Александр Панченко: биография и фото

Одним из самых известных филологов 20 века является Александр Панченко. Публикации и книги его в настоящее время активно цитируются в научных трудах. Ученый оставил после себя богатое наследие, которое еще предстоит осмыслить новым поколениям. Александр Панченко - филолог, основной сферой интересов которого был 17 век. Однако он не ограничился изучением этой эпохи. Академик Александр Панченко интересовался русской культурой и историей в целом, ее развитием. Это нашло отражение в его работах.

Александр Панченко родился в Ленинграде в 1937 году. Его родители были литературоведами, которые работали в Пушкинском доме. Поэтому уже с детства был знаком с традициями и атмосферой петербургской филологии Александр Панченко. Москва - город, богатый известными учеными, но и Санкт-Петербург подарил нам множество талантливых исследователей. Одним из них впоследствии и стал Александр Михайлович.

Период обучения

александр панченко

Будущий ученый в 1953 году был зачислен студентом в Ленинградский университет. В этом учебном заведении он одновременно изучал русистику и богемистику. Александру Михайловичу повезло с наставниками и профессорами на филологическом факультете. Ему довелось слушать лекции таких выдающихся ученых, как И. П. Еремин, В. Я. Пропп, Б. В. Томашевский, П. Н. Берков. В 1954 году Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в то время работал в Пушкинском доме (возглавлял Сектор древнерусской литературы), предложил Александру Михайловичу заняться медиевистикой. Это и определило его дальнейшую профессиональную судьбу.

александр панченко публикации

В 1958 году Александр Панченко окончил Карлов университет, находящийся в Праге, где он продолжил изучение богемистики. Одновременно он стал выпускником Ленинградского университета. После этого Александр Михайлович продолжил обучение в аспирантуре Пушкинского дома. Здесь проработал до самой своей смерти Александр Панченко. Фото Пушкинского дома представлено выше.

Защита кандидатской диссертации

В 1964 году Александр Михайлович защитил кандидатскую диссертацию. Ее тема – "Чешско-русские литературные связи 17 в.". Особенность данного труда состоит в том, что Александр Панченко для решения академических проблем обращался к 17 столетию. С этого времени русская литература 17 века – переломного, кризисного, переходного периода – стала главным научным интересом Александра Михайловича. Этот век, действительно, интересен, так как он во многом определил развитие русской культуры и истории в дальнейшие годы.

Докторская диссертация

александр панченко фото

В 1972 году Панченко защитил докторскую диссертацию, тема которой – "Русская силлабическая поэзия 17 в.". Эта монография стала большим событием в российской науке. Это объясняется не только новизной привлеченного материала и академической основательностью использованного Панченко подхода, но и методологическим новаторством ученого.

В отечественном литературоведении в то время уже долго длилась дискуссия о славянском барокко, в том числе и о русском. Монография Панченко внесла значительный вклад в решение данной проблемы. Ученый при этом не использовал западноевропейские мерки при анализе эстетической мысли и стихотворного творчества русских поэтов.

Концепция развития отечественной литературы 17 века

Панченко попытался отыскать другую формулу для определения первого отечественного направления в литературе. Для этого разработал концепцию развития литературы в России в 17 веке Александр Панченко. Научные взгляды его были изложены им впоследствии в соответствующих главах "Истории русской литературы", вышедшей в 1980 году. Эта концепция приобрела большую известность благодаря выходу в этом же году учебника "История русской литературы 10-17 вв." под редакцией Лихачева Д. С.

Работы, посвященные древнерусскому юродству

Другие важные труды Александра Михайловича, над которым он работал в 1970-е годы, - это его работы, посвященные древнерусскому юродству. Они были включены в книгу "Смеховой мир Древней Руси", изданную Панченко в соавторстве с Лихачевым в 1976 году. Александр Михайлович подчеркивал, что он изучает феноменологию, а не историю юродства. Подход, который он применил, - синтез методов исследования поэтики литературы Древней Руси и методов изучения различных нетрадиционных жанров и форм. Оба эти направления Панченко продуктивно использовал при изучении юродства, написав одну из самых ярких культурологических работ в отечественной истории.

