Трепонема паллидум (Treponema pallidum) - возбудитель сифилиса

Treponema pallidum – очень опасная бактерия, возбудитель сифилиса. Она стремительно проникает в человеческий организм и с такой же скоростью в нем размножается, при этом сильно поражая внутренние органы.

Описание бактерии

Трепонема паллидум – бактерия, имеющая клеточную оболочку. Способна жить некоторое время в окружающей среде. Эта бактерия относится к спирохетам. Она выглядит как спираль с мелкими завитками, которых может быть от восьми до двенадцати штук. Как раз по их количеству и форме эта бактерия определяется, когда делается микроскопия мазка.

трепонема паллидум

Этот микроорганизм почти не окрашивается красителями, которые используются в микробиологии. Для того чтобы увидеть бактерию, применяется контрастная микроскопия. Связано это с тем, что оболочка микроорганизма очень тонкая и под воздействием спирта быстро повреждается (а он как раз используется при фиксации окраски). При посеребрении бактерии она приобретает рыже-черный цвет.

Как долго живет бактерия

Treponema pallidum при попадании на предметы (в основном постельное белье и полотенца) сохраняется, пока не высохнет субстрат, в котором она находилась. Чаще всего это слюна, выделяемая жидкость из язв и эрозий, сперма и т. д. При температуре пятьдесят пять градусов бактерия может жить приблизительно пятнадцать минут. При более высокой гибнет значительно быстрее. Во время кипячения бактерия умирает за считаные секунды, то есть практически моментально.

Что губительно для бактерии

Для трепонемы паллидум губительны некоторые среды и вещества:

• висмут и мышьяк;
  • ртуть;
  • пенициллин;
  • щелочи и кислоты;
  • антисептики и дезинфицирующие растворы;
  • уксус и спирт;
  • УФО и свет.

кровь на сифилис

По данным исследований и экспериментов, проводимых учеными, выяснилось, что эта бактерия иногда может сохраняться некоторое время и в неблагоприятных для нее условиях. Например, в плохой среде, под светом, в высушенном состоянии или при доступе кислорода. Если попадается такой экземпляр микроорганизма, то он может жить в неблагоприятной для него среде до трех лет.

Рост трепонемы и основные антигены

Трепонема паллидум плохо выращивается из-за своей капризности. Клетки куриных эмбрионов и человека для выращивания этого микроорганизма не подходят. Есть два способа, как можно выделить культуру. Первый - заразить бактерией лабораторных кроликов и дождаться развития у этих животных специфического орхита. Второй - трепонему можно вырастить на специальных средах под вазелиновым маслом. Наличие этих микроорганизмов необходимо, чтобы получить антигены, при помощи которых определяется сифилис.

treponema pallidum

Патогенность трепонемы паллидум

Патогенность бактерии трепонема паллидум имеет свои особенности:

• благодаря наличию белка адгезина, который взаимодействует с фибронектином слизистых оболочек, обеспечивается «прилипание» к клеткам хозяина;
  • наличие миофибрилл и спиралевидная форма трепонемы паллидум способствуют глубокому проникновению и обуславливают миграцию по организму;
  • антифагоцитарная активность возникает благодаря способности данной бактерии связывать фибронектин;
  • воспаление начинается из-за присутствия липопротеиновых оболочек;
  • трепонема паллидум устойчива к воздействию антибактериальных препаратов из-за изменчивости антигенных свойств и способности образования Л-форм, что приводит к невозможности создать вакцину;
  • эти бактерии способны не только жить в интерстиции, но и размножаться там.

Антитела к бледной трепонеме

Бледные трепонемы в основном собираются на слизистых оболочках. Поэтому с легкостью передаются не только во время полового акта, но и в быту. Чаще всего через полотенца, посуду или поцелуи. К сожалению, человеческий организм не может выработать иммунитет к этим бактериям. Поэтому даже после полного излечения сифилиса болезнь может вновь вернуться.

Для определения заболевания берется кровь на сифилис. У большинства зараженных есть антитела к трепонеме паллидум. При первичном и повторном заболевании – у 88 и 78% больных соответственно. У остальных они или не обнаруживаются, или отсутствуют вовсе. Но отсутствие антител еще не говорит о том, что лечение прошло успешно. На латентной стадии болезни антитела в основном обнаруживаются лишь у 20 процентов больных.

антитела к трепонема паллидум

Через 1-2 недели с начала заболевания делается анализ сыворотки. IgM и IgA антитела к трепонема паллидум появляются в сыворотке именно в этот период. В течение периода от полугода до девяти месяцев титры иммуноглобулинов растут, затем начинается снижение их количества. Через время падает ниже определяемых значений и уровень антител. Некоторые не могут передаваться от матери к ребенку.

Антитела IgG появляются через 3-4 недели после заражения сифилисом. А к 6-9 неделе достигают своего пика. Большая концентрация антител сохраняется долго и снижается крайне медленно и только после терапии. А остаточный титр может сохраняться в организме всю жизнь.

Трепонемные антитела могут вырабатываться лишь к трепонеме паллидум. Поэтому при их нахождении можно точно утверждать, что сифилис есть на данный момент или был перенесен ранее.

Симптомы заражения бледной трепонемой

Есть ряд симптомов, указывающих на наличие в человеческом организме трепонемы паллидум. При их появлении необходимо сдать кровь на сифилис. Признаки могут различаться в зависимости от стадии заболевания.

положительный трепонема паллидум

На первой:

• появляются болезненные язвы с твердым шанкром, расположенным на слизистой рта, прямой кишки или половых органов;
  • увеличиваются лимфатические узлы;
  • самостоятельно язвы затягиваются как минимум через три недели, процесс может продлиться до полугода.

На второй:

• на теле появляется сифилитическая симметричная бледная сыпь;
  • головные боли, общее недомогание, повышается температура;
  • увеличиваются лимфатические узлы;
  • иногда могут выпадать волосы, а на гениталиях появляются широкие кондиломы.

На третьей происходит поражение:

• нервной системы;
  • головного и спинного мозга;
  • внутренних органов;
  • костей.

На первой и второй стадиях эффективно комплексное лечение, включающее в себя антибиотики, физиотерапию, иммуностимуляторы и общеукрепляющие препараты. Но если вовремя не обратиться к врачу, то через несколько лет начинается третья стадия заболевания, вылечить которую бывает практически невозможно.

анализ трепонема паллидум [

Как обнаруживается бледная трепонема?

Для определения, есть ли в организме бактерии, вызывающие сифилис, делается соответствующий анализ. Трепонема паллидум усилиями современной медицины может быть выявлена несколькими способами:

• На первой стадии сифилиса больной очень заразен и выделяет в окружающий мир множество бактерий. В этом случае применяется микроскопия мазка. Чтобы получить точные результаты, язвы обрабатывают физраствором для смытия мешающей микрофлоры. Потом производится соскоб и изготавливается мазок.
  • Нетрепонемные тесты. Здесь применяются скрининговые методы. Они хороши для первичной диагностики и последующего контроля во время лечения и диспансеризации. Но эти тесты часто дают ложный результат положительный. Трепонема паллидум при этом может в организме отсутствовать. Это происходит потому, что АГ (антитела к антигенам) берутся не возбудителя болезни.
  • Трепонемные тесты применяются именно для выявления трепонемы паллидум. Эти методы используются для подтверждения диагноза и исключения сифилиса при ложном скрининговом тесте.