Сакрализация власти фараона в древнем Египте

Культ фараона в Древнем Египте играл особую роль в существовании общества. Это явление поддерживалось учением жрецов. Согласно ему, фараона считали воплощением божества или богочеловеком.

сакрализация власти фараона

Другими словами, правитель Древнего Египта имел двойную природу. Он обладал как человеческими, так и божественными истоками. Даже его рождение считалось результатом брака между богом-отцом и земной матерью. В связи с этим фараон правил на земле как воплощение Гора, а после смерти отождествлялся с владыкой уже подземного мира.

Династии правителей

История Древнего Египта делится на пять периодов. Это было Раннее и Древнее, Среднее и Новое, а также Позднее царство. Все они существовали в 3-1 тысячелетии до н.э. В эти времена страной поочередно правили тридцать династий фараонов, каждого из которых считали воплощением на земле верховного бога Осириса. Первым подобным правителем был Мина. В свое время он объединил Нижний и Верхний Египет.

Рассматривая культуру этой страны, необходимо отметить то, что она носила религиозный характер. Помимо этого, здесь имела место сакрализация власти фараона (кратко она будет описана в данной статье).

Отношение простых людей к властителям

Все правители Древнего Египта воплощали собой единство страны и считались фигурами сакральными. Именно поэтому и был столь развит культ фараона. В Древнем Египте он магическим образом обеспечивал столь необходимые разливы Нила при помощи проведения специальных ритуалов. Объяснить этот сверхъестественный дар весьма просто. Дело в том, что жрецы, которые владели соответствующими знаниями, уже знали, в какой именно день начнется разлив реки. Фараон же по их подсказке бросал в воду свиток с приказом. В глазах простых людей их правитель был тем полубожеством, которое вызывало полноводье.

Именно поэтому все жители страны были уверены, что от их властителя зависит урожайность полей, приплод домашних животных и даже рождение детей в каждой семье. Имя фараона запрещено было произносить вслух. В связи с этим простому люду приходилось использовать иносказания. А увидеть живого бога удавалось только немногим счастливцам. В египетских текстах можно найти описание такой аудиенции. От посетителя требовалось лежать на животе и целовать землю возле ног владыки страны. При этом простой человек часто терял сознание, а порой и жизнь, от священного трепета перед божеством.

Сакрализация

Из истории развития общества известно, что государственность в любой стране мира возникала на основе власти королей или царей, которая была, как правило, безграничной. Причем этот правитель был один на сотни тысяч и даже миллионы своих поданных.

сакрализация власти фараона в египте
Так было и в Древнем Египте. Там имела место сакрализация власти фараона. Это процесс, наделяющий правителя священными свойствами. Сильной централизованной власти в древнем государстве удалось добиться на основе идеи божественной природы фараона. Причем основными принципами этой власти являлась непостижимость и незыблемость. Древневосточный люд постоянно организовывался вокруг священной фигуры своего правителя. С ним народ соотносил свои помыслы и деяния, в нем видел источник бедствий и благодеяния. Фараон словно центрировал тот мир, в котором жили его подданные, и являлся своеобразной системой координат их взглядов на жизнь.

Религиозные представления

Сакрализация власти фараона выражалась в подчинении народа воле одного человека. Причем это явление основывалось на вере простых людей в то, что правитель их государства является представителем высших сверхъестественных сил, наделивших его многочисленными правами. Немаловажным моментом, при котором была возможна сакрализация власти фараона, являлось утверждение концепции «богочеловека», власть которого дарована ему свыше и не нуждается в каком-либо рациональном и логическом объяснении.

Существовало традиционное древнегреческое представление. Согласно ему, фараон был сыном не только верховного бога, но и всех остальных главных девяти богов. То есть в правителе страны были сконцентрированы все сверхъестественные силы.

Сакрализация власти фараона основывалась и на том, что он в определенной степени выше всех богов по отдельности. Причем это не просто посредник между двумя мирами. Он - продолжение божественного мира на земле. Такое видение власти хорошо просматривается в одном из древних текстов «Завещание Рамсеса».

Статус фараона

Образ и фигура божественного царя получили наиболее законченное и полное выражение в Древнем Египте. Но, несмотря на это, культ фараона являлся лишь тенденцией для сохранения первобытных представлений. Люди, проживавшие в глубинке, верили своим местным богам, и культ правителя государства существовал для них лишь формально.

сакрализация власти фараона в древнем
О том, что фараоны не всегда носили символ божественности в глазах поданных, свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты. Но все же в этом государстве культ правителя был развит настолько сильно, насколько это возможно в человеческом обществе.

Теократический характер власти

Главой Древнего Египта был фараон. В его руках сосредотачивалась абсолютная власть над страной, ее материальными, природными, трудовыми и земельными ресурсами. Название, которое носит подобная сакрализация власти фараона, – теократия. В переводе с греческого языка это слово означает «боговластие». Все, что имела страна, считалось собственностью ее правителя. И не случайно такое понятие, как «дом фараона», означало то же самое, что и «государство».

Учения жрецов Древнего Египта требовали от жителей страны беспрекословного подчинения своему правителю. Непослушание грозило людям страшными бедами не только при жизни, но и после смерти.

Роль искусства

Сакрализация власти фараона поддерживалась египетской культурой. Создаваемые при этом произведения искусства служили вовсе не источником эстетического наслаждения.

Они утверждали в поражающих воображение человека образах и формах ту власть, которой был наделен фараон. Культура Древнего Египта стояла на службе интересов верхушки страны и ее главы. В первую очередь она была призвана создавать памятники, которые прославляли фараонов и знать теократического государственного строя. Подобные произведения выполнялись по определенным правилам, благодаря чему еще больше усиливалась сакрализация власти фараона в Египте.

Шиферная плита Нармера

Существует яркий памятник, свидетельствующий о сакрализации власти фараона в Древнем Египте. Это шиферная плита Нармера. Она представляет собой пластину высотой шестьдесят четыре сантиметра, с обеих сторон которой нанесены рельефные изображения и краткие иероглифические надписи. Эта плита повествует о победе властителя Верхнего Египта Нармера над Нижним Египтом и объединении этих территорий в единое государство. Здесь можно увидеть изображение фараона в самом центре композиции. Он высечен с булавой, которой раздробляет голову вождю врагов. С обратной стороны Нармер в качестве победителя направляется к группе побежденных им военнопленных.

 культ фараона в древнем египте
Изображение, нанесенное на плите, доказывает тот факт, что действительно существовала сакрализация власти фараона в древнем египетском государстве. Ведь правитель изображен более высоким, чем все остальные. Причем данного принципа придерживались художники на протяжении не одного десятка лет во многих произведениях искусства.

Создание скульптур

Сакрализация власти фараона в Древнем Египте находила свое выражение во многих произведениях искусства. Скульпторы той поры изображали правителей государства с помощью статуй. При этом они старались идеализировать «полубогов», придавая их лицу спокойное выражение, а фигуру делая более величавой и могущественной.

сакрализация власти фараона это

Ярким примером является статуя фараона Хефрена. Этот умиротворенный и спокойный правитель восседает на троне, над которым расправил крылья бог Гор. Эта статуя, как и все остальные, является культовой, вмещая в себя, по представлению египтян, духовную сущность покойного. Причем в портрете фараона главным является не сходство с его чертами лица. Основной акцент здесь делается на типе властителя, отрешенного от обыденной жизни, являющегося главой крупнейшего древневосточного государства.

Создание храмов

Для сакрализации власти фараонов служили не только росписи, статуи и рельефы. Их власть прославлялась созданием грандиозных храмов, а также целых храмовых комплексов. Все они были воздвигнуты в честь обожествленных правителей Древнего Египта.

сакрализация власти фараона кратко
Одним из наиболее ярких примеров подобного архитектурного шедевра считается гробница царицы Хатшепсут. Ее возвели в конце 16 в. до н.э. в долине Дейр-аль-Бахри. Все основные картины и надписи этого заупокойного храма описывают рождение и коронование царицы, а также ее замечательный воинский подвиг – поход в страну Пунт. Это была первая женщина-фараон, правившая Древним Египтом.

Заупокойный культ

В памятниках искусства, дошедших до нас со времен далекой эпохи, четко прослеживаются две темы – жизни и смерти. В Египте существовало учение, утверждавшее, что умершего непременно ждет Воскресение.

Фараон в этом государстве – не только держатель власти, но и божественное существо. Окончив свою миссию в мире людей, ему положено вновь вернуться к богам, где он и пребывал до своего земного рождения.

Возведением гробниц, которые должны были служить «домом вечности», дополнительно утверждалась сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ в этом государстве нашли свое выражение и в этих архитектурных памятниках.

Могущественные властители собирали огромные армии работников, которых принуждали тяжело трудиться, высекая огромные гранитные блоки, доставляя их на место строительства, а затем поднимая и укладывая тяжелейшие материалы с использованием лишь примитивной техники.

История не знает ни одного другого государства, где правители решались бы на такие материальные и людские затраты только ради того, чтобы возвести подобный памятник. Однако в Древнем Египте эти гробницы имели важнейшее культовое значение. Народ верил, что с их помощью фараоны смогут совершить восхождение в мир богов. Сама пирамида представляла собой символ многоступенчатой скамьи для поминания, на которой было достаточно места для каждого жителя государства. Этот памятник был завершающим этапом в погребальном обряде, начинавшемся с пристани, на которую прибывало тело фараона, привезенное в лодке по Нилу. Весь последний путь правителя проходил с востока на запад, то есть повторял движение небесного Светила по небосклону.

Символы величия

Каким еще образом осуществлялась сакрализация власти фараона? Атрибуты, которые носил правитель Древнего Египта, были символами его величия. Одним из главных из них считался головной убор, который назывался «пшент». Он состоял из двух корон – красной (Нижнего Египта) и белой (Верхнего Египта). Данный головной убор являлся символом власти над обеими землями. Короны надевали одна на другую, прикрепляя спереди изображения богинь, – покровительниц этих территорий.

сакрализация власти фараона теократия и заупокойный культ
Повседневным головным убором для жителей Египта считался платок. У фараона он был в виде большого куска полосатой ткани, обруча со змеем и ленты. Такой платок называли «клафт», порой на него надевали корону.

Также в числе атрибутов власти фараона с древнейших времен находился посох. Он напоминал о былых временах, когда значительную роль в жизни людей играло скотоводство.

Жезл c изогнутым верхним концом – также символ власти правителя Египта. Называется он «хека», или «крюк». Кроме фараона этот символ носили высшие чиновники. Помимо этого, был еще один жезл – уас. Он представлял собой длинную трость с раздвоенным внизу концом. Верх уаса украшала стилизованная голова собаки или шакала.

Помимо этих атрибутов, символом власти фараона являлась плеть, или нехех (цеп). Немаловажным царским достоинством была и борода. Ее изготавливали из золота и подвязывали правителю.

Восседал фараон на троне. Это сиденье было выполнено в форме куба и имело очень низкую спинку. По обеим сторонам трона устанавливали символ объединения египетских земель, который представлял собой тростник, перевивающий папирус.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.