Информационно-образовательная среда как часть образовательного пространства

Как бы ни хулили министерство образования и науки, нельзя сказать, что оно ничего не делает. Конечно, разнятся оценки деятельности, но тот факт, что она присутствует – неоспорим. Одним из наиболее интересных аспектов активности этого учреждения является создание образовательной среды. Что она собой представляет? Какие особенности имеет?

Общая информация

информационно образовательная среда
Образование является одной из самых важных составляющих современной личности. Ради справедливости следует упомянуть, что педагогикой и философией само понятие образовательного пространства ещё является весьма слабо проработанным. Возможно, такое положение дел сложилось в связи с тем, что традиционно обучение веками проводилось только в определённых закрытых учреждениях. Так, само понятие «образовательное пространство» было впервые применено только в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Но что оно собой представляет? Существующие наработки в официальных документах не дают полноценного представления об этом аспекте обучения. Этот термин, к примеру, можно встретить в законе об образовании и педагогических журналах. Как правило, он используется в качестве метафоры сохранения единства в процессе обучения, несмотря на то, что проводится активная децентрализация. Если рассматривать образовательное пространство как что-то целое, то такое не всегда можно сказать даже по отношению к территориям отдельных государств. В качестве примера можно привести вечерние школы при церквях и аналогичные организационные структуры при храмах других религий. Хотя, согласно законодательству, этим может заниматься только министерство образования и науки.

История возникновения и формирования

министерство образования и науки
Словосочетание «образовательное пространство» вошло в обиход довольно быстро. И это неслучайно. Этот процесс сопровождался резким переходом общества к информационной стадии развития, когда обмен данными не составляет проблемы. На гребне волны популярности и произошел «захват» сферы обучения. Сегодня, имея компьютер, можно получить допуск к большому количеству информации, необходимой человеку. Сейчас в университетах можно обучаться посредством сети. Но не стоит приписывать решающую роль одним информационным технологиям. Так, большое влияние оказало и ускорение жизни. Дело в том, что при этом оказалось во внимании людей большое количество интеграционных и дезинтеграционных процессов. И чтобы это всё обозначить, и был введён термин «образовательное пространство».

Почему происходят изменения?

Создаётся электронная информационно-образовательная среда, ускоряются процессы и происходит большое количество иных занятных вещей. Но почему? Чтобы было более понятно, проведём аналогию с физикой. Те, кто хорошо учили эту науку в школе, могут вспомнить, что прогресс протекает только в тех системах или посредством тех объектов, которые находятся в неравновесной ситуации или условиях. Это, а также открытость «исходного кода» и привело к тому, что благодаря обилию потоков информации, энергии и иных компонентов протекает эволюционный процесс. Всё это сопровождается повышением порядка, ростом структурности и сложности и, что весьма важно, понижением энтропии.

Информационно образовательная среда образовательного учреждения: корень всех процессов

создание образовательной среды
Почему же имеется крен именно в эту сторону? Наличие неравновесных условий обучения является следствием целенаправленного действия со стороны учителя и случайных массивов информации. Бытиё определяет сознание! И с точно такой же уверенностью можно сказать, что сознание определяет бытие. Учитывая распространённость информационных технологий, не стоит удивляться, что кому-то в голову пришла идея о том, что необходимо создать образовательную среду, которая будет базироваться на сайтах, клиентских программах, свободном доступе к материалам и так далее. Ведь это только усилит благотворное влияние школ, университетов и иных образовательных учреждений на умы людей. Также необходимо учитывать, что виртуализация структур учебных заведений, дистанционные формы обучения и отвязка от места способствует распространению образовательных услуг среди широких слоев населения. Эти процессы всё сильнее набирают обороты.

Синергетический эффект

электронная информационно образовательная среда
Так называют прецеденты, когда отдельные компоненты при соединении в единую систему дают сильный позитивный результат, больший, чем они могут дать по отдельности. Это очень хорошо показывает, что может дать информационно-образовательная среда школы или университета учащимся. Чтобы максимизировать результативность, необходимо создавать нужные неравновесные ситуации и состояния. Причем это всё должно быть реализовано таким образом, чтобы человек погружался в среду и мог спокойно выполнять образовательные функции. В естественных условиях эти процессы протекают довольно медленно. Чтобы исправить это, в среду приносятся целенаправленные изменения, направленные на то, чтобы взаимоотношения людей развивались в нужном русле. В качестве примера давайте рассмотрим школу. Ребенок может «сфальсифицировать» данные своего дневника, и родители не будут знать, каково истинное положение дел у их чада. А теперь давайте добавим немного информационных технологий. Допустим, есть электронный дневник. И родители могут в любой момент ознакомиться с текущим положением дел и обеспечить своему чаду наставления, если в этом есть нужда.

