Кладбище паровозов, Пермский край. Старая, никому не нужная железнодорожная техника

Пермский край богат туристическими достопримечательностями и просто живописными местами для прогулок. Во время отдыха в этом регионе скучно не будет никому. Но если вы хотите получить наиболее яркие впечатления и увидеть нечто по-настоящему необычное, отправьтесь на «неформальную» экскурсию, например, посетите кладбище паровозов. Пермский край, станция Шумково – это место, где можно увидеть железнодорожные составы самых разных эпох.

Музей под открытым небом или «стратегический запас»?

Железнодорожные отстойники – типичное явление для нашей страны. Прогресс не стоит на месте, паровозы и электропоезда устаревают, ломаются. Так как речь идет о крупной и дорогостоящей технике, отправлять ее на утилизацию сразу же после списания – решение неразумное. Именно так и появляются отстойники – железнодорожные тупики, на ветки которых загоняют составы, снятые с рейсов.

Кладбище паровозов пермский край

Когда же и при каких обстоятельствах появилось на станции Шумково кладбище паровозов? Пермский край еще полвека назад мог похвастаться достаточно крупным пунктом ремонта и технического обслуживания железнодорожного транспорта. Именно такое предназначение первоначально имела станция Шумково. Сюда загоняли паровозы на ремонт, после чего вновь выпускали на рельсы. Постепенно некоторые слишком изношенные единицы техники на станции оставались на постой.

В 70-х годах прошлого века все железные дороги СССР обслуживались электро- и тепловозами. Именно тогда в Шумково образовалось кладбище паровозов. Пермский край достаточно долго являлся местом их стратегического хранения. Старожилы станции вспоминают, что первое время все паровозы и составы были законсервированы – регулярно проводилось полное техническое обслуживание, и при необходимости машины снова могли быть введены в эксплуатацию в любой момент. Сегодня же объект считается закрытым и охраняется, но, несмотря на это, попасть на его территорию не так уж и сложно.

Общее число экспонатов

Сегодня на станции Шумково стоит около двадцати старых паровозов, а также множество более современных электропоездов, тепловозов и вагонов. В общей сумме «коллекция» под открытым небом насчитывает около 200 единиц железнодорожной техники разных видов и времен. А ведь когда-то только паровозов здесь было около 140. Куда же они исчезли? Судьба устаревшей железнодорожной техники складывается по-разному. Много машин было продано в другие страны, в частности в Китае очень уважают ФД ("Феликс Дзержинский") и считают эти паровозы невероятно надежными. Одни единицы спецтехники были утилизированы, а другим повезло по-настоящему: они были отреставрированы и превратились в памятники.

Постой паровоз

Кладбище паровозов в наши дни

Официально станция Шумково и ее отстойник устаревшей железнодорожной техники все еще имеют статус особо охраняемого объекта, а вот секретность с него несколько лет назад сняли. При входе на территорию есть сторожка, сразу за которой можно увидеть «экспонаты». Это преимущественно пассажирские вагоны современного типа, изготовленные в девяностых годах. Несмотря на свою непродолжительную историю, выглядят они достаточно побитыми жизнью. Простояв годы под открытым небом и без должного обслуживания, многие вагоны прогнили и сильно заржавели. Но даже эта часть кладбища машин невероятно интересна и производит сильное впечатление.

Прогуливаясь между призраками поездов и электричек, так и хочется напеть себе под нос легендарное «Постой, паровоз, не стучите колеса…». И все же наиболее интересная часть стихийно образовавшегося «музея» находится дальше, к ней необходимо пройти через поле. Именно здесь можно увидеть настоящих «динозавров» железной дороги.

Самые интересные «экспонаты»

Старейшим паровозом в отстойнике является Эр 716-66, произведенный в Венгрии на заводе "Маваг" в 1936 году. На эту станцию он попал спустя сорок лет эксплуатации. Данный экземпляр неплохо сохранился и, вполне возможно, совсем скоро он обретет вторую жизнь – станет памятником, уже оформляются все необходимые документы.