Задача, которую преследовал Александр Михайлович, состояла в том, чтобы за якобы понятными и устоявшимися представлениями разглядеть суть явления, а потом и сущность культурного движения в истории нашей страны. Отсюда внимание Панченко к таким вещам, как косность в представлении древнерусского человека или к фразеологизму "потемкинские деревни". Вскрывая их первоначальный смысл, ученый указывал на то, что позднейшее либеральное историческое толкование подобных слов и словосочетаний затемняло их истинный смысл, а также смысл того исторического явления, к которому данные выражения относились.

"Русская культура в канун петровских реформ"

александр панченко биография

Итогом разысканий ученого, осуществленных им в начале 80-х годов прошлого века, стала его книга под названием "Русская культура в канун петровских реформ", изданная в 1984 году. Этот труд, вероятно, является важнейшей работой Панченко о 17 веке в России. Хотя материал его не ограничивался "бунташным веком" хронологически, в центре внимания Александра Михайловича находилось именно это время и начало следующего века.

Лев Николаевич Толстой назвал эпоху правления Петра I "узлом русской культуры". Панченко показал, как этот узел завязывался раньше. Он отметил, что истоки противоречий в отечественной жизни, с которыми пришлось столкнуться Петру, следует искать в 17 веке. Исследуя внешне несхожий и многообразный материал (вечность и история в системе культурных ценностей, писатель и книга, древнерусская концепция смеха и веселья и т. д.), ученый использовал новые методы анализа, определил новые культурные константы, в частности, новаторство протопопа Аввакума. Александр Михайлович убедительно показал, что в 17 веке у России при наличии собственных традиций имелось несколько культурных ориентиров. Действительно, это был узел различных культурных традиций. При Петре I победу одержала одна из них, однако это не означало нежизнеспособность других, к примеру, старообрядческой. Панченко считал, что все эти культуры хотя и не одинаковы, но равны. Нужно отметить, что во многих работах Александр Михайлович подчеркивал равноправие культур. В 17 веке специфика русской культуры заключалась в том, что в это время в ней сосуществовали различные пласты.

Цикл историософских работ

академик александр панченко

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века Панченко написал цикл историософских работ. Размышления известного ученого о путях и истоках России имели большое значение. Совместно с Л. Н. Гумилевым в 1990 году Панченко написал книгу "Чтобы свеча не погасла". Следует отметить, что Александр Михайлович всегда интересовался носителями прежней русской культуры, которые отвечали ученому взаимностью. Не обязательно этот взаимный интерес свидетельствовал об общности позиций. Представленные в книге диалоги о государственности и важных вопросах исторического развития культуры нашей страны выявлял прежде всего общность забот и тем.

Труды последнего десятилетия жизни Панченко

В 1992 году была опубликована статья Александра Михайловича "О специфике славянской цивилизации". Она могла бы дать название циклу трудов последних лет жизни ученого. В этой статье говорится о русской цивилизации. Панченко интересовали не только профессиональные проблемы. Русскую цивилизацию он рассмотрел в разные эпохи, от начала до современного состояния. Панченко Александр писал о таких важных моментах, как принятие христианства, петербургский период отечественной истории, революция 1917 года. Многие его выступления и статьи не случайно печатались в это время в газетах и журналах. Общество нуждалось в авторитетной фигуре, способной судить о глубинных процессах культуры, а также об их истоках.

Преподавательская деятельность, циклы передач

александр панченко научные взгляды

Многие годы свои взгляды на отечественную культуру и историю Александр Михайлович излагал студентам на лекциях. Ученый был профессором РГПУ им. Герцена. Его аудитория в последние годы жизни существенно выросла благодаря телевидению. Независимость суждений, оригинальность мысли, заинтересованность ученого понять логику событий истории снискали заслуженный успех этим передачам. Циклы телепередач о характере и смысле русской истории в 1996 году были удостоены Государственной премии.

Неслучайно специалист по литературе Древней Руси стал истолкователем русской культуры и истории в целом. Панченко Александр Михайлович на протяжении всей профессиональной карьеры подчеркивал в своих трудах, которых насчитывается более 300, что русский культурный процесс характеризуется единством. Благодаря своим знаниям Александр Михайлович смог взглянуть под новым углом зрения на новейшую историю, которая открылась ему какими-то иными, ранее неизвестными гранями.

Смерть Панченко

панченко александр михайлович

28 мая 2002 г. умер Александр Панченко, биография которого отмечена крупными достижениями в науке. Дело Александра Михайловича продолжил его сын, Александр Александрович, который тоже стал сотрудником Пушкинского дома и решил посвятить свою жизнь филологии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.