Родительный падеж отвечает на вопрос... Родительный падеж существительных: примеры

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

родительный падеж отвечает на вопрос

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? – одушевлённое существительное
  • чего? – неодушевлённое существительное

кого?

чего?

без друзей

от подруги

около матери

из мухи

с коня

у верблюда

возле бабушки

подле собаки

после мужчины

для сына

без карманов

от колодца

около дома

из дерева

с крыши

у калитки

возле входа

подле крыльца

после урока

для работы

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • где?
  • когда?
  • зачем?
  • как?

родительный падеж вопросы

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:

времени действия

образа действия

места действия

причины действия

цели действия

Когда?

Как?

Где?

Откуда?

Отчего?

Зачем?

после обеда

среди дня

до вечера

без печали

без энтузиазма

без огонька

у дороги

из города

возле школы

из-под куста

с горы

со смеху

с радости

из любопытства

из-за обиды

для дела

для работы

для учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

родительный падеж вопросы

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?
  • пара туфель или туфлей?

Если у кого-то от этих вопросов возникает оторопь, это нормально.

Самая большая головная боль – форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание – сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. –а с шипящ. перед ней: баржа – барж, кража – краж, лужа – луж, лыжа – лыж, туча – туч (без ь).
  • В им. п. –а,-я не после шипящ.: вафля – вафель, туфля – туфель, домна – домен, кочерга – кочерёг, няня – нянь, розга – розог, свадьба – свадеб, сплетня – сплетен, простыня – простынь, усадьба – усадеб.
  • В им. падеже – ия: лекция – лекций, армия – армий, пародия – пародий, фамилия – фамилий, экскурсия – экскурсий.
  • В им. п. – ья или -я: ладья – ладей, статья – статей, кегля – кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.

форма родительного падежа множественного числа

  • В им. п. – ня: вишня – вишен, спальня – спален, колокольня – колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня – кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. – ь: мать – матерей, дочь – дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость – костей, плеть – плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание –ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии –ев, -ов.

  • В им. п. –о: окно – окон, решето – решет, зеркало – зеркал, судно – суден; село – сёл, весло – вёсел; яблоко – яблок Но: шило – шильев, дно – доньев, личико - личиков (окончание –ев, -ов).
  • В им. п. –е: поле – полей, блюдце – блюдец, полотенце - полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье – гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье – кушаний, побережье - побережий, снадобье – снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье – устьев, низовье - низовьев (окончание –ев).

родительный падеж существительных

  • В им. п. –ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нулевое

-ей

–ов, -ев

люди

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении – эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нулевое окончание

окончание -ей

окончание –ов, -ев

нет мокасин, без нападок, несколько ножниц, нет рейтуз, наступление сумерек, без панталон, наступление потемок, спрыгнуть с ходуль, нет шаровар.

наступление будней, много граблей, несколько дровней, нет яслей.

без выкрутасов, до заморозков, нет клипсов, без лохмотьев, стыдиться отрепьев, нет пантов, без подонков;

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? – муж. и сред. рода
  • Какой? – женск. рода

Например:

вопросы родительного падежа множественного числа

  • зари (какой?) алой, вечерней – окончание –ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего – окончания –ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего – окончания –ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Здравствуйте! Очень познавательная статья, как можно с вами связаться, Вы учитель русского языка? На ютубе у Вас есть записи занятий или ролики? Заранее спасибо. Дайте пожалуйста ссылку!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.