Структурное построение

информационно образовательная среда школы
Современная информационно-образовательная среда может быть рассмотрена и с формальной точки зрения. В качестве основы в таком случае необходимо взять понятия образовательной услуги и данных. То есть в определённом пространстве человек может получить конкретные знания. С формальной точки зрения, для работы такой системы необходимы источники образовательных услуг и потребители. В качестве канала выступают информационные сети, обеспечивающие передачу всего необходимого. Позитивно на протекающие процессы может повлиять и постоянная дифференциация социальных связей. Ведь благодаря этому можно выстроить четкую иерархию, в рамках которой будет организовано эффективное взаимодействие. Подобное наблюдается на факультетах информационных технологий. Так, преподавательский состав, как правило, имеет вольный доступ к наработкам студентов, которые обязаны быть в одном месте. Таким образом осуществляется эффективный контроль над учебным процессом и выполнением поставленных задач. Конечно, это только один пример реализации информационной образовательной среды, а их весьма много.

Совершенствование

Развитие информационно-образовательной среды является следствием успешности действий учебных организаций. Технологизация процессов говорит о том, что результатом деятельности подготовительных центров является наличие профессиональных кадров и возможность создания сложных наработок. Они, в свою очередь, работают над ускорением происходящих процессов подготовки и обучения. Получается замкнутый цикл разгонки происходящих событий. Причем при прохождении нового круга процесс будет только ускоряться.

Взаимодействие

современная информационно образовательная среда
Понятия "образовательная среда" и "пространство" имеют много точек соприкосновения. Их объединяет главным образом направленность на выполнение задач обучения. Они оба являются внешним окружением по отношению к субъекту, что получает образование. Следует отметить, что средой предусмотрено погружение в неё. Присущий здесь информационный поток используется для того, чтобы усовершенствовать и изменить в лучшую сторону человека. Следует также отметить определённую автономность образовательной среды, точнее, её информационной составляющей. Рассмотрим такой пример: есть человек, который проходит тестирование. Он взаимодействует со средой, выбирая ответы. Но непосредственно повлиять на оценки он не может. Таким образом, человек сталкивается с определёнными ограничениями. И техника сама может принимать решения по целому ряду вопросов. Конечно, здесь существует много нюансов, таких как взломы, обход, несовершенство системы и так далее, но мы их рассматривать не будем, поскольку это выходит за рамки статьи.

Комплексность

Необходимо не забывать, что современная информационно-образовательная среда является только частью образовательного пространства. Конечно, это важная составляющая, но не на ней всё держится. Так, в данном случае значительную роль играет и качество учебных материалов, которые представлены в среде. Также необходимо не сбрасывать со счетов и то, что данный инструментарий может быть существенно усовершенствован. Но для получения наибольшего эффекта необходимо следить за тем, как работает система, чтобы убирать или улучшать её составляющие части. В последующем, теоретически, можно будет рассчитывать на создание виртуального учителя. Но всё же необходимо соблюдать грани разумного. Так, уже сейчас можно сказать, что для информационно-образовательных сред характерным является жесткая централизация и тщательная проверка материала. Что ж, следует отметить, что здесь есть зерно рационализма – ведь если бы такой подход не был бы реализован, то весьма скоро эти полезные наработки могли бы превратиться во что-то похожее на среднестатистический портал или форум.

Заключение

развитие информационно образовательной среды
Кроме всего вышеописанного, следует отметить и то, что необходимо будет позаботиться и о безопасности используемых данных, поскольку вероятность появления талантливого человека, который не прочь получить права администратора и выставлять оценки по желанию, весьма высока. Но это не единственное направление, над которым ещё предстоит работать. Следует отметить, что данное направление ещё только начинает развиваться, поэтому здесь существует огромный простор для создания различных механизмов взаимодействия и поддержки решений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.