Модели паровозов

Можно увидеть в отстойнике и отечественные машины, к примеру, знаменитый ИС-20 ("Иосиф Сталин"). Производство этих локомотивов было начато в 1920 году, и сегодня модели паровозов данной серии можно увидеть во многих музеях по всему миру.

Легальны ли экскурсии?

Сегодня территория железнодорожной станции все еще охраняется. На подходе к запасным путям можно увидеть сторожку, в которой всегда дежурят сотрудники специализированной пермской фирмы. Разумеется, железнодорожная техника не может быть похищена. Главную опасность для отстойника техники представляют мародеры и желающие поживиться металлом. А вот к туристам отношение более лояльное. Как признаются сами сотрудники охраны, после того как губернатор Пермского края выложил в личном блоге фото со станции, количество желающих посмотреть на «достопримечательность» увеличилось в разы. Впрочем, любители неформального туризма всегда приезжали сюда посмотреть на паровозы и поезда. Обычно охрана для видимости выказывает неудовольствие визитами туристов, но осмотр территории не запрещает. Некоторые сотрудники даже готовы сопровождать посетителей во время прогулки и выступать в роли экскурсоводов.

Кладбище паровозов пермский край как доехать

Полезная информация для путешественников

Паровозы стоят на рельсах в буквальном смысле посреди чистого поля. Между путями летом растет высокая трава, которую время от времени косят. Работники станции утверждают, что в данных местах водится много гадюк. Поэтому отправляться на экскурсию следует в закрытой обуви и одежде. Попасть на территорию объекта можно не только по устной договоренности с охранниками, но и получив официальное разрешение. Для этого необходимо направить соответствующий запрос руководству Свердловской железной дороги.

Станция шумково

Кладбище паровозов (Пермский край): как доехать из ближайших городов?

Ближайший к базе запаса населенный пункт – село Спасо-Барда. На него следует ориентироваться, если вы направляетесь к кладбищу паровозов на личном автомобиле или общественном транспорте. Самый близкий город к объекту – Кишерть, до него можно доехать из Перми на рейсовом автобусе. Удобнее всего отправиться в дорогу на машине. Выбрав этот вариант, вы точно увидите своими глазами кладбище паровозов. Пермский край имеет множество дорог. Проще всего не заблудиться, если въехать в Кишерть, свернуть в ней от церкви на Спасо-Барду. Далее вы проедете мост через реку Сылву, после него будет развилка.

Железнодорожная техника

Указателей здесь нет, вам необходимо свернуть на асфальтированную дорогу, идущую по железнодорожным путям. Теперь остается только двигаться до забора, где у вас будет возможность напроситься на экскурсию.

«Постой, паровоз!»: интересные факты о базе запаса в Шумково

Местные жители уже давно перестали удивляться «музею» под открытым небом. Более того, многим кладбище железнодорожной техники откровенно не нравится. А между тем назвать отстойник на станции Шумково бесполезным невозможно. К примеру, недавно один из «экспонатов» был задействован в праздничном составе на День Победы в Перми. Небольшое техническое обслуживание и внешний марафет - и «старичок» уверенно отправился в путь своим ходом, говорят, ветеранам было очень приятно видеть паровоз своей молодости в движении.

Паровозы и поезда

Ходят об отстойнике паровозов и самые настоящие легенды. Туристы, останавливающиеся возле станции на ночлег, утверждают, что слышали странные звуки со стороны кладбища техники. Впрочем, это легко объяснить, ведь неподалеку находится действующий цех по ремонту современных составов.

Посетить это место стоит всем любителям старинной техники и истории как таковой. Во многих музеях можно увидеть модели паровозов, которые стоят и здесь. Но согласитесь, намного интереснее смотреть на настоящие машины, нежели на их копии в уменьшенном масштабе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.