Административная ответственность, понятие, признаки, принципы которой будут рассмотрены далее, по своей сути выступает в качестве реакции государства на правонарушения субъектов. Наказания для виновных всегда включают в себя определенные обременения, ограничения, негативные лишения, взыскания. Все это – отрицательные последствия деяний лица.
Принцип ответственности в административном праве
Предусмотренные государством меры наказания предполагают претерпевание виновным субъектом определенных лишений. Между тем, санкции не сводятся к выполнению одной обязанности, которую нарушитель по тем или иным причинам не исполнил. Наказания могут носить организационный, имущественный или индивидуальный характер. Рассматривая понятие и принципы административной ответственности, необходимо отметить, что при применении к виновному лицу санкций, оно приобретает определенный юридический статус. Он, в свою очередь, предполагает не только ограничения и обременения, а также дополнительные обязанности, но и гарантии государства от произвола уполномоченных органов. При применении санкций учитываются такие принципы административной ответственности, как соразмерность, однократность и индивидуализация наказания.
Специфика
К административной ответственности привлекаются субъекты, совершившие проступки, указанные в КоАП. В сравнении с преступлениями, такие деяния несут меньшую общественную опасность. Кроме КоАП, административное наказание предусматривается и в прочих нормативных актах (региональных и федеральных). Санкции могут применяться и к гражданам, и к юрлицам за совершенные ими нарушения в сфере публичных интересов. Привлекать к ответственности виновных могут только уполномоченные структуры и служащие. Санкции могут применяться в судебном порядке. Он предполагает проведение определенных процедур и используется при серьезных нарушениях. В основном же действует внесудебный – административный – порядок. Он отличается сравнительной простотой, меньшей формализованностью и оперативностью. Рассматривая понятие и принципы административной ответственности, следует отметить, что санкции, которые применяются к виновным, не влекут судимости и увольнений.
Классификация
Существует позитивная ответственность. Она предполагает установление определенных требований к предстоящей инициативной, активной деятельности субъектов. Другим видом является ретроспективная (традиционная) ответственность. Она выражается в применении компетентными институтами и служащими взысканий к лицу, которое виновно в нарушении.
Характеристика
К ключевым признакам административной ответственности следует отнести:
- Регулирование нормами КоАП и прочих юридических актов. В совокупности они формируют систему административного права.
- Законодательное закрепление оснований для применения санкций.
- Определение круга субъектов. Ими могут выступать как физические, так и юрлица, а также их объединения.
- В качестве фактического основания для применения наказания выступает нарушение предписаний.
- Реализация через меры административного принуждения.
- К применению наказаний привлекается множество уполномоченных лиц и структур. В их число входят, в частности, суды, исполнительные институты власти, должностные лица.
- Привлечение к ответственности не влечет увольнения или судимости.
- Решение о применении наказания, как правило, выносится во внесудебном порядке.
- Меры принуждения реализуются по специально установленным правилам.
Система принципов административной ответственности: общие сведения
В зависимости от последствий, которые наступают для виновного, к нему могут применяться организационные, психологические либо имущественные лишения. КоАП определяет:
1. Составы нарушений.
2. Принципы административной ответственности.
3. Правила применения наказаний.
Отдельное значение имеют основополагающие положения, на которых базируется рассматриваемый институт. Цели и принципы административной ответственности определяют направления деятельности уполномоченных структур и служащих, правила вменения санкций.
Равенство субъектов
Принципы административной ответственности РФ отражают многие конституционные положения. В частности, это касается равенства всех субъектов перед законом. Это положение закреплено в ст. 19 Конституции. Законодательные предписания, принципы административной ответственности действуют на всех граждан, вне зависимости от их расы, пола, происхождения, должностного и имущественного статуса, языка, национальности, места проживания, принадлежности к общественным организациям и прочих обстоятельств. Аналогичное правило распространяется и на юрлиц: наказания за нарушения устанавливаются без принятия во внимания места расположения, организационной формы, подчиненности и прочего.
Особые случаи
Но имеются и несколько иные принципы привлечения. Административной ответственности подлежит также и ряд лиц, исполняющих государственные функции. И здесь принципы привлечения несколько отличаются от правил, действующих в общих случаях. Речь, в частности, идет о прокурорах, депутатах, судьях и других служащих. Признаки, принципы административной ответственности в случаях нарушения ими законодательных предписаний определяются Конституцией и федеральными нормативными актами. Для таких ситуаций предусматриваются специальные процедуры, существование которых обуславливается наличием комплекса мер сдерживания, обеспечивающих равновесие ветвей власти. Так, например, в ст. 19 ФЗ № 3 установлено, что депутат Госдумы, член СФ без согласования с соответствующей палатой Федерального Собрания не могут быть:
- Арестованы, задержаны, допрошены, а также подвергнуты обыску. В последнем случае исключение составляет досмотр непосредственно на месте преступления при взятии с поличным.
- Привлечены к уголовной, административной ответственности, вменяемой в судебном порядке.
- Подвергнуты личному обыску, кроме случаев, когда это предусматривается федеральным законодательством для обеспечения безопасности окружающих граждан.
Презумпция невиновности
Принципы административной ответственности направлены не только на пресечение незаконных действий/бездействий, но и обеспечивают гарантии защиты интересов предполагаемых нарушителей. На этом положении базируется справедливое судопроизводство и прочие процедуры, связанные с применением к субъектам тех или иных наказаний. Презумпция невиновности предполагает, что лицо может привлекаться к ответственности только в случае, если его вина будет доказана. Из этого следует, что субъект, в отношении которого начато производство по делу, считается невиновным, пока не доказано обратное в порядке, установленном КоАП. Материалы, которые предположительно подтверждают незаконность поведения субъекта, должны быть тщательно изучены и проверены уполномоченными структурами и служащими. Факт установления вины лица должен фиксироваться вступившим в силу постановлением судьи или иного должностного лица, рассматривавшего дело. Презумпция невиновности выражается также и в том, что субъект, привлекаемый к административной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. При этом, в соответствии с нормативными положениями, все сомнения, возникающие в ходе производства, трактуются в его пользу.
Законность
Функционирование административной системы базируется на определенных правилах, связанных с обеспечением правомерности применения принудительных мер к субъекту, совершившему нарушение. Законодательством, в частности, устанавливается, что:
- К лицу могут применяться меры обеспечение и принуждения исключительно в случаях, установленных нормативными актами.
- Привлечение субъекта к ответственности осуществляется должностным лицом либо компетентной структурой только в рамках их полномочий.
- При применении административных принудительных мер не допускаются бездействия/действия, а также решения, способные унизить человеческое достоинство.
Дополнительные положения
В теории административного права в настоящее время выявлено множество принципов, которые не нашли законодательного закрепления в качестве основополагающих. К таким положениям, например, следует отнести недопустимость придания обратного действия нормы, отягчающей или устанавливающей наказание. Существует запрет и на применение нового закона, смягчающего или устраняющего санкцию. Среди прочих положений стоит отметить следующие принципы:
- Гарантированности защиты в суде. Это значит, что каждый может обратиться в уполномоченный орган для восстановления своих прав, обжалования необоснованных либо незаконных постановлений, действий/бездействий, ущемляющих интерес субъекта.
- Недопустимости использования свидетельств и доказательств, полученных с нарушениями установленного порядка собирания материалов. Этот принцип вытекает из ст. 50 Конституции. Он обеспечивает гарантию защиту интересов субъекта от произвола служащих госорганов.
- Неотвратимости ответственности. Этот принцип предполагает, что определение меры ответственности и применение санкций обеспечивает наказание всех субъектов, допустивших нарушение закона.
- Индивидуализации. Это принцип устанавливает, что наказание должно вменяться лицу с учетом характера нарушения, отягчающих и смягчающих факторов, личных особенностей гражданина, его имущественного статуса, финансового положения (для организаций).
Задачи института
Законодательство предусматривает административную форму ответственности для:
- Обеспечения защиты порядка в обществе.
- Воспитания уважения к закону.
- Восстановления социальной справедливости.
- Предотвращения новых нарушений.
Достижение этих целей обеспечивается реализацией следующих функций:
- Штрафной (карательной). Она заключается в том, что ответственность, с одной стороны, выступает в качестве наказания, а с другой – как средство предупреждения совершения других нарушений.
- Воспитательной. Эта функция состоит в целенаправленном влиянии на сознание людей для формирования у них позитивного отношения к закону.
- Компенсационной. Она заключается в восстановлении материального положения, нарушенного в связи с совершенным проступком.
Заключение
В качестве нормативного основания применения административной ответственности выступает система правовых предписаний, определяющих условия и порядок реализации установленных законом мер принуждения. Санкции могут применяться к субъекту только в случае совершения им проступка, предусмотренного в КоАП и ряде других отраслевых закона. В качестве процессуального основания для применения мер ответственности выступает постановление уполномоченной структуры или служащего, вынесенное в соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве. Нормативная база института включает в себя КоАП, федеральные и региональные правовые акты. Они устанавливают принципы административной ответственности, правила ее применения, полномочия должностных лиц и компетентных структур. Субъект, совершивший нарушение, может подвергаться наказанию только в соответствии с действующими в указанных нормативных актах предписаниями.