Губернские и уездные земские собрания и управы. Создание губернских и уездных земских собраний. Как назывались члены земских собраний?

В начале XIX века местное управление осуществлялось в рамках крепостнической системы хозяйствования. В качестве ключевой фигуры выступал помещик. В его руках сосредотачивалась административно-судебная, экономическая и политическая власть над зависимыми.

земские собрания

Крестьянская реформа

Ее проведение требовало срочной перестройки структуры местного управления. В процессе реформы правительство предполагало сформировать условия, которые обеспечили бы сохранение власти у помещиков-дворян. Консервативная часть класса настаивала на создании значительных и открытых привилегий. Либерально настроенные группы, ориентировавшиеся на капиталистический путь, предлагали сформировать всесословные организации. Окончательный проект Положения о земских управах и временные правила по их работе были подготовлены только к концу 1863 г.

Формирование новых учреждений

В 1864 г., 1 января, было подписано Положение, вводившее уездные и земские органы. Предполагалось распространить действие документа на 33 района. Впоследствии правительство планировало ввести Положение в действие на территории Астраханской, Архангельской и 9 западных губерний, Бессарабской, Прибалтийской областей, Царства Польского. Все учреждения, которые до 1864 г. управляли делами об общественном презрении, земских повинностях, народном продовольствии, упразднялись.

земские собрания и управы

Структура новых организаций

В учреждения включались:

  1. Избирательные съезды.
  2. Земские собрания и управы.

Система представительства базировалась на принципе всесословности. Выборы проходили на 3 съездах – от трех курий:

  1. Уездных землевладельцев. Она состояла преимущественно из дворян-помещиков. Голосовать на съезде могли владельцы ценза недвижимости или земли либо определенного оборота капитала в год. Последний устанавливался в размере 6 тыс. Земельный ценз определялся для каждой губернии в отдельности, исходя из состояния помещичьего владения. Так, во Владимире он составлял 250 десятин, в Москве – 200, в Вологде – 250-800. Ценз недвижимости устанавливался в размере 15 тыс. Те землевладельцы, которые не обладали достаточными средствами, принимали участие в голосовании через представителей.
  2. Городской курии. Она состояла из лиц, обладавших купеческими свидетельствами, владельцев торгово-промышленных учреждений, оборот которых был не меньше 6 тыс. р. /год., и имевших определенное количество недвижимости.
  3. Сельской курии. Она также предполагала имущественный ценз. Однако в этой курии вводились трехступенчатые выборы. Крестьяне, которые собирались на волостной сход, избирали своих представителей и направляли их на собрание. На нем уже выбирались голосующие от района.

Здесь следует сказать, как назывались члены земских собраний. Их именовали гласными.

губернские и уездные земские собрания

Особенности представительной системы

Из всех съездов только крестьянский обладал исключительно сословным характером. Это исключало участие в нем лиц, которые не входили в сельское общество. В первую очередь, не допускались представители интеллигенции. На землевладельческих и городских съездах участники могли избирать гласных только от своей курии. При этом сельским общинам разрешалось голосовать за землевладельцев, не входящих в курию, а также местных священнослужителей. Избирательного права лишались лица, не достигшие 25 лет, находящиеся под судом или уголовным следствием, опороченные по общественному приговору либо судебному решению. Не участвовали в выборах и иностранцы, не присягнувшие царю.

Создание губернских и уездных земских собраний

Второй компонент системы формировался на избирательных съездах. Выборы проходили раз в три года. Земские собрания проводились раз в год. При чрезвычайных обстоятельствах они созывались и чаще. В качестве председателя, как правило, выступал предводитель дворянства. Губернские и уездные земские собрания формировали определенную иерархическую структуру.

Функции

Уездные и губернские земские собрания состояли из представителей, выбранных от трех курий на съездах. Первые находились в подчинении вторых, но они могли решать самостоятельно ряд вопросов. В частности, земские собрания:

  1. Давали разрешение на открытие базаров и торгов.
  2. Распределяли внутри уезда губернские и государственные сборы. Эта функция возлагалась на учреждения распоряжением или законом.
  3. Предоставляли губернским организациям сведения и заключения по предметам хозяйства.
  4. Решали вопрос о содержании бечевников.
  5. Переводили проселочные и полевые дороги в категорию уездных и наоборот, изменяли их направления.
  6. Издавали распоряжения и вели надзор по указаниям управы по устройству путей сообщения, взаимному страхованию, предоставляли отчет о проделанной работе.
    создание губернских и уездных земских собраний

Вышестоящие земские собрания осуществляли:

  1. Разделение зданий, путей сообщения, сооружений, повинностей, заведений призрения на категории. Классификация предполагала 2 группы: одна относилась к уезду, другая – к губернии.
  2. Ведение дел об организации новых ярмарок, изменении/перенесении сроков действовавших.
  3. Направление через начальника ходатайств о перенесении дорожных сооружений в категорию государственных по уважительным причинам.
  4. Ведение дел об организации новых пристаней на реках и перенесении существующих портов.
  5. Раскладку между уездами государственных сборов.
  6. Ведение дел по взаимному страхованию имущества от пожара.
  7. Рассмотрение и разрешение вопросов и трудностей, которые могли возникнуть при утверждении раскладок и смет по сборам.
  8. Разбор жалоб на действия управ.
    уездные и губернские земские собрания состояли из

Перечень занятий

Следует отметить, что в Положении 1864 г. в ст. 2 был приведен список дел, которые могли осуществлять земские собрания, но они не были для них обязательными. К ним, в частности, относились:

  1. Заведование имуществом, денежными сборами и капиталом, управление благотворительными учреждениями.
  2. Попечение о развитии системы народного продовольствия, промышленности и торговли.
  3. Управление взаимным страхованием имущества.
  4. Раскладку государственных сборов.
  5. Участие в развитии хозяйственного обеспечения народного здравоохранения и образования.
  6. Взимание и расходование сборов.
    как назывались члены земских собраний

Земские управы

Они выступали в качестве исполнительных органов. Их состав формировали земские собрания на первом заседании нового созыва. Не входили в состав исполнительных учреждений чиновники из казначейств, казенных палат, духовные лица. В губернской управе было 6 членов и председатель. Избирался орган на 3 года. В уездной управе присутствовало 2 члена и председатель, кандидатура которого утверждалась высшим местным должностным лицом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.