Густавович заболел и боролся с последствиями болезни всю оставшуюся жизнь, Милица ему в этом долгое время усердно помогала. 1937 год был очень тяжелым для Нейгауза: один за другим умирают родители, а затем приходит страшная беда – умирает его старший сын Адриан. Пережить все трудности пианисту помогают работа и творчество. В 1941 году Нейгауза обвиняют в антисоветской деятельности и по приговору отправляют в ссылку, жена вместе с дочерью остаются в Москве, но постоянно хлопочет вместе с его друзьями об освобождении. Через 3 года его отпускают, но за время ссылки он потерял почти все зубы, сильно подорвал здоровье. После смерти Милицы в 1962 году Нейгауз женится на Сильвии Айхингер, с которой знаком был очень давно.

Умер музыкант Нейгауз Генрих Густавович 10 октября 1964 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

генрих густавович нейгауз фото

Династия

Сегодня династия Нейгаузов является редким примером семейного таланта, передаваемого из поколения в поколение. Густав Нейгауз стал основоположником династии. Его величайший сын Генрих прославил семью благодаря своему исполнительскому и педагогическому труду. Его сын Станислав стал также пианистом. Его отличала мягкость характера и фантастическое семейное упорство в работе. Его манера исполнения была построена на тончайшем чувствовании музыки, ее содержания. Он стал одним из ярчайших представителей фортепианной школы своего отца, воплотивших его заветы на практике. Генрих и Станислав Нейгаузы стали лучшими исполнителями Шопена в мире.

У Станислава родились двое детей: дочь Марина и сын Генрих. Станислав Нейгауз, как и его отец, преподавал пианистическое искусство и немало души вложил в своего сына. Генрих Нейгауз-младший стал продолжателем династии, он также вырос в значительного мастера фортепианной музыки, также много работает в качестве музыкального критика.

генрих густавович нейгауз биография

Личность Нейгауза

Генрих Нейгауз, биография которого неразрывно связана с музыкой, был, кроме того, человеком колоссальной эрудиции. Он тесно общался и дружил с такими деятелями искусств, как Б. Пастернак, О. Мандельштам, В. Асмус, Н. Вильмонт, Р. Фальк, и со многими выдающимися музыкантами современности. Генрих Густавович был очень увлекающимся человеком, мог до исступления работать над какой-то исполнительской задачей, добиваясь совершенства. Сам, будучи человеком высокоинтеллектуальным, он также всецело способствовал развитию своих учеников, с которыми устанавливал дружеские, а не наставнические отношения. Нейгауз чаще всего был очень погруженным в себя человеком, иногда мог по целым дням не проронить ни слова. Это не мешало ему с удовольствием общаться с людьми, но он умел всему уделить свое время.

Интересные факты

Нейгауз Генрих Густавович, интересные факты из жизни которого преимущественно связаны с музыкой, прославился тем, что исполнил все произведения Шопена, некоторые из них в разных редакциях.

Нейгауз принадлежит к редким в музыке династиям, где уровень мастерства представителей разных поколений остается практически на неизменно высоком уровне. Генриху Нейгаузу посвящали свои стихи Б. Пастернак и О. Мандельштам, с которыми он тесно дружил.

Во время своих занятий музыкой Нейгауз не терпел чьего-либо присутствия рядом. Чаще всего он занимался на даче и требовал, чтобы в этот момент в доме никого не было. Причем заниматься он предпочитал по ночам, так как был совой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Неординарный человек , своеобразно относился к исполнительскому мастерству, во главу угла всегда ставил чувства музыки а не технику исполнения, которая по умолчанию должна быть отличной. Многие произведения чувствовались по разному в разный период времени поэтому они воспринимались всегда свежо и по новому. И это прекрасно ! Как научиться этому , где его труды ? Как ознакомиться с его спецификой преподавания, его игры ?